Конституционные обязанности РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционные обязанности РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 52 "Зачисление в запас" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 декабря 2019 года N 3568-О, положение пункта 4 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающее возможность медицинского освидетельствования гражданина призывного возраста (от 18 до 27 лет), освобожденного от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, и устанавливающее обязательность призыва такого гражданина на военную службу на общих основаниях в случае признания его годным к военной службе по результатам такого освидетельствования, направлено на обеспечение надлежащего осуществления гражданином Российской Федерации своей конституционной обязанности по защите Отечества посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, предусмотренной статьей 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. При этом данная норма как сама по себе, так и в системе иных положений названного Федерального закона, которым осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, не регламентирует правоотношения вне указанной области, в том числе отношения, связанные с продвижением по службе в органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ"В качестве элемента правового механизма, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковым признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 82). Одним из полномочий налоговых органов является право на проведение в отношении налогоплательщика налоговой проверки (камеральной или выездной). При этом в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации в случае выявления факта нарушения налогоплательщиком налогового законодательства налоговый орган обязан принять решение по результатам такой проверки и изложить в нем обстоятельства совершенного правонарушения (статьи 82, 88, 89, 100 и 101)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные обязанности
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Конституционные обязанности государства
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Конституционные обязанности государства
Статья: Утрата доверия Президента РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей: конституционно-правовая ответственность главы субъекта РФ
(Якубенко Д.Э.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2
(Якубенко Д.Э.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья: Проблемы исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросам налогового права
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Аналогичная ситуация была связана с признанием неконституционными положений ст. 217 НК РФ. В течение четырех лет с момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ N 11-П от 2016 г. законодатель не выполнял возложенные на него Конституционным Судом РФ обязанности, и лишь в 2020 г. внес законодательные изменения в ст. 217 НК РФ.
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Аналогичная ситуация была связана с признанием неконституционными положений ст. 217 НК РФ. В течение четырех лет с момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ N 11-П от 2016 г. законодатель не выполнял возложенные на него Конституционным Судом РФ обязанности, и лишь в 2020 г. внес законодательные изменения в ст. 217 НК РФ.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Сохранение окружающей среды является конституционной обязанностью каждого (ст. 58 Конституции РФ), включая лиц, использующих водный объект или его часть. В соответствии с п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме юридическим или физическим лицом, причинившим вред. Причинение вреда окружающей среде в процессе осуществления водопользования может быть основанием привлечения собственника водного объекта или водопользователя к административной (гл. 8 КоАП РФ) либо уголовной (гл. 26 УК РФ) ответственности.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Сохранение окружающей среды является конституционной обязанностью каждого (ст. 58 Конституции РФ), включая лиц, использующих водный объект или его часть. В соответствии с п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме юридическим или физическим лицом, причинившим вред. Причинение вреда окружающей среде в процессе осуществления водопользования может быть основанием привлечения собственника водного объекта или водопользователя к административной (гл. 8 КоАП РФ) либо уголовной (гл. 26 УК РФ) ответственности.
Статья: О регулировании в ГК РФ государственного участия в содействии развитию предпринимательства
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2024, N 1)В докладе В.В. Путина на XXV Международном Петербургском экономическом форуме в качестве одного из ключевых принципов развития экономики России указывалась опора на предпринимательские опоры, снижение административной нагрузки, что полностью отвечает и экономике предложений. Предпринимательская инициатива как движущая сила развития производства товаров, работ, услуг в настоящее время направлена в коммерческих организациях на систематическое получение прибыли и распределение ее между участниками. Конституционная обязанность Правительства РФ способствовать развитию предпринимательской инициативы ведет к установлению льгот по налогу, скидки с цены для производства жизненно важных товаров для экономики страны. Так, например, установлен перечень электронной (радиоэлектронной) продукции для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов <11>.
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2024, N 1)В докладе В.В. Путина на XXV Международном Петербургском экономическом форуме в качестве одного из ключевых принципов развития экономики России указывалась опора на предпринимательские опоры, снижение административной нагрузки, что полностью отвечает и экономике предложений. Предпринимательская инициатива как движущая сила развития производства товаров, работ, услуг в настоящее время направлена в коммерческих организациях на систематическое получение прибыли и распределение ее между участниками. Конституционная обязанность Правительства РФ способствовать развитию предпринимательской инициативы ведет к установлению льгот по налогу, скидки с цены для производства жизненно важных товаров для экономики страны. Так, например, установлен перечень электронной (радиоэлектронной) продукции для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов <11>.
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)Введение ст. 54.1 НК РФ конкретизировало механизм налогового контроля, указав на обстоятельства и условия, которые налоговым органам нужно принимать во внимание при рассмотрении вопроса о законности действий налогоплательщика. При этом объем его прав и обязанностей не изменился (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 N 2311-О).
(КонсультантПлюс, 2025)Введение ст. 54.1 НК РФ конкретизировало механизм налогового контроля, указав на обстоятельства и условия, которые налоговым органам нужно принимать во внимание при рассмотрении вопроса о законности действий налогоплательщика. При этом объем его прав и обязанностей не изменился (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 N 2311-О).
Статья: Исключение из конкурсной массы имущества гражданина-должника как гарантия защиты его имущественных и личных неимущественных прав
(Гладышева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, законодатель, "обеспечивая возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав управомоченного в силу гражданско-правового обязательства лица (кредитора, взыскателя)", "должен исходить из конституционной обязанности Российской Федерации как социального государства заботиться о благополучии... граждан, сохраняя им условия для нормального существования", т.е. защищать личные неимущественные права <4>.
