Конституционные принципы экономического строя
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционные принципы экономического строя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Свобода человека и экономическая система в науке конституционного права России
(Тупиков Н.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<1> Кабышев В.Т. Конституционные принципы экономического строя России: регулирование, проблемы реализации // Ученые записки юридического факультета / под ред. А.А. Ливеровского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2008. Вып. 12. С. 109 - 112.
(Тупиков Н.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<1> Кабышев В.Т. Конституционные принципы экономического строя России: регулирование, проблемы реализации // Ученые записки юридического факультета / под ред. А.А. Ливеровского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2008. Вып. 12. С. 109 - 112.
Статья: Конституционный строй как объект уголовно-правовой охраны
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Согласимся, что основы конституционного строя определены в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества <24>, к которым можно отнести принцип признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; принципы демократизма, народовластия, государственной суверенности, правового государства, федерализма; принцип разделения властей и т.д. <25>.
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Согласимся, что основы конституционного строя определены в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества <24>, к которым можно отнести принцип признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; принципы демократизма, народовластия, государственной суверенности, правового государства, федерализма; принцип разделения властей и т.д. <25>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об Общественной палате Российской Федерации"Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
(ред. от 13.06.2023)
"Об Общественной палате Российской Федерации"Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2025 N 3-П
"По делу о проверке конституционности статей 12, 209 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в связи с жалобами граждан Н.И. Гришиной, Н.З. Гулордавы и других"Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 апреля 2003 года N 6-П, федеральный законодатель, осуществляя регулирование оснований возникновения и прекращения права собственности и других вещных прав, договорных и иных обязательств, оснований и последствий недействительности сделок, должен предусматривать такие способы и механизмы реализации имущественных прав, которые обеспечивали бы защиту не только собственникам, но и добросовестным приобретателям как участникам гражданского оборота. В противном случае для широкого круга добросовестных приобретателей, проявляющих при заключении сделки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность, будет существовать риск неправомерной утраты имущества, которое может быть истребовано у них. Подобная незащищенность вступает в противоречие с конституционными принципами свободы экономической деятельности и свободы договора, дестабилизирует гражданский оборот, подрывает доверие его участников друг к другу, что несовместимо с основами конституционного строя Российской Федерации как правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.
"По делу о проверке конституционности статей 12, 209 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в связи с жалобами граждан Н.И. Гришиной, Н.З. Гулордавы и других"Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 апреля 2003 года N 6-П, федеральный законодатель, осуществляя регулирование оснований возникновения и прекращения права собственности и других вещных прав, договорных и иных обязательств, оснований и последствий недействительности сделок, должен предусматривать такие способы и механизмы реализации имущественных прав, которые обеспечивали бы защиту не только собственникам, но и добросовестным приобретателям как участникам гражданского оборота. В противном случае для широкого круга добросовестных приобретателей, проявляющих при заключении сделки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность, будет существовать риск неправомерной утраты имущества, которое может быть истребовано у них. Подобная незащищенность вступает в противоречие с конституционными принципами свободы экономической деятельности и свободы договора, дестабилизирует гражданский оборот, подрывает доверие его участников друг к другу, что несовместимо с основами конституционного строя Российской Федерации как правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)В статье анализируется эволюция законодательства и судебной практики по вопросам ограничения приватизации публичных земельных участков. Автор показывает, что, несмотря на наличие в законе положений о резервировании земель, в судебной практике использовались иные механизмы ограничения права на приватизацию, которые впоследствии были поддержаны законодателем. Приходит к выводу о том, что с точки зрения соблюдения конституционно-правовых принципов и достижения задачи построения эффективной рыночной экономики это негативная тенденция. Чтобы изменить ее, предлагает внести поправки в нормы земельного законодательства.
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)В статье анализируется эволюция законодательства и судебной практики по вопросам ограничения приватизации публичных земельных участков. Автор показывает, что, несмотря на наличие в законе положений о резервировании земель, в судебной практике использовались иные механизмы ограничения права на приватизацию, которые впоследствии были поддержаны законодателем. Приходит к выводу о том, что с точки зрения соблюдения конституционно-правовых принципов и достижения задачи построения эффективной рыночной экономики это негативная тенденция. Чтобы изменить ее, предлагает внести поправки в нормы земельного законодательства.
Статья: Теория двуединого предмета конституционного права в свете конституционализации российского законодательства
(Шустров Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)С точки зрения теории двуединого предмета конституционного права в конституционном праве России существует как бы две части: конституционное право регулирует политические по своему характеру властеотношения, возникающие в связи и по поводу управления государственными и общественными делами, а также основные начала (принципы) всех других отношений, складывающихся в обществе: экономических, социальных, духовных, экологических и т.д. Содержание Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что конституционное право закрепляет не только статус органов публичной власти, территориальное устройство государства (преимущественно гл. 3 - 9), политико-правовые принципы и общественно-политические права, свободы и обязанности личности (отдельные положения гл. 1 - 2) - политические по своему характеру властеотношения, но и основы конституционного строя и основные права, свободы и обязанности личности (гл. 1 - 2), предполагающие регулирование основных начал (принципов) всех других отношений, складывающихся в обществе, - экономических, социальных, духовных, экологических и т.д.
