Конституционные уставные суды
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционные уставные суды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Производство по делу приостанавливается, если положения применимого нормативного акта оспариваются в другом суде и до разрешения дела об оспаривании акта разрешение данного дела невозможно (не применяется)
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58
Применимые нормы: п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФАрбитражный суд обязан приостановить производство по делу, если станет известно, что положения закона или иного нормативного правового акта, применимого при рассмотрении этого дела, оспариваются в Конституционном Суде РФ, конституционном (уставном) суде субъекта РФ, суде общей юрисдикции, арбитражном суде и до разрешения дела об оспаривании нормативного правового акта рассмотрение данного дела невозможно. Если арбитражный суд первой инстанции не приостановил производство по делу и нормативный правовой акт, примененный в деле, был признан недействующим, арбитражный суд апелляционной или кассационной инстанции отменяет решение суда первой инстанции.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58
Применимые нормы: п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФАрбитражный суд обязан приостановить производство по делу, если станет известно, что положения закона или иного нормативного правового акта, применимого при рассмотрении этого дела, оспариваются в Конституционном Суде РФ, конституционном (уставном) суде субъекта РФ, суде общей юрисдикции, арбитражном суде и до разрешения дела об оспаривании нормативного правового акта рассмотрение данного дела невозможно. Если арбитражный суд первой инстанции не приостановил производство по делу и нормативный правовой акт, примененный в деле, был признан недействующим, арбитражный суд апелляционной или кассационной инстанции отменяет решение суда первой инстанции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ликвидация конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации
(Митусова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2
(Митусова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 N 7-ФКЗ
"О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"3. До 1 января 2023 года конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации упраздняются.
"О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"3. До 1 января 2023 года конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации упраздняются.
Справочная информация: "Конституционный Суд РФ"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Обратите внимание! В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Обратите внимание! В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Статья: Конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации: практическая проблема без научного решения
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)В 2011 г. конституционные (уставные) суды существовали и успешно действовали в 17 субъектах Российской Федерации, а конституциями и уставами 57 субъектов Российской Федерации была предусмотрена возможность создания специализированных органов конституционного контроля. Нарабатывалась важная правоприменительная база, созданная данными органами. Однако в ходе судебной реформы 2019 г. конституционная (уставная) юстиция субъектов Российской Федерации была упразднена. С этого момента стали возникать новые квазисудебные органы, получившие название "конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации". Тем не менее их концептуального научного обоснования в юридической литературе нет и по настоящее время, а отношение к ним ученых-юристов в целом негативное.
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)В 2011 г. конституционные (уставные) суды существовали и успешно действовали в 17 субъектах Российской Федерации, а конституциями и уставами 57 субъектов Российской Федерации была предусмотрена возможность создания специализированных органов конституционного контроля. Нарабатывалась важная правоприменительная база, созданная данными органами. Однако в ходе судебной реформы 2019 г. конституционная (уставная) юстиция субъектов Российской Федерации была упразднена. С этого момента стали возникать новые квазисудебные органы, получившие название "конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации". Тем не менее их концептуального научного обоснования в юридической литературе нет и по настоящее время, а отношение к ним ученых-юристов в целом негативное.
Статья: Конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации: в поисках статуса
(Беньяминова С.А., Баляткеев А.А., Кабанов В.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 3)В статье проводится анализ последней реформы региональной конституционной юстиции, в соответствии с которой было осуществлено упразднение конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Норма федерального законодательства, предусматривающая наделение субъектов РФ правом на создание конституционных (уставных) советов при законодательных (представительных) органах государственной власти, характеризуется пробельностью и неопределенностью в вопросе определения правового статуса новых органов, что порождает различные подходы субъектов РФ к данному вопросу. Конституционные советы на сегодняшний день созданы в Республиках Адыгея, Башкортостан и Саха (Якутия). В статье проверяется предположение о влиянии предшествующего опыта на выбранную в указанных субъектах РФ модель конституционного совета; особое внимание уделяется генезису института конституционного (уставного) контроля и особенностям правового статуса судебных и несудебных органов конституционного (уставного) контроля - комитетов конституционного надзора и (конституционных) уставных судов, существовавших в субъектах РФ до 1 января 2023 года. Отмечается, что, несмотря на внешнее сходство с французской (квазисудебной) разновидностью конституционного нормоконтроля, избранная в субъектах РФ модель конституционных советов фактически представляет собой возвращение к модели комитетов конституционного надзора, которая в силу рекомендательного характера решений комитетов не позволяла обеспечить полноценный контроль за нормотворческой деятельностью органов государственной власти. В целях создания полноценной системы сдержек и противовесов на региональном уровне авторы предлагают два варианта регулирования статуса конституционных (уставных) советов: первый предусматривает определение федеральным законодателем конституционных (уставных) советов как квазисудебных органов конституционного контроля, осуществляющих свою деятельность независимо от законодательной власти; второй основан на конституционном положении о самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ в вопросе определения системы органов государственной власти субъектов РФ и иных государственных органов субъектов РФ.