(Гладышева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, законодатель, "обеспечивая возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав управомоченного в силу гражданско-правового обязательства лица (кредитора, взыскателя)", "должен исходить из конституционной обязанности Российской Федерации как социального государства заботиться о благополучии... граждан, сохраняя им условия для нормального существования", т.е. защищать личные неимущественные права <4>.
Статья: Защита прав и законных интересов работников как задача трудового законодательства
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Закрепив в трудовом законодательстве цель установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан (ст. 1 ТК РФ), российский законодатель признал защиту прав и законных интересов работников одной из основных задач правового регулирования трудовых отношений. Защита трудовых прав работников, как подчеркивает Т.А. Нестерова, имеет большое значение "для установления сбалансированной и устойчивой системы трудовых отношений" <1>. В правовых нормах, определяющих права работников на защиту своих трудовых прав и устанавливающих порядок такой защиты, выражается социальная сущность государства, они служат созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что в соответствии со ст. 7 Конституции РФ является конституционной обязанностью России как социального государства.
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Закрепив в трудовом законодательстве цель установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан (ст. 1 ТК РФ), российский законодатель признал защиту прав и законных интересов работников одной из основных задач правового регулирования трудовых отношений. Защита трудовых прав работников, как подчеркивает Т.А. Нестерова, имеет большое значение "для установления сбалансированной и устойчивой системы трудовых отношений" <1>. В правовых нормах, определяющих права работников на защиту своих трудовых прав и устанавливающих порядок такой защиты, выражается социальная сущность государства, они служат созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что в соответствии со ст. 7 Конституции РФ является конституционной обязанностью России как социального государства.
Статья: Конституционно-правовые обязанности политических партий как участников выборов в Российской Федерации: вопросы совершенствования
(Бициева Э.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8
(Бициева Э.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8
Статья: Основания и субъекты временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Но в таком случае требуются надежные гарантии обеспечения конституционной законности временного перехода президентских обязанностей к другим лицам. Существующий порядок, когда принятие Председателем Правительства временного исполнения президентских полномочий не только не требует какого-либо подтверждения, но и не может быть оспорено в Конституционном Суде РФ <13>, нуждается в усовершенствовании, тем более с учетом предлагаемого закрепления в Конституции целого перечня должностных лиц, уполномоченных принять на себя временное исполнение президентских полномочий. С этой целью в ст. 92 Конституции РФ следует предусмотреть обязанность Конституционного Суда РФ незамедлительно в инициативном порядке проверить наличие исключительных оснований для временного исполнения обязанностей Президента РФ другим субъектом, а также правомочность именно данного субъекта принять временное исполнение президентских полномочий; подобные механизмы существуют в зарубежных странах <14>.
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Но в таком случае требуются надежные гарантии обеспечения конституционной законности временного перехода президентских обязанностей к другим лицам. Существующий порядок, когда принятие Председателем Правительства временного исполнения президентских полномочий не только не требует какого-либо подтверждения, но и не может быть оспорено в Конституционном Суде РФ <13>, нуждается в усовершенствовании, тем более с учетом предлагаемого закрепления в Конституции целого перечня должностных лиц, уполномоченных принять на себя временное исполнение президентских полномочий. С этой целью в ст. 92 Конституции РФ следует предусмотреть обязанность Конституционного Суда РФ незамедлительно в инициативном порядке проверить наличие исключительных оснований для временного исполнения обязанностей Президента РФ другим субъектом, а также правомочность именно данного субъекта принять временное исполнение президентских полномочий; подобные механизмы существуют в зарубежных странах <14>.
Статья: Категория "нравственность" в контексте задач уголовного законодательства
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Так, установлено, что формирование российской государственности и "преемственность в развитии Российского государства" раскрываются через нравственные критерии, которые послужили укреплению "государственного единства". Нравственные критерии государственного единства не являются государственной или обязательной идеологией, они отражают общие для всех народов Российской Федерации высокие морально-этические нормы общения людей. Наряду с добром и справедливостью в основе нравственного фундамента государства лежит "историческая правда" как объективная оценка вклада России в развитие человеческой цивилизации. Конституционная обязанность Российской Федерации - чтить память защитников Отечества и защищать историческую правду - формирует правовые предпосылки для духовно-нравственной оценки деятельности государства и общества <20>.
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Так, установлено, что формирование российской государственности и "преемственность в развитии Российского государства" раскрываются через нравственные критерии, которые послужили укреплению "государственного единства". Нравственные критерии государственного единства не являются государственной или обязательной идеологией, они отражают общие для всех народов Российской Федерации высокие морально-этические нормы общения людей. Наряду с добром и справедливостью в основе нравственного фундамента государства лежит "историческая правда" как объективная оценка вклада России в развитие человеческой цивилизации. Конституционная обязанность Российской Федерации - чтить память защитников Отечества и защищать историческую правду - формирует правовые предпосылки для духовно-нравственной оценки деятельности государства и общества <20>.
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника-иностранца
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, Конституционный Суд РФ также отметил, что обязанность работодателя уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином не зависит от статуса иностранца, а также основания его пребывания (проживания) и осуществления им трудовой деятельности в РФ (Постановление от 04.02.2020 N 7-П).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, Конституционный Суд РФ также отметил, что обязанность работодателя уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином не зависит от статуса иностранца, а также основания его пребывания (проживания) и осуществления им трудовой деятельности в РФ (Постановление от 04.02.2020 N 7-П).