Конкурс на замещение вакантной должности государственной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Конкурс на замещение вакантной должности государственной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Госслужба: конкурс, кадровый резерв
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 22, 64 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, ст. 17 Закона о системе госслужбы, Положение о конкурсе на замещение вакантной должности госслужбы РФ, Положение о федеральном кадровом резерве на госслужбе РФ, Единая методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей госслужбы, п. 1 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 22, 64 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, ст. 17 Закона о системе госслужбы, Положение о конкурсе на замещение вакантной должности госслужбы РФ, Положение о федеральном кадровом резерве на госслужбе РФ, Единая методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей госслужбы, п. 1 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащих2.1. Как проводится конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы
Вопрос: Как проводится конкурс по формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями части 8.2 настоящей статьи независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями части 8.2 настоящей статьи независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Однако ст. 17 данного Закона содержит некоторые запреты, текущее нарушение которых несовместимо с прохождением государственной гражданской службы. Это значит, что при их нарушении невозможно ограничиться дисциплинарным взысканием, не связанным с увольнением. Это составы, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 17, где речь идет о недопустимости совмещения некоторых должностей с исполнением обязанностей государственной гражданской службы. Например, запрет замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность. Как нам представляется, данные деяния (обстоятельства) ошибочно отнесены к запретам, а фактически представляют собой ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Так, одним из отличий ограничений от запретов является то, что они распространяются не только на лиц, состоящих на государственной гражданской службе, но и на граждан, которые поступают на службу. Запреты же не являются основанием для отказа в приеме на государственную гражданскую службу <25>. Возникает парадоксальная ситуация: лицо, уже состоящее на государственной или иной выборной должности, может участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, и только после зачисления его на должность может быть поставлен вопрос о расторжении служебного контракта в связи с нарушением запретов, связанных с государственной службой. Кроме того, как мы уже говорили, запреты, в отличие от ограничений, представляют собой не императивное, а диспозитивное основание увольнения. Иными словами, теоретически представитель нанимателя не обязан расторгать служебный контракт в данном случае, однако нарушение рассматриваемых запретов делает невозможным прохождение гражданской службы. В этой связи мы полагаем, что запреты, сформулированные в п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, необходимо перенести в ст. 16 в качестве ограничений, связанных с государственной гражданской службой.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Однако ст. 17 данного Закона содержит некоторые запреты, текущее нарушение которых несовместимо с прохождением государственной гражданской службы. Это значит, что при их нарушении невозможно ограничиться дисциплинарным взысканием, не связанным с увольнением. Это составы, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 17, где речь идет о недопустимости совмещения некоторых должностей с исполнением обязанностей государственной гражданской службы. Например, запрет замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность. Как нам представляется, данные деяния (обстоятельства) ошибочно отнесены к запретам, а фактически представляют собой ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Так, одним из отличий ограничений от запретов является то, что они распространяются не только на лиц, состоящих на государственной гражданской службе, но и на граждан, которые поступают на службу. Запреты же не являются основанием для отказа в приеме на государственную гражданскую службу <25>. Возникает парадоксальная ситуация: лицо, уже состоящее на государственной или иной выборной должности, может участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, и только после зачисления его на должность может быть поставлен вопрос о расторжении служебного контракта в связи с нарушением запретов, связанных с государственной службой. Кроме того, как мы уже говорили, запреты, в отличие от ограничений, представляют собой не императивное, а диспозитивное основание увольнения. Иными словами, теоретически представитель нанимателя не обязан расторгать служебный контракт в данном случае, однако нарушение рассматриваемых запретов делает невозможным прохождение гражданской службы. В этой связи мы полагаем, что запреты, сформулированные в п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, необходимо перенести в ст. 16 в качестве ограничений, связанных с государственной гражданской службой.