(Беньяминова С.А., Баляткеев А.А., Кабанов В.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 3)В статье проводится анализ последней реформы региональной конституционной юстиции, в соответствии с которой было осуществлено упразднение конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Норма федерального законодательства, предусматривающая наделение субъектов РФ правом на создание конституционных (уставных) советов при законодательных (представительных) органах государственной власти, характеризуется пробельностью и неопределенностью в вопросе определения правового статуса новых органов, что порождает различные подходы субъектов РФ к данному вопросу. Конституционные советы на сегодняшний день созданы в Республиках Адыгея, Башкортостан и Саха (Якутия). В статье проверяется предположение о влиянии предшествующего опыта на выбранную в указанных субъектах РФ модель конституционного совета; особое внимание уделяется генезису института конституционного (уставного) контроля и особенностям правового статуса судебных и несудебных органов конституционного (уставного) контроля - комитетов конституционного надзора и (конституционных) уставных судов, существовавших в субъектах РФ до 1 января 2023 года. Отмечается, что, несмотря на внешнее сходство с французской (квазисудебной) разновидностью конституционного нормоконтроля, избранная в субъектах РФ модель конституционных советов фактически представляет собой возвращение к модели комитетов конституционного надзора, которая в силу рекомендательного характера решений комитетов не позволяла обеспечить полноценный контроль за нормотворческой деятельностью органов государственной власти. В целях создания полноценной системы сдержек и противовесов на региональном уровне авторы предлагают два варианта регулирования статуса конституционных (уставных) советов: первый предусматривает определение федеральным законодателем конституционных (уставных) советов как квазисудебных органов конституционного контроля, осуществляющих свою деятельность независимо от законодательной власти; второй основан на конституционном положении о самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ в вопросе определения системы органов государственной власти субъектов РФ и иных государственных органов субъектов РФ.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Обратите внимание! В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Обратите внимание! В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Статья: Причины упразднения института конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации
(Митусова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Ликвидация конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, скорее всего, приведет к резонансу демократических и федеративных начал в государственном устройстве. К сожалению, институт конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации не успел проявить себя и использовать весь свой потенциал в защите конституционных прав и свобод граждан, проживающих на территории определенного субъекта Российской Федерации.
(Митусова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Ликвидация конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, скорее всего, приведет к резонансу демократических и федеративных начал в государственном устройстве. К сожалению, институт конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации не успел проявить себя и использовать весь свой потенциал в защите конституционных прав и свобод граждан, проживающих на территории определенного субъекта Российской Федерации.
Статья: Конституционные (уставные) советы в субъектах Российской Федерации: подходы к определению
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)В качестве инструмента правовой охраны конституций и уставов в субъектах Российской Федерации с конца 90-х годов прошлого века предусматривались конституционные (уставные) суды. С начала 2023 г., после их упразднения, в некоторых республиках в целях обеспечения высшей юридической силы и верховенства республиканской конституции были созданы конституционные советы. Федеральный законодатель предусматривает возможность создания конституционных (уставных) советов обязательно при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В статье рассматриваются подходы к определению статуса новых органов как конституционных (уставных) государственных органов субъектов Российской Федерации. Анализируются конституционный контроль и конституционный надзор, статус комитетов конституционного надзора, мнения ученых, республиканское законодательство.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)В качестве инструмента правовой охраны конституций и уставов в субъектах Российской Федерации с конца 90-х годов прошлого века предусматривались конституционные (уставные) суды. С начала 2023 г., после их упразднения, в некоторых республиках в целях обеспечения высшей юридической силы и верховенства республиканской конституции были созданы конституционные советы. Федеральный законодатель предусматривает возможность создания конституционных (уставных) советов обязательно при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В статье рассматриваются подходы к определению статуса новых органов как конституционных (уставных) государственных органов субъектов Российской Федерации. Анализируются конституционный контроль и конституционный надзор, статус комитетов конституционного надзора, мнения ученых, республиканское законодательство.
