Конституционный суд о пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционный суд о пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона "О страховых пенсиях""Как следует из представленных материалов, нарушение своих прав заявительница связывает с отказом правоприменительных органов включить периоды ее службы в органах внутренних дел в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". Однако Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной и иной приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О, от 28 января 2016 года N 48-О, от 24 апреля 2018 года N 946-О и др.)."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10 "Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца" Федерального закона "О страховых пенсиях""Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Л.Л.В., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 10, 16, 25 Семейного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", принимая во внимание позицию, выраженную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 1377-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г. на нарушение ее конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что на момент обращения за назначением пенсии по потере кормильца Л.Л.Н. не находилась в родственных отношениях с Л., так как брак между ними был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ и с указанного времени истец супругой Л. не является.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционная идентичность стран Вышеградской группы и России: сравнительно-правовое исследование
(Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Еще одной важной особенностью концептуализации доктрины конституционной идентичности являются сравнительно редкие упоминания концепции национальной идентичности и других нематериальных компонентов идентичности. В решении по делу о Словацких пенсиях Конституционный суд Чехии, конечно, упоминает общие исторические условия формирования двух государств как важный фактор конституционного развития Чехии, но, по нашему мнению, вряд ли этот "исторический фактор" является частью конституционной идентичности Чехии <58>. Определенное мнение о роли этого концепта можно будет высказать в будущем и только в том случае, если он будет использован при идентификации положений материального ядра конституции. В Венгрии и Польше этим нематериальным компонентам идентичности уделяется гораздо больше внимания. Например, как мы указывали выше, в Венгрии одним из основных компонентов конституционной идентичности выступает историческая конституция. Следует принять во внимание, что чешские ученые Д. Косарж и Л. Выгнанек по этому вопросу придерживаются иного мнения. Они утверждают, что чешская конституционная идентичность напрямую связана с "народной конституционной идентичностью", которая основана на уникальных исторических обстоятельствах возникновения чешской государственности <59>. На наш взгляд, из решения самого суда это не следует, иначе он бы высказался по этому вопросу более конкретно, прямо включив нематериальный компонент в дефиницию.
(Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Еще одной важной особенностью концептуализации доктрины конституционной идентичности являются сравнительно редкие упоминания концепции национальной идентичности и других нематериальных компонентов идентичности. В решении по делу о Словацких пенсиях Конституционный суд Чехии, конечно, упоминает общие исторические условия формирования двух государств как важный фактор конституционного развития Чехии, но, по нашему мнению, вряд ли этот "исторический фактор" является частью конституционной идентичности Чехии <58>. Определенное мнение о роли этого концепта можно будет высказать в будущем и только в том случае, если он будет использован при идентификации положений материального ядра конституции. В Венгрии и Польше этим нематериальным компонентам идентичности уделяется гораздо больше внимания. Например, как мы указывали выше, в Венгрии одним из основных компонентов конституционной идентичности выступает историческая конституция. Следует принять во внимание, что чешские ученые Д. Косарж и Л. Выгнанек по этому вопросу придерживаются иного мнения. Они утверждают, что чешская конституционная идентичность напрямую связана с "народной конституционной идентичностью", которая основана на уникальных исторических обстоятельствах возникновения чешской государственности <59>. На наш взгляд, из решения самого суда это не следует, иначе он бы высказался по этому вопросу более конкретно, прямо включив нематериальный компонент в дефиницию.
Статья: Спор об изменении формулировки основания увольнения (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Формулировка ч. 3 ст. 80 ТК РФ предусматривает возможность увольнения работника именно в связи с фактом его выхода на пенсию, а не в связи с наличием у работника статуса пенсионера. Если выход работника на пенсию состоялся до его поступления на работу в организацию, он не вправе вновь уволиться в связи с выходом на пенсию (Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 N 1487-О).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Формулировка ч. 3 ст. 80 ТК РФ предусматривает возможность увольнения работника именно в связи с фактом его выхода на пенсию, а не в связи с наличием у работника статуса пенсионера. Если выход работника на пенсию состоялся до его поступления на работу в организацию, он не вправе вновь уволиться в связи с выходом на пенсию (Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 N 1487-О).
