Контрольные действия внутреннего финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрольные действия внутреннего финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внутренний финансовый контроль (проведение казначейством проверок) в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют в том числе органы внутреннего государственного финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют в том числе органы внутреннего государственного финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О лицах, которые вправе проводить контрольные мероприятия и осуществлять контрольные действия в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 02-09-10/25753)Вопрос: О лицах, которые вправе проводить контрольные мероприятия и осуществлять контрольные действия в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 02-09-10/25753)Вопрос: О лицах, которые вправе проводить контрольные мероприятия и осуществлять контрольные действия в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок.
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)По сравнению с нормативно-правовыми и методическими документами по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) бюджетных средств г. Москвы добавился новый метод внутреннего финансового аудита - мониторинг процедур внутреннего финансового контроля, представляющий собой регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)По сравнению с нормативно-правовыми и методическими документами по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) бюджетных средств г. Москвы добавился новый метод внутреннего финансового аудита - мониторинг процедур внутреннего финансового контроля, представляющий собой регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)- дополнены федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
(разработаны Минфином России)- дополнены федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)- утверждены изменения в федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусматривающие уточнение правил проведения контрольных мероприятий, оформления их результатов;
(разработаны Минфином России)- утверждены изменения в федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусматривающие уточнение правил проведения контрольных мероприятий, оформления их результатов;
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Л.В. Завьяловой и К.Е. Шилехиным проведен анализ подходов к выделению этапов финансового контроля и конкретизированы этапы внутреннего финансового контроля:
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Л.В. Завьяловой и К.Е. Шилехиным проведен анализ подходов к выделению этапов финансового контроля и конкретизированы этапы внутреннего финансового контроля:
Статья: Финансовый контроль за реализацией научных проектов класса "мегасайенс": текущее состояние и перспективы совершенствования
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<13> Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5464.
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<13> Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5464.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<469> См., например: Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" и др.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<469> См., например: Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" и др.
Вопрос: О действиях органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ при выявлении нарушений законодательства РФ в сфере закупок в ходе проверки исполнения контрактов.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-09-08/6396)В этой связи полагаем, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при проверке (анализе) направлений финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых объектом контроля и являющихся предметом контроля, могут осуществлять контрольные действия в отношении всех финансово-хозяйственных операций в рамках указанных направлений, в том числе при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также в отношении операций и процедур, совершаемых объектом контроля при исполнении контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которых одновременно являются как средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации, так и иные внебюджетные источники.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-09-08/6396)В этой связи полагаем, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при проверке (анализе) направлений финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых объектом контроля и являющихся предметом контроля, могут осуществлять контрольные действия в отношении всех финансово-хозяйственных операций в рамках указанных направлений, в том числе при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также в отношении операций и процедур, совершаемых объектом контроля при исполнении контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которых одновременно являются как средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации, так и иные внебюджетные источники.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном нормативном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур (Письмо Минфина России от 17.12.2019 N 02-02-05/98728).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном нормативном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур (Письмо Минфина России от 17.12.2019 N 02-02-05/98728).
Вопрос: Об отзыве (отмене), обжаловании и признании недействительным представления (предписания) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 15.12.2023 N 02-09-05/121640)Обжалование представлений (предписаний) в досудебном порядке осуществляется в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1237.
(Письмо Минфина России от 15.12.2023 N 02-09-05/121640)Обжалование представлений (предписаний) в досудебном порядке осуществляется в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1237.
Статья: Современные проблемы совершенствования мер уголовно-правового обеспечения деятельности органов государственного финансового контроля при реализации принципов эффективности, адресности и целевого характера бюджетных средств
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Исследовав вопросы совершенствования мер уголовно-правового обеспечения контрольной деятельности, автор показал несовершенство законодательства. За отказ в предоставлении информации только Счетной палате РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 287 УК РФ), а за аналогичные действия (бездействие) применительно к органам государственного внутреннего финансового контроля и контрольно-счетных органов субъектов Федерации и муниципальных образований уголовная ответственность отсутствует. Обоснованы предложения по унификации уголовно-правовой охраны контрольной деятельности всех органов государственного финансового контроля.
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Исследовав вопросы совершенствования мер уголовно-правового обеспечения контрольной деятельности, автор показал несовершенство законодательства. За отказ в предоставлении информации только Счетной палате РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 287 УК РФ), а за аналогичные действия (бездействие) применительно к органам государственного внутреннего финансового контроля и контрольно-счетных органов субъектов Федерации и муниципальных образований уголовная ответственность отсутствует. Обоснованы предложения по унификации уголовно-правовой охраны контрольной деятельности всех органов государственного финансового контроля.
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<19> См.: Постановления Правительства РФ: от 6 февраля 2020 г. N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 6. Ст. 699; от 6 февраля 2020 г. N 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 7. Ст. 829; от 27 февраля 2020 г. N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований" // СЗ РФ. 2020. N 9. Ст. 1206; от 23 июля 2020 г. N 1095 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" // СЗ РФ. 2020. N 31 (часть II). Ст. 5176; от 17 августа 2020 г. N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5462; от 17 августа 2020 г. N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5464; от 16 сентября 2020 г. N 1478 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности" // СЗ РФ. 2020. N 39. Ст. 6055.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<19> См.: Постановления Правительства РФ: от 6 февраля 2020 г. N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 6. Ст. 699; от 6 февраля 2020 г. N 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 7. Ст. 829; от 27 февраля 2020 г. N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований" // СЗ РФ. 2020. N 9. Ст. 1206; от 23 июля 2020 г. N 1095 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" // СЗ РФ. 2020. N 31 (часть II). Ст. 5176; от 17 августа 2020 г. N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5462; от 17 августа 2020 г. N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5464; от 16 сентября 2020 г. N 1478 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности" // СЗ РФ. 2020. N 39. Ст. 6055.
Готовое решение: Что нужно знать о внутреннем финансовом контроле, осуществляемом в рамках ведомства
(КонсультантПлюс, 2025)2.3. Какие контрольные действия совершают при осуществлении внутреннего финансового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)2.3. Какие контрольные действия совершают при осуществлении внутреннего финансового контроля