(Шустров Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)С точки зрения теории двуединого предмета конституционного права в конституционном праве России существует как бы две части: конституционное право регулирует политические по своему характеру властеотношения, возникающие в связи и по поводу управления государственными и общественными делами, а также основные начала (принципы) всех других отношений, складывающихся в обществе: экономических, социальных, духовных, экологических и т.д. Содержание Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что конституционное право закрепляет не только статус органов публичной власти, территориальное устройство государства (преимущественно гл. 3 - 9), политико-правовые принципы и общественно-политические права, свободы и обязанности личности (отдельные положения гл. 1 - 2) - политические по своему характеру властеотношения, но и основы конституционного строя и основные права, свободы и обязанности личности (гл. 1 - 2), предполагающие регулирование основных начал (принципов) всех других отношений, складывающихся в обществе, - экономических, социальных, духовных, экологических и т.д.
Статья: Критерии визуализации публичного порядка при приведении в исполнение решений иностранных арбитражей: вопросы процессуального права
(Печегина П.Д., Дьяконова М.О., Синицын С.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Общая дефиниция публичного порядка дается в актах разъясняющего характера высшей судебной инстанции, более конкретно ее составляющие раскрываются в правоприменительной практике судов при рассмотрении и разрешении конкретных дел. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 51 Постановления от 10 декабря 2019 г. N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" <1> дал следующее определение публичного порядка: "Под публичным порядком <...> понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации. Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц". Данное определение во многом схоже с формулировкой, используемой в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 156 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений" <2> (п. 1).
(Печегина П.Д., Дьяконова М.О., Синицын С.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Общая дефиниция публичного порядка дается в актах разъясняющего характера высшей судебной инстанции, более конкретно ее составляющие раскрываются в правоприменительной практике судов при рассмотрении и разрешении конкретных дел. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 51 Постановления от 10 декабря 2019 г. N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" <1> дал следующее определение публичного порядка: "Под публичным порядком <...> понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации. Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц". Данное определение во многом схоже с формулировкой, используемой в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 156 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений" <2> (п. 1).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" (далее - Постановление Пленума N 53) указано, что под публичным порядком для целей применения норм об оспаривании и принудительном исполнении арбитражных решений следует понимать обладающие высшей императивностью и универсальностью, особой общественной и публичной значимостью фундаментальные правовые начала (принципы), которые составляют основу построения политической, экономической, правовой системы России. Одним из последствий противоречия публичному порядку является отмена или отказ в принудительном исполнении решения третейского суда. Экстраординарность характера оговорки о публичном порядке подчеркнута Верховным Судом РФ посредством установления правил применения российскими государственными судами данной оговорки для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда, а именно: суд должен определить наличие совокупности двух признаков: 1) имеет место нарушение фундаментальных принципов построения политической, экономической, правовой системы России; 2) такое нарушение может иметь следующие последствия: наносить ущерб государственным суверенитету или безопасности; затрагивать интересы больших социальных групп; нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" (далее - Постановление Пленума N 53) указано, что под публичным порядком для целей применения норм об оспаривании и принудительном исполнении арбитражных решений следует понимать обладающие высшей императивностью и универсальностью, особой общественной и публичной значимостью фундаментальные правовые начала (принципы), которые составляют основу построения политической, экономической, правовой системы России. Одним из последствий противоречия публичному порядку является отмена или отказ в принудительном исполнении решения третейского суда. Экстраординарность характера оговорки о публичном порядке подчеркнута Верховным Судом РФ посредством установления правил применения российскими государственными судами данной оговорки для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда, а именно: суд должен определить наличие совокупности двух признаков: 1) имеет место нарушение фундаментальных принципов построения политической, экономической, правовой системы России; 2) такое нарушение может иметь следующие последствия: наносить ущерб государственным суверенитету или безопасности; затрагивать интересы больших социальных групп; нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
Статья: О пределах судебного контроля в отношении третейских судов (арбитражей) в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 16 апреля 2024 г. N 18-П
(Самсонов Н.В., Демьяненко Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)Далее в этом же Постановлении называется два признака противоречия публичному порядку РФ, которые должны быть установлены государственным судом, решающим вопрос об отмене решения третейского суда (арбитража) либо о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (арбитража) в совокупности: "...во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц" (п. 51).