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 04.02.2014
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2013 года"10. Постановлением от 6 ноября 2013 года N 23-П Конституционный Суд дал оценку конституционности части первой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2013 года"10. Постановлением от 6 ноября 2013 года N 23-П Конституционный Суд дал оценку конституционности части первой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Судебная коллегия указала, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении заявления Ш. об изменении способа исполнения решения суда путем снижения размера ежемесячных удержаний из страховой пенсии по старости положения частей 1 - 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положения Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и нормы статей 203 и 434 ГПК РФ не применены с учетом правовой позиции Конституционного Суда, согласно которой, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (постановление Конституционного Суда от 12 июля 2007 г. N 10-П, определения Конституционного Суда от 18 апреля 2006 г. N 104-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О, от 19 июля 2016 г. N 1713-О и др.).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Судебная коллегия указала, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении заявления Ш. об изменении способа исполнения решения суда путем снижения размера ежемесячных удержаний из страховой пенсии по старости положения частей 1 - 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положения Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и нормы статей 203 и 434 ГПК РФ не применены с учетом правовой позиции Конституционного Суда, согласно которой, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (постановление Конституционного Суда от 12 июля 2007 г. N 10-П, определения Конституционного Суда от 18 апреля 2006 г. N 104-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О, от 19 июля 2016 г. N 1713-О и др.).
Статья: Право медиков на досрочную пенсию
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 18)В связи с этим, по мнению КС, различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения, основанные "на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы", сами по себе не могут рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение. Поэтому норма пенсионного законодательства о льготном медицинском пенсионном стаже не нарушает конституционные права.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 18)В связи с этим, по мнению КС, различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения, основанные "на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы", сами по себе не могут рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение. Поэтому норма пенсионного законодательства о льготном медицинском пенсионном стаже не нарушает конституционные права.
Статья: Срочные трудовые договоры с пенсионерами: опасные ошибки
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)Самого определения "пенсионер" в законодательстве мы не найдем. Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" гласит, что "право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)...". Здесь речь идет только о праве на пенсию. И в Определении Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П мы находим важное уточнение:
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)Самого определения "пенсионер" в законодательстве мы не найдем. Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" гласит, что "право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)...". Здесь речь идет только о праве на пенсию. И в Определении Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П мы находим важное уточнение:
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Проблема с приведенной правовой позицией состоит в том, что в своих исследованиях большинство специалистов по праву социального обеспечения, по-разному именуя и классифицируя юридические факты, выделяли в качестве основного или базового юридического факта пенсионный возраст, тогда как в Определении Конституционного Суда РФ применительно к разновидности страховой пенсии по старости - досрочно назначаемой пенсии по старости по условиям труда - базовым юридическим фактом назван стаж, а пенсионный возраст - юридически значимой предпосылкой. Это при том, что речь шла пусть и о льготной, но все же пенсии по старости. Тем не менее М.Ю. Федорова считает трудовой стаж (а не пенсионный возраст) основным юридическим фактом при установлении досрочно назначаемой пенсии по старости, не уточняя, однако, какой вид трудового стажа (общий, специальный или оба вида одновременно) она имеет в виду <1>.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Проблема с приведенной правовой позицией состоит в том, что в своих исследованиях большинство специалистов по праву социального обеспечения, по-разному именуя и классифицируя юридические факты, выделяли в качестве основного или базового юридического факта пенсионный возраст, тогда как в Определении Конституционного Суда РФ применительно к разновидности страховой пенсии по старости - досрочно назначаемой пенсии по старости по условиям труда - базовым юридическим фактом назван стаж, а пенсионный возраст - юридически значимой предпосылкой. Это при том, что речь шла пусть и о льготной, но все же пенсии по старости. Тем не менее М.Ю. Федорова считает трудовой стаж (а не пенсионный возраст) основным юридическим фактом при установлении досрочно назначаемой пенсии по старости, не уточняя, однако, какой вид трудового стажа (общий, специальный или оба вида одновременно) она имеет в виду <1>.
Статья: Понятие "педагогическая деятельность" в законодательстве и правоприменительной практике: комплексный анализ содержания
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Телеологическая база критериальной идентификации профессиональной деятельности в качестве педагогической для целей пенсионного обеспечения сформулирована Конституционным Судом РФ. В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях <4>.
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Телеологическая база критериальной идентификации профессиональной деятельности в качестве педагогической для целей пенсионного обеспечения сформулирована Конституционным Судом РФ. В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях <4>.
Готовое решение: Какие виды отпусков полагаются работающему пенсионеру
(КонсультантПлюс, 2025)Отпуск без сохранения зарплаты, предусмотренный абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ для пенсионеров по старости (по возрасту), о котором рассказывали в разд. 2 настоящего материала, военному пенсионеру в общем случае не полагается. Исключение - если он наряду с пенсией за выслугу лет, назначаемой лицам, проходившим военную службу, приобрел право на пенсию по старости. Это связано с тем, что пенсия за выслугу лет и пенсия по старости являются разными видами пенсионного обеспечения. При этом упомянутый отпуск без сохранения зарплаты полагается только пенсионерам по старости (по возрасту). А к ним относятся те лица, достигшие пенсионного возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту). Такие выводы следуют, в частности, из абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ, п. "а" ч. 1 ст. 5, ч. 5 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, п. 9 ст. 3, пп. 2 п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, п. 1 ст. 6 Закона о страховых пенсиях, Письма Роструда от 24.09.2024 N ПГ/18444-6-1, Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П.
