Коренные малочисленные народы Российской федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Коренные малочисленные народы Российской федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Местный референдум
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... пришел к обоснованному выводу, что представители коренных малочисленных народов наделены дополнительными правами в сфере использования и охраны земли, как основы их жизни и деятельности, на территории, признанной и закрепленной за ними государством, в связи с чем жители Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края имеют право инициировать местный референдум по вопросу возможности промышленного использования земель и природных ресурсов на территории Аяно-Майского муниципального района, отнесенной законодателем к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... пришел к обоснованному выводу, что представители коренных малочисленных народов наделены дополнительными правами в сфере использования и охраны земли, как основы их жизни и деятельности, на территории, признанной и закрепленной за ними государством, в связи с чем жители Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края имеют право инициировать местный референдум по вопросу возможности промышленного использования земель и природных ресурсов на территории Аяно-Майского муниципального района, отнесенной законодателем к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам" Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации""По смыслу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимым условием для назначения социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), является как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факт постоянного проживание на день назначения пенсии в районах проживания малочисленных народов Севера и занятия традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Национальные меньшинства и коренные малочисленные народы в России: правовые проблемы идентификации
(Кряжков В.А., Суханов К.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)"Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6
(Кряжков В.А., Суханов К.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)"Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6
Вопрос: Об обязанности по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов родовыми общинами коренных малочисленных народов Севера.
(Письмо Минфина России от 20.01.2025 N 03-06-07-03/3784)Вопрос: Об обязанности по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов родовыми общинами коренных малочисленных народов Севера.
(Письмо Минфина России от 20.01.2025 N 03-06-07-03/3784)Вопрос: Об обязанности по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов родовыми общинами коренных малочисленных народов Севера.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)7. Общины коренных малочисленных народов
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)7. Общины коренных малочисленных народов
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Статья 6.1. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Статья 6.1. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- занятые ведением личного подсобного хозяйства, осуществлением традиционной хозяйственной деятельности, занимающиеся промыслами, в том числе народными художественными промыслами, традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации, и реализующие произведенную продукцию по договорам;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- занятые ведением личного подсобного хозяйства, осуществлением традиционной хозяйственной деятельности, занимающиеся промыслами, в том числе народными художественными промыслами, традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации, и реализующие произведенную продукцию по договорам;
Статья: Совершенствование организации деятельности адвокатуры по защите прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
(Квач И.В.)
("Адвокатская практика", 2022, N 2)В последнее время политика бизнеса в отношении коренных народов в России существенно изменяется. Промышленные компании все чаще поворачиваются в сторону необходимости поддержки и создания условий для развития КМНС. Важное место в этом процессе играют законодательные изменения. Принятый в 2020 г. Федеральный закон "О государственной поддержке предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации" (2020 г.) ввел понятие "стандарта ответственности" как перечня принципов, рекомендованных к использованию резидентами (промышленными компаниями) Арктической зоны при организации взаимодействия с коренными малочисленными народами Российской Федерации <17>.
(Квач И.В.)
("Адвокатская практика", 2022, N 2)В последнее время политика бизнеса в отношении коренных народов в России существенно изменяется. Промышленные компании все чаще поворачиваются в сторону необходимости поддержки и создания условий для развития КМНС. Важное место в этом процессе играют законодательные изменения. Принятый в 2020 г. Федеральный закон "О государственной поддержке предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации" (2020 г.) ввел понятие "стандарта ответственности" как перечня принципов, рекомендованных к использованию резидентами (промышленными компаниями) Арктической зоны при организации взаимодействия с коренными малочисленными народами Российской Федерации <17>.
Ситуация: Какие нужны документы для оформления пенсии по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы, подтверждающие принадлежность к малочисленным народам Севера, в том числе свидетельство о рождении (например, в случае отсутствия сведений в утвержденном списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы, подтверждающие принадлежность к малочисленным народам Севера, в том числе свидетельство о рождении (например, в случае отсутствия сведений в утвержденном списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ);
Статья: Права коренных малочисленных народов Севера: теоретические и практические аспекты
(Анисимов В.Ф., Арзамасцев А.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Рассматривая конкретное содержание каталога прав КМНС в действующем российском законодательстве, необходимо отметить, что на федеральном уровне правового регулирования основополагающим профильным актом является Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <6> (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), который детализируется и конкретизируется нормативными положениями аналогичных законов субъектов Федерации (региональный уровень нормативизации и юридизации особого правового статуса КМНС).
(Анисимов В.Ф., Арзамасцев А.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Рассматривая конкретное содержание каталога прав КМНС в действующем российском законодательстве, необходимо отметить, что на федеральном уровне правового регулирования основополагающим профильным актом является Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <6> (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), который детализируется и конкретизируется нормативными положениями аналогичных законов субъектов Федерации (региональный уровень нормативизации и юридизации особого правового статуса КМНС).
Статья: Категоризация представителей северных этносов и иных лиц, обладающих статусом коренных малочисленных народов Севера
(Грязнова А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Из анализа п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 82-ФЗ), аналогичных статусных законов и подзаконных актов субъектов Российской Федерации (далее - субъект РФ) можно сделать вывод, что федеральное и региональное законодательство различает три основных категории представителей северных этносов, обладающих статусом коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС). Это, в частности:
(Грязнова А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Из анализа п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 82-ФЗ), аналогичных статусных законов и подзаконных актов субъектов Российской Федерации (далее - субъект РФ) можно сделать вывод, что федеральное и региональное законодательство различает три основных категории представителей северных этносов, обладающих статусом коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС). Это, в частности:
Вопрос: Об исчислении и уплате страховых взносов общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
(Письмо ФНС России от 27.12.2024 N БС-16-11/379@)Вопрос: Об исчислении и уплате страховых взносов общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
(Письмо ФНС России от 27.12.2024 N БС-16-11/379@)Вопрос: Об исчислении и уплате страховых взносов общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Статья: Понятие и виды юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ.
Статья: Коренные малочисленные народы Севера как субъекты конституционного права: вопросы теории и практики
(Гарифуллина А.Р., Юн Л.В.)
("Российский судья", 2023, N 5)Н.А. Филиппова, исследуя институт коренных малочисленных народов, акцентирует свое внимание "...на таких факторах, как воплощение в жизнь национальных интересов России в Арктике, изменения, связанные с климатом, порождающие на соответствующих территориях обновленные многомасштабные риски, составной частью которой являются в большинстве своем коренные малочисленные народы России..." <2>.
(Гарифуллина А.Р., Юн Л.В.)
("Российский судья", 2023, N 5)Н.А. Филиппова, исследуя институт коренных малочисленных народов, акцентирует свое внимание "...на таких факторах, как воплощение в жизнь национальных интересов России в Арктике, изменения, связанные с климатом, порождающие на соответствующих территориях обновленные многомасштабные риски, составной частью которой являются в большинстве своем коренные малочисленные народы России..." <2>.