(Самсонов Н.В., Демьяненко Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)Далее в этом же Постановлении называется два признака противоречия публичному порядку РФ, которые должны быть установлены государственным судом, решающим вопрос об отмене решения третейского суда (арбитража) либо о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (арбитража) в совокупности: "...во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц" (п. 51).
Статья: Евразийский конституционализм: понятие и содержание
(Скуратов Ю.И.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6; 2021, N 1)Так, основные принципы экономической основы конституционного строя определяет выделенная Н.Н. Алексеевым задача "освободить людей от жестокостей личной борьбы за существование путем создания минимально развитой материально-технической базы жизни, организации интенсивного производства необходимых благ и установления наиболее удобной системы их распределения для удовлетворения всех основных потребностей граждан, создания среднего уровня зажиточной жизни и окончательной ликвидации нищеты и бедности (принцип материальной интенсификации жизни)". Сюда же должны быть включены такие категории евразийского конституционализма, как функциональная частная собственность, государственно-частная система хозяйствования, личное хозяйственное начало, процесс государственного планирования экономики (п. 4.2 программного документа "Евразийство (формулировка 1927 г.)").
(Скуратов Ю.И.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6; 2021, N 1)Так, основные принципы экономической основы конституционного строя определяет выделенная Н.Н. Алексеевым задача "освободить людей от жестокостей личной борьбы за существование путем создания минимально развитой материально-технической базы жизни, организации интенсивного производства необходимых благ и установления наиболее удобной системы их распределения для удовлетворения всех основных потребностей граждан, создания среднего уровня зажиточной жизни и окончательной ликвидации нищеты и бедности (принцип материальной интенсификации жизни)". Сюда же должны быть включены такие категории евразийского конституционализма, как функциональная частная собственность, государственно-частная система хозяйствования, личное хозяйственное начало, процесс государственного планирования экономики (п. 4.2 программного документа "Евразийство (формулировка 1927 г.)").
Статья: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" и судебная практика его применения
(Черникова И.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Второй кассационный суд общей юрисдикции Определением от 18.02.2020 по делу N 88-797/2020 отменил определение районного суда об отказе в выдаче исполнительного листа, так как в обжалуемом определении не приведено доводов о том, каким образом удовлетворение требования о приведении в исполнение решения третейского суда нарушит фундаментальные принципы построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которые могут иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
(Черникова И.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Второй кассационный суд общей юрисдикции Определением от 18.02.2020 по делу N 88-797/2020 отменил определение районного суда об отказе в выдаче исполнительного листа, так как в обжалуемом определении не приведено доводов о том, каким образом удовлетворение требования о приведении в исполнение решения третейского суда нарушит фундаментальные принципы построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которые могут иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
Статья: Перспективы развития открытого государственного управления и общественного контроля: конституционно-правовой взгляд
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Представляется, что основную функцию по координации от лица институтов гражданского общества работы подобного портала могла бы выполнять Общественная палата Российской Федерации. Это соответствует целям ее деятельности (согласно ст. 2 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" <23> Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя России и демократических принципов развития гражданского общества, в том числе путем привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций; осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации).
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Представляется, что основную функцию по координации от лица институтов гражданского общества работы подобного портала могла бы выполнять Общественная палата Российской Федерации. Это соответствует целям ее деятельности (согласно ст. 2 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" <23> Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя России и демократических принципов развития гражданского общества, в том числе путем привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций; осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации).
Статья: Обязательные требования к предпринимательской деятельности: вопросы дефиниции понятия
(Ермолова О.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 11)Какой тезис следует считать отправным для ограничения содержания элемента основ конституционного строя? Допустимо ли в принципе такое ограничение? Эти вопросы даже не ставятся. К ограничению свободы экономической деятельности применяется правило все той же части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
(Ермолова О.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 11)Какой тезис следует считать отправным для ограничения содержания элемента основ конституционного строя? Допустимо ли в принципе такое ограничение? Эти вопросы даже не ставятся. К ограничению свободы экономической деятельности применяется правило все той же части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)- Участники Конституционного совещания решили зафиксировать важнейшие принципы построения экономической системы. Это закреплено в гл. 1, устанавливающей основы конституционного строя. В одной из ранних редакций ст. 11 соответствующая норма была сформулирована следующим образом: "Территория Российской Федерации является единым экономическим пространством. Единство экономического пространства обеспечивается свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, признанием неприкосновенности собственности, свободой договора и экономической деятельности, осуществляемой в соответствии с законом".
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)- Участники Конституционного совещания решили зафиксировать важнейшие принципы построения экономической системы. Это закреплено в гл. 1, устанавливающей основы конституционного строя. В одной из ранних редакций ст. 11 соответствующая норма была сформулирована следующим образом: "Территория Российской Федерации является единым экономическим пространством. Единство экономического пространства обеспечивается свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, признанием неприкосновенности собственности, свободой договора и экономической деятельности, осуществляемой в соответствии с законом".