(КонсультантПлюс, 2025)Отпуск без сохранения зарплаты, предусмотренный абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ для пенсионеров по старости (по возрасту), о котором рассказывали в разд. 2 настоящего материала, военному пенсионеру в общем случае не полагается. Исключение - если он наряду с пенсией за выслугу лет, назначаемой лицам, проходившим военную службу, приобрел право на пенсию по старости. Это связано с тем, что пенсия за выслугу лет и пенсия по старости являются разными видами пенсионного обеспечения. При этом упомянутый отпуск без сохранения зарплаты полагается только пенсионерам по старости (по возрасту). А к ним относятся те лица, достигшие пенсионного возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту). Такие выводы следуют, в частности, из абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ, п. "а" ч. 1 ст. 5, ч. 5 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, п. 9 ст. 3, пп. 2 п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, п. 1 ст. 6 Закона о страховых пенсиях, Письма Роструда от 24.09.2024 N ПГ/18444-6-1, Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П.
Статья: Принцип эквивалентности страховых взносов в свете теории выгоды: правовое преломление
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Данная позиция лежит в основе развития принципа эквивалентности в правовом механизме страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение. Позиция ярко прослеживается в Постановлении КС РФ <20>, указавшего, что справедливость финансовых отчислений на обязательное социальное страхование означает признание неформального равенства плательщиков страховых взносов, обеспечиваемого дифференциацией категорий плательщиков, соразмерностью (нечрезмерностью) тарифов страховых взносов и их соотносимостью с получаемыми пенсиями. КС РФ добавил, что необходимо обеспечить эквивалент между взносами, уплаченными в бюджетную систему, и будущими страховыми выплатами, а введение неэквивалентного тарифа трудовым пенсиям не учитывало конституционные принципы справедливости и равенства. Для обеспечения эквивалентности КС РФ предложил установить минимальный доход для взимания взносов и максимальный доход, ограничивающий уплату взносов, а также использовать обратно пропорциональную прогрессивную тарифную сетку для высоких доходов.
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Данная позиция лежит в основе развития принципа эквивалентности в правовом механизме страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение. Позиция ярко прослеживается в Постановлении КС РФ <20>, указавшего, что справедливость финансовых отчислений на обязательное социальное страхование означает признание неформального равенства плательщиков страховых взносов, обеспечиваемого дифференциацией категорий плательщиков, соразмерностью (нечрезмерностью) тарифов страховых взносов и их соотносимостью с получаемыми пенсиями. КС РФ добавил, что необходимо обеспечить эквивалент между взносами, уплаченными в бюджетную систему, и будущими страховыми выплатами, а введение неэквивалентного тарифа трудовым пенсиям не учитывало конституционные принципы справедливости и равенства. Для обеспечения эквивалентности КС РФ предложил установить минимальный доход для взимания взносов и максимальный доход, ограничивающий уплату взносов, а также использовать обратно пропорциональную прогрессивную тарифную сетку для высоких доходов.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2022 г. N 14-П ч. 1 ст. 58 Закона РФ N 4468-1 признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она допускает выплату лицу, уволенному с военной службы, не полученной им пенсии за выслугу лет, выплата которой была приостановлена и в последующем прекращена, лишь в размере, не превышающем сумму, исчисленную за три года, предшествующие обращению пенсионера в пенсионный орган за восстановлением выплаты пенсии, притом что в период, когда она не выплачивалась, право на эту пенсию пенсионер не утрачивал. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 7 апреля 2022 г. N 14-П отметил, что решение пенсионного органа о приостановлении и последующем прекращении выплаты пенсии по основаниям, связанным с ее длительным неполучением, не может быть принято без учета избранного пенсионером способа доставки и получения пенсии.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2022 г. N 14-П ч. 1 ст. 58 Закона РФ N 4468-1 признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она допускает выплату лицу, уволенному с военной службы, не полученной им пенсии за выслугу лет, выплата которой была приостановлена и в последующем прекращена, лишь в размере, не превышающем сумму, исчисленную за три года, предшествующие обращению пенсионера в пенсионный орган за восстановлением выплаты пенсии, притом что в период, когда она не выплачивалась, право на эту пенсию пенсионер не утрачивал. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 7 апреля 2022 г. N 14-П отметил, что решение пенсионного органа о приостановлении и последующем прекращении выплаты пенсии по основаниям, связанным с ее длительным неполучением, не может быть принято без учета избранного пенсионером способа доставки и получения пенсии.