Конституционный правопорядок
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционный правопорядок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена и оспаривание муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2025)Самостоятельная отмена администрацией принятого ею ранее постановления... привела к правовым последствиям, неблагоприятным для реализации обществом своих прав и законных интересов. Такая отмена не является необходимым элементом регулирования полномочий администрации. В результате этого создана угроза нарушения интересов и общества, и местного сообщества в целом, искажения должного баланса интересов сторон, нарушения принципа поддержания стабильности правовых отношений и доверия общества к закону, необеспечения гарантии конституционных прав, правопорядка, безопасности, эффективной реализации публичных функций, рациональной организации деятельности администрации.
(КонсультантПлюс, 2025)Самостоятельная отмена администрацией принятого ею ранее постановления... привела к правовым последствиям, неблагоприятным для реализации обществом своих прав и законных интересов. Такая отмена не является необходимым элементом регулирования полномочий администрации. В результате этого создана угроза нарушения интересов и общества, и местного сообщества в целом, искажения должного баланса интересов сторон, нарушения принципа поддержания стабильности правовых отношений и доверия общества к закону, необеспечения гарантии конституционных прав, правопорядка, безопасности, эффективной реализации публичных функций, рациональной организации деятельности администрации.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 Конституции РФ"Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, исходя из взаимосвязи положений Конституции Российской Федерации, установленных ст. 15 (ч. 2), 45 (ч. 1), 71 (п.п. "а", "в", "м", "н", "о"), 72 (п. "б", "д", "к" ч. 1) и 76 (ч. 1 и 2) следует, что в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, а также в иных конституционно значимых целях федеральный законодатель не только вправе, но и обязан использовать все доступные - в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий - средства, включая установление административной ответственности, руководствуясь при этом общими принципами юридической ответственности, которые имеют универсальное значение и по своей сути относятся к основам конституционного правопорядка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Модель конституционного правопорядка и формирование конструкции механизма его обеспечения
(Фомичева О.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7
(Фомичева О.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 07.09.2010 N 1099
(ред. от 30.08.2025)
"О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственных наградах Российской Федерации", "Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаке отличия ордена Святого Георгия - Георгиевском Кресте, медалях Российской Федерации, знаке отличия "За безупречную службу", почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации")в укреплении безопасности страны, поддержании в России конституционного строя и правопорядка;
(ред. от 30.08.2025)
"О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственных наградах Российской Федерации", "Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаке отличия ордена Святого Георгия - Георгиевском Кресте, медалях Российской Федерации, знаке отличия "За безупречную службу", почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации")в укреплении безопасности страны, поддержании в России конституционного строя и правопорядка;
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан:
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан:
Статья: Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства как новое научное направление исследования
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Что касается охранительных норм и правоотношений, следует отметить, что задачи законодательства об административных правонарушениях включают, в числе прочих, защиту личности, охрану прав, свобод и здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, установленного порядка реализации государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, защиту экономических интересов. Конституционный Суд РФ отмечал, что в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны и в иных конституционно значимых целях законодатель не просто вправе, а обязан использовать все доступные средства государственного принуждения, включая административную ответственность, руководствуясь общими принципами, имеющими универсальное значение и относящимися к основам конституционного правопорядка <4>.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Что касается охранительных норм и правоотношений, следует отметить, что задачи законодательства об административных правонарушениях включают, в числе прочих, защиту личности, охрану прав, свобод и здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, установленного порядка реализации государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, защиту экономических интересов. Конституционный Суд РФ отмечал, что в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны и в иных конституционно значимых целях законодатель не просто вправе, а обязан использовать все доступные средства государственного принуждения, включая административную ответственность, руководствуясь общими принципами, имеющими универсальное значение и относящимися к основам конституционного правопорядка <4>.
Статья: Активное и пассивное избирательное право: взаимосвязь и конституционное регулирование
(Маркина Л.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Ключевые слова: активное избирательное право, выборы, демократия, избирательные права, избирательные правоотношения, конституционализм, конституционный правопорядок, конституционное регулирование, пассивное избирательное право, суверенитет народа.
(Маркина Л.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Ключевые слова: активное избирательное право, выборы, демократия, избирательные права, избирательные правоотношения, конституционализм, конституционный правопорядок, конституционное регулирование, пассивное избирательное право, суверенитет народа.
Статья: Конституционная идентичность стран Вышеградской группы и России: сравнительно-правовое исследование
(Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Из приведенного выше анализа следует, что понятие конституционной идентичности в странах Вышеградской группы используется для обозначения своеобразия (самобытности) конституционных правовых порядков. Хотя формулировки могут варьироваться, позиции конституционных судов по ключевым аспектам во многом совпадают. В частности, это касается признания верховенства конституции и ее неразрывной связи с государственным суверенитетом. Необходимо отметить уникальные черты судебных доктрин Польши и Венгрии. В этих странах, помимо самой конституции, в качестве источников конституционной идентичности выступают такие дополнительные элементы как национальная идентичность и историческая конституция. Конституционная идентичность в рассматриваемых государствах представляет собой уникальное сочетание двух идентичностей: национальной и конституционной. Этот вывод становится очевидным при анализе содержания конституционной идентичности, поскольку она включает в себя не только позитивные элементы, закрепленные в конституции, но и ряд нематериальных аспектов, тесно связанных с национальной идентичностью. Следует подчеркнуть, что подобное объединение двух идентичностей является нетипичным для концептуализации конституционной идентичности в таких странах, как Германия и Италия. Определения конституционной идентичности в Чехии, Словакии и России представляются более строгими (по сравнению с Венгрией и Польшей) с точки зрения используемых формулировок.
(Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Из приведенного выше анализа следует, что понятие конституционной идентичности в странах Вышеградской группы используется для обозначения своеобразия (самобытности) конституционных правовых порядков. Хотя формулировки могут варьироваться, позиции конституционных судов по ключевым аспектам во многом совпадают. В частности, это касается признания верховенства конституции и ее неразрывной связи с государственным суверенитетом. Необходимо отметить уникальные черты судебных доктрин Польши и Венгрии. В этих странах, помимо самой конституции, в качестве источников конституционной идентичности выступают такие дополнительные элементы как национальная идентичность и историческая конституция. Конституционная идентичность в рассматриваемых государствах представляет собой уникальное сочетание двух идентичностей: национальной и конституционной. Этот вывод становится очевидным при анализе содержания конституционной идентичности, поскольку она включает в себя не только позитивные элементы, закрепленные в конституции, но и ряд нематериальных аспектов, тесно связанных с национальной идентичностью. Следует подчеркнуть, что подобное объединение двух идентичностей является нетипичным для концептуализации конституционной идентичности в таких странах, как Германия и Италия. Определения конституционной идентичности в Чехии, Словакии и России представляются более строгими (по сравнению с Венгрией и Польшей) с точки зрения используемых формулировок.
Статья: Институт федеральных территорий в зарубежных конституционных правопорядках
(Астраханцев Д.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5
(Астраханцев Д.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<475> Безруков А.В., Савоськин А.В. Конституционно-правовые основы деятельности и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения конституционного правопорядка в России // Административное право и процесс. 2022. N 3. С. 25 - 31.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<475> Безруков А.В., Савоськин А.В. Конституционно-правовые основы деятельности и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения конституционного правопорядка в России // Административное право и процесс. 2022. N 3. С. 25 - 31.
Статья: Конституционный суд поставил точку в спорах о начале исчисления срока давности привлечения к налоговой ответственности
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 47)Как указано в постановлении Конституционного суда РФ от 14.07.2005 N 9-П, установленный ст. 113 НК РФ срок давности привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения призван исключить возможность неразумно продолжительной неопределенности в вопросах правового положения налогоплательщика (в том числе его имущественных прав) в связи с совершенным им правонарушением. Введение законодателем срока давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений направлено на гарантирование конституционных прав налогоплательщиков, обеспечение стабильности правопорядка и представляет собой дополнительную гарантию, направленную на защиту от неправомерного ограничения права собственности в условиях, когда налоговое правонарушение по времени значительно отстоит от факта его обнаружения.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 47)Как указано в постановлении Конституционного суда РФ от 14.07.2005 N 9-П, установленный ст. 113 НК РФ срок давности привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения призван исключить возможность неразумно продолжительной неопределенности в вопросах правового положения налогоплательщика (в том числе его имущественных прав) в связи с совершенным им правонарушением. Введение законодателем срока давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений направлено на гарантирование конституционных прав налогоплательщиков, обеспечение стабильности правопорядка и представляет собой дополнительную гарантию, направленную на защиту от неправомерного ограничения права собственности в условиях, когда налоговое правонарушение по времени значительно отстоит от факта его обнаружения.
Статья: Конституционно-правовые основы социальных гарантий сотрудников МВД России и народных дружинников: проблемы реализации, пути решения
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)6. Ястребова А.И. Конституционный принцип социальной защиты лиц, участвующих в обеспечении конституционного правопорядка в России // Современное право. 2019. N 5. С. 15 - 19.
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)6. Ястребова А.И. Конституционный принцип социальной защиты лиц, участвующих в обеспечении конституционного правопорядка в России // Современное право. 2019. N 5. С. 15 - 19.
Статья: Конституционализация правопорядка vs конституционный позитивизм в современной России
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8
Статья: Институт федеральной территории в системе российской государственности: методология конституционно-правового исследования
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Между тем известные зарубежному опыту доктринальные и формально-регулятивные подходы к федеральным территориям ни в коей мере не предопределяют содержание данного института в отечественном конституционном правопорядке и не связывают суверенное право на установление предпочтительного механизма территориальной организации публичной власти. Попутные комментарии в ходе процесса конституционного обновления, касающиеся федеральных территорий, не получившие той или иной нормативной формализации, характеризуют отдельные грани данного института, не исчерпывают его объективный конституционный смысл.
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Между тем известные зарубежному опыту доктринальные и формально-регулятивные подходы к федеральным территориям ни в коей мере не предопределяют содержание данного института в отечественном конституционном правопорядке и не связывают суверенное право на установление предпочтительного механизма территориальной организации публичной власти. Попутные комментарии в ходе процесса конституционного обновления, касающиеся федеральных территорий, не получившие той или иной нормативной формализации, характеризуют отдельные грани данного института, не исчерпывают его объективный конституционный смысл.