Конституционные суды субъектов РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционные суды субъектов РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Производство по делу приостанавливается, если положения применимого нормативного акта оспариваются в другом суде и до разрешения дела об оспаривании акта разрешение данного дела невозможно (не применяется)
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58
Применимые нормы: п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФАрбитражный суд обязан приостановить производство по делу, если станет известно, что положения закона или иного нормативного правового акта, применимого при рассмотрении этого дела, оспариваются в Конституционном Суде РФ, конституционном (уставном) суде субъекта РФ, суде общей юрисдикции, арбитражном суде и до разрешения дела об оспаривании нормативного правового акта рассмотрение данного дела невозможно. Если арбитражный суд первой инстанции не приостановил производство по делу и нормативный правовой акт, примененный в деле, был признан недействующим, арбитражный суд апелляционной или кассационной инстанции отменяет решение суда первой инстанции.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58
Применимые нормы: п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФАрбитражный суд обязан приостановить производство по делу, если станет известно, что положения закона или иного нормативного правового акта, применимого при рассмотрении этого дела, оспариваются в Конституционном Суде РФ, конституционном (уставном) суде субъекта РФ, суде общей юрисдикции, арбитражном суде и до разрешения дела об оспаривании нормативного правового акта рассмотрение данного дела невозможно. Если арбитражный суд первой инстанции не приостановил производство по делу и нормативный правовой акт, примененный в деле, был признан недействующим, арбитражный суд апелляционной или кассационной инстанции отменяет решение суда первой инстанции.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 217.1 "Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ как не позволяющего налогоплательщику для целей освобождения от налогообложения при продаже объекта недвижимого имущества применить установленный законом субъекта РФ сокращенный срок владения таким имуществом, находящимся в этом же субъекте РФ, в случае, если налогоплательщик зарегистрирован по месту жительства в другом субъекте РФ, в котором подобное сокращение срока не предусмотрено в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся на территории иных субъектов РФ. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения при исчислении НДФЛ должен определяться законодательством того субъекта РФ, в котором физическое лицо состоит на налоговом учете по месту жительства в момент государственной регистрации перехода права собственности к покупателю, а не того, на территории которого находится объект недвижимого имущества. КС РФ отметил, что вне зависимости от места нахождения проданного налогоплательщиком имущества налог будет зачислен в бюджет того региона, в котором налогоплательщик поставлен на налоговый учет по соответствующему основанию, поэтому распространение сокращенного субъектом РФ минимального предельного срока владения в отношении недвижимого имущества, расположенного на его территории, но принадлежащего налогоплательщику, уплачивающему налоги в другом регионе, влекло бы недопустимое распоряжение налоговыми доходами, которые причитаются бюджетам иных субъектов РФ. КС РФ отметил, что такой порядок применения льготы не свидетельствует о ее дискриминационном характере и не нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ как не позволяющего налогоплательщику для целей освобождения от налогообложения при продаже объекта недвижимого имущества применить установленный законом субъекта РФ сокращенный срок владения таким имуществом, находящимся в этом же субъекте РФ, в случае, если налогоплательщик зарегистрирован по месту жительства в другом субъекте РФ, в котором подобное сокращение срока не предусмотрено в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся на территории иных субъектов РФ. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения при исчислении НДФЛ должен определяться законодательством того субъекта РФ, в котором физическое лицо состоит на налоговом учете по месту жительства в момент государственной регистрации перехода права собственности к покупателю, а не того, на территории которого находится объект недвижимого имущества. КС РФ отметил, что вне зависимости от места нахождения проданного налогоплательщиком имущества налог будет зачислен в бюджет того региона, в котором налогоплательщик поставлен на налоговый учет по соответствующему основанию, поэтому распространение сокращенного субъектом РФ минимального предельного срока владения в отношении недвижимого имущества, расположенного на его территории, но принадлежащего налогоплательщику, уплачивающему налоги в другом регионе, влекло бы недопустимое распоряжение налоговыми доходами, которые причитаются бюджетам иных субъектов РФ. КС РФ отметил, что такой порядок применения льготы не свидетельствует о ее дискриминационном характере и не нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ликвидация конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации
(Митусова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2
(Митусова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2
Нормативные акты
Справочная информация: "Конституционный Суд РФ"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Обратите внимание! В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Обратите внимание! В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Закрепленный в ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти РФ и региональными органами государственной власти предполагает необходимость волеизъявления субъектов РФ на такую передачу, достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов РФ (Постановление КС РФ от 30.06.2006 N 8-П).
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Закрепленный в ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти РФ и региональными органами государственной власти предполагает необходимость волеизъявления субъектов РФ на такую передачу, достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов РФ (Постановление КС РФ от 30.06.2006 N 8-П).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Отдельно стоит отметить судебный контроль, так как его осуществление принципиально отлично от других форм осуществления вневедомственного контроля. За судебный контроль отвечают Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Отдельно стоит отметить судебный контроль, так как его осуществление принципиально отлично от других форм осуществления вневедомственного контроля. За судебный контроль отвечают Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Обратите внимание! В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Обратите внимание! В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)По мнению Конституционного Суда РФ субъекты Российской Федерации могут дополнить этот перечень другими основаниями. Так, например, спустя три года с момента вступления в действие ЖК РФ предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ была жалоба С.Л. Пяткина, оспаривавшего конституционность ст. 13 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, более известного как Закон о монетизации льгот), в соответствии с которым реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, были, по его мнению, лишены права на первоочередное получение жилья. Определением от 21 февраля 2008 г. N 106-О-О Конституционный Суд РФ признал указанные выше доводы заявителя необоснованными, отметив, однако, что действующее законодательство "...не исключает возможность сохранения в законодательстве субъектов Российской Федерации положений о первоочередном порядке предоставления жилых помещений указанной категории граждан".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)По мнению Конституционного Суда РФ субъекты Российской Федерации могут дополнить этот перечень другими основаниями. Так, например, спустя три года с момента вступления в действие ЖК РФ предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ была жалоба С.Л. Пяткина, оспаривавшего конституционность ст. 13 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, более известного как Закон о монетизации льгот), в соответствии с которым реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, были, по его мнению, лишены права на первоочередное получение жилья. Определением от 21 февраля 2008 г. N 106-О-О Конституционный Суд РФ признал указанные выше доводы заявителя необоснованными, отметив, однако, что действующее законодательство "...не исключает возможность сохранения в законодательстве субъектов Российской Федерации положений о первоочередном порядке предоставления жилых помещений указанной категории граждан".
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Ознакомление пользователей информации с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ об архивном деле и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а с информацией о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей - также в порядке, установленном законодательством субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 17 Закона о доступе к информации судов).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Ознакомление пользователей информации с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ об архивном деле и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а с информацией о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей - также в порядке, установленном законодательством субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 17 Закона о доступе к информации судов).
Статья: Акты (позиции) судов общей юрисдикции как источник конституционного права России: формальные основания и фактические предпосылки
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Замещение конституционных (уставных) судов субъектов
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Замещение конституционных (уставных) судов субъектов