Конституция права и свободы
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция права и свободы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Права и обязанности профсоюза, его членов
(КонсультантПлюс, 2025)...Суд пришел к правильному выводу, что установленные в пункте... Правил внутреннего трудового распорядка филиала ООО... порядок дачи средствам массовой информации интервью о деятельности филиала и запрет на использование и распространение в неслужебных целях информации, ставшей известной в связи с исполнением должностных обязанностей, а также другой информации, которая может нанести вред филиалу и/или поставить под сомнение его деловую репутацию, а также в пункте... Положения "Об этике и служебном поведении работников филиала ООО..." обязанность работника по воздержанию от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении предприятия, его руководителей; соблюдению установленных на предприятии правил предоставления информации и публичных выступлений не противоречат требованиям части 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, не ухудшают положение истца по сравнению с трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями и не ущемляют гарантированные частью 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации права на свободу мысли и слова.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суд пришел к правильному выводу, что установленные в пункте... Правил внутреннего трудового распорядка филиала ООО... порядок дачи средствам массовой информации интервью о деятельности филиала и запрет на использование и распространение в неслужебных целях информации, ставшей известной в связи с исполнением должностных обязанностей, а также другой информации, которая может нанести вред филиалу и/или поставить под сомнение его деловую репутацию, а также в пункте... Положения "Об этике и служебном поведении работников филиала ООО..." обязанность работника по воздержанию от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении предприятия, его руководителей; соблюдению установленных на предприятии правил предоставления информации и публичных выступлений не противоречат требованиям части 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, не ухудшают положение истца по сравнению с трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями и не ущемляют гарантированные частью 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации права на свободу мысли и слова.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29 Конституции РФ"Ссылка в жалобе на нарушение права Б. на свободу выражения мнения, предусмотренного ст. 29 Конституции РФ, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 КоАП РФ, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно таким федеральным законом является Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", в частности, норма, предусмотренная статьей 12 данного Федерального закона."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы и способы защиты чести, достоинства и деловой репутации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому право свободы мысли и слова, а также право на распространение информации любым законным способом. Вместе с тем ч. 3 ст. 17 Конституции РФ установлено правило, по которому реализация прав одним лицом не должна нарушать прав других лиц. Другими словами, право автора и распространителя информации не должно нарушать прав лица, о котором он размещает информацию.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому право свободы мысли и слова, а также право на распространение информации любым законным способом. Вместе с тем ч. 3 ст. 17 Конституции РФ установлено правило, по которому реализация прав одним лицом не должна нарушать прав других лиц. Другими словами, право автора и распространителя информации не должно нарушать прав лица, о котором он размещает информацию.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О военном положении"1. В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами.
(ред. от 13.12.2024)
"О военном положении"1. В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами.
Статья: Какие секреты хранит пенсионная система? За что и как начисляют пенсию в ПФР и какие споры чаще решают суды?
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)Основываясь на ряде норм, в том числе в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)Основываясь на ряде норм, в том числе в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Статья: Понятие и характеристика права на свободу слова
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В п. 3 ст. 19 Пакта закреплено, что пользование предусмотренными в п. 2 ст. 19 Пакта правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: 1) для уважения прав и репутации других лиц; 2) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В п. 3 ст. 19 Пакта закреплено, что пользование предусмотренными в п. 2 ст. 19 Пакта правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: 1) для уважения прав и репутации других лиц; 2) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)В Определении от 18.06.2004 N 263-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что положение абзаца 1 п. 1 ст. 91 Закона об АО об обязанности акционерного общества обеспечить акционерам доступ к своим документам направлено, среди прочего, на обеспечение информационной открытости хозяйственной деятельности акционерного общества и возможности реализации акционерами своих прав, однако при этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 17 (часть 1) Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)В Определении от 18.06.2004 N 263-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что положение абзаца 1 п. 1 ст. 91 Закона об АО об обязанности акционерного общества обеспечить акционерам доступ к своим документам направлено, среди прочего, на обеспечение информационной открытости хозяйственной деятельности акционерного общества и возможности реализации акционерами своих прав, однако при этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 17 (часть 1) Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья: Организация публичной власти как гарантия прав и свобод человека
(Попондопуло В.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Ключевые слова: государство, публичная власть, федерализм, местное самоуправление, Конституция, права и свободы человека, принцип субсидиарности, народный и государственный суверенитет.
(Попондопуло В.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Ключевые слова: государство, публичная власть, федерализм, местное самоуправление, Конституция, права и свободы человека, принцип субсидиарности, народный и государственный суверенитет.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)За деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется президентский контроль, как непосредственный, так и опосредованный. Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Президент издает указы, касающиеся местного самоуправления, обладает правом законодательной инициативы, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ по вопросу проверки конституционности федерального или регионального правового регулирования местного самоуправления, а также инициировать конституционную проверку проекта закона. Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 (в ред. от 11 июня 2021 г.) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" введена система оценки деятельности органов местного самоуправления, утвержден Перечень показателей ее эффективности, среди которых удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями. При Президенте России действует Совет по развитию местного самоуправления <1>, на заседании которого рассматривались и вопросы участия местного самоуправления в реализации национальных проектов, осуществления муниципального контроля <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)За деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется президентский контроль, как непосредственный, так и опосредованный. Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Президент издает указы, касающиеся местного самоуправления, обладает правом законодательной инициативы, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ по вопросу проверки конституционности федерального или регионального правового регулирования местного самоуправления, а также инициировать конституционную проверку проекта закона. Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 (в ред. от 11 июня 2021 г.) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" введена система оценки деятельности органов местного самоуправления, утвержден Перечень показателей ее эффективности, среди которых удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями. При Президенте России действует Совет по развитию местного самоуправления <1>, на заседании которого рассматривались и вопросы участия местного самоуправления в реализации национальных проектов, осуществления муниципального контроля <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Эти отношения представляют собой конституционное право граждан, закрепленное в ст. 29 Конституции РФ, в соответствии с которой "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Несмотря на то что в соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в отрыве от норм федерального законодательства, которые конкретизируют и закрепляют порядок реализации прав человека и гражданина с целью недопущения их нарушения, эти права будут труднореализуемыми.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Эти отношения представляют собой конституционное право граждан, закрепленное в ст. 29 Конституции РФ, в соответствии с которой "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Несмотря на то что в соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в отрыве от норм федерального законодательства, которые конкретизируют и закрепляют порядок реализации прав человека и гражданина с целью недопущения их нарушения, эти права будут труднореализуемыми.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Необходимость судебного контроля в сфере помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении обосновывается прежде всего высокой социальной значимостью и важностью затрагиваемых прав иностранного гражданина. Так, при принудительном помещении иностранного гражданина в специальное учреждение ограничивается его свобода и личная неприкосновенность. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии в специальное учреждение, является мерой лишения (ограничения) его свободы <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Необходимость судебного контроля в сфере помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении обосновывается прежде всего высокой социальной значимостью и важностью затрагиваемых прав иностранного гражданина. Так, при принудительном помещении иностранного гражданина в специальное учреждение ограничивается его свобода и личная неприкосновенность. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии в специальное учреждение, является мерой лишения (ограничения) его свободы <1>.