Статья: Стагнация в региональном конституционном (уставном) правосудии
(Митусова И.А.)
("Российский судья", 2022, N 3)В данной статье хотелось бы затронуть вопросы причин стагнации и упразднения регионального конституционного (уставного) правосудия, связанные в первую очередь с взаимодействием конституционных (уставных) судов с иными ветвями власти, в особенности с Конституционным Судом РФ, а также пробелами в законодательстве.
(Митусова И.А.)
("Российский судья", 2022, N 3)В данной статье хотелось бы затронуть вопросы причин стагнации и упразднения регионального конституционного (уставного) правосудия, связанные в первую очередь с взаимодействием конституционных (уставных) судов с иными ветвями власти, в особенности с Конституционным Судом РФ, а также пробелами в законодательстве.
Статья: Тенденции развития судебной системы Российской Федерации на примере организации конституционного правосудия
(Даниелян Д.Р.)
("Мировой судья", 2021, N 8)В соответствии с последними изменениями в действующее законодательство Российской Федерации <3> конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации (далее - субъекты РФ) упраздняются до 1 января 2023 г. Субъектам РФ предоставлено право принятия решения о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ.
(Даниелян Д.Р.)
("Мировой судья", 2021, N 8)В соответствии с последними изменениями в действующее законодательство Российской Федерации <3> конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации (далее - субъекты РФ) упраздняются до 1 января 2023 г. Субъектам РФ предоставлено право принятия решения о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации
Статья: Принцип независимости Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, содержание, гарантии
(Садовой М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)- место Конституционного Суда в судебной системе. Помимо независимости органа конституционного контроля от органов законодательной и исполнительной власти, реализация принципа независимости Конституционного Суда также обеспечивается независимым положением суда среди органов судебной системы. В рамках данного вопроса стоит выделить два аспекта. Во-первых, поскольку в российском праве орган конституционного судебного контроля учрежден по австрийской модели независимого конституционного суда, необходимо обеспечить функциональную независимость Конституционного Суда. То есть необходимо отделить суд от судов общей юрисдикции и арбитражных судов как институционально в структуре судебной системы, так и в рамках такого определения полномочий судебных органов, при котором осуществление конституционного судопроизводства остается лишь за Конституционным Судом (исключением может быть деятельность конституционных (уставных) судов на региональном уровне), а иные виды судопроизводства осуществляют суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Во-вторых, необходимо обеспечить отсутствие в судебной системе инстанционности в отношении Конституционного Суда: с учетом специфики его деятельности не может быть как вышестоящего судебного органа по отношению к суду, так и нижестоящих судебных органов, акты которых мог бы пересматривать Конституционный Суд <10>;
(Садовой М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)- место Конституционного Суда в судебной системе. Помимо независимости органа конституционного контроля от органов законодательной и исполнительной власти, реализация принципа независимости Конституционного Суда также обеспечивается независимым положением суда среди органов судебной системы. В рамках данного вопроса стоит выделить два аспекта. Во-первых, поскольку в российском праве орган конституционного судебного контроля учрежден по австрийской модели независимого конституционного суда, необходимо обеспечить функциональную независимость Конституционного Суда. То есть необходимо отделить суд от судов общей юрисдикции и арбитражных судов как институционально в структуре судебной системы, так и в рамках такого определения полномочий судебных органов, при котором осуществление конституционного судопроизводства остается лишь за Конституционным Судом (исключением может быть деятельность конституционных (уставных) судов на региональном уровне), а иные виды судопроизводства осуществляют суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Во-вторых, необходимо обеспечить отсутствие в судебной системе инстанционности в отношении Конституционного Суда: с учетом специфики его деятельности не может быть как вышестоящего судебного органа по отношению к суду, так и нижестоящих судебных органов, акты которых мог бы пересматривать Конституционный Суд <10>;