Статья: Исторические особенности правового регулирования государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации
(Сингилевич Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)<20> Приказы Министра обороны РФ от 6 марта 2007 г. N 80 "Об утверждении составов конкурсной и аттестационных комиссий Министерства обороны Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы", от 3 августа 2007 г. N 309 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, сроков и порядка работы конкурсной комиссии Министерства обороны Российской Федерации" и от 31 декабря 2007 г. N 556 "Об утверждении составов конкурсной и аттестационных комиссий Министерства обороны Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы".
(Сингилевич Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)<20> Приказы Министра обороны РФ от 6 марта 2007 г. N 80 "Об утверждении составов конкурсной и аттестационных комиссий Министерства обороны Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы", от 3 августа 2007 г. N 309 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, сроков и порядка работы конкурсной комиссии Министерства обороны Российской Федерации" и от 31 декабря 2007 г. N 556 "Об утверждении составов конкурсной и аттестационных комиссий Министерства обороны Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы".
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях обеспечения конституционного права граждан РФ на равный доступ к государственной службе и права государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112).
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях обеспечения конституционного права граждан РФ на равный доступ к государственной службе и права государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112;
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112;
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
Статья: Государственное управление в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Вспомогательные (обеспечивающие) функции управления в рассматриваемой сфере обслуживают процесс реализации общих и специальных функций. Эту группу составляют кадровая, материально-техническая (хозяйственная), финансовая, делопроизводственная и другие функции. Кадровая функция заключается в разработке предложений по формированию кадровой политики Федерального агентства по рыболовству, определению ее приоритетных направлений, организации работы по реализации кадровой политики, организации и обеспечении проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в аппарате Росрыболовства, руководителей и заместителей руководителей территориальных управлений Росрыболовства, организации профпереподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих управлений Росрыболовства, представительств и представителей Росрыболовства за рубежом <14>.
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Вспомогательные (обеспечивающие) функции управления в рассматриваемой сфере обслуживают процесс реализации общих и специальных функций. Эту группу составляют кадровая, материально-техническая (хозяйственная), финансовая, делопроизводственная и другие функции. Кадровая функция заключается в разработке предложений по формированию кадровой политики Федерального агентства по рыболовству, определению ее приоритетных направлений, организации работы по реализации кадровой политики, организации и обеспечении проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в аппарате Росрыболовства, руководителей и заместителей руководителей территориальных управлений Росрыболовства, организации профпереподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих управлений Росрыболовства, представительств и представителей Росрыболовства за рубежом <14>.
Статья: Принцип профессионализма в деятельности государственных служащих
(Круглова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ (статья 22), а также Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" <6> являются правовой основой такого процесса реализации данного принципа, как конкурсное поступление на гражданскую службу.
(Круглова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ (статья 22), а также Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" <6> являются правовой основой такого процесса реализации данного принципа, как конкурсное поступление на гражданскую службу.
Статья: Конституционно-правовые основы общественного контроля в сфере противодействия коррупции
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)В соответствии с данным Указом в целях повышения объективности и прозрачности процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов, а также аттестации государственных гражданских служащих Государственной Думой РФ принят Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 346 "О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <10>. Одними из ключевых моментов данного Закона стали нормы, устанавливающие, что представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных и аттестационных комиссий, должны определяться исключительно решениями соответствующих общественных советов, что, в свою очередь, позволит обеспечить соблюдение таких важных демократических принципов, как независимость, гласность и открытость.
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)В соответствии с данным Указом в целях повышения объективности и прозрачности процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов, а также аттестации государственных гражданских служащих Государственной Думой РФ принят Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 346 "О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <10>. Одними из ключевых моментов данного Закона стали нормы, устанавливающие, что представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных и аттестационных комиссий, должны определяться исключительно решениями соответствующих общественных советов, что, в свою очередь, позволит обеспечить соблюдение таких важных демократических принципов, как независимость, гласность и открытость.
Статья: Институт кадровых комиссий на государственной и муниципальной службе: временная мера или новый вектор развития
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 6 декабря 2022 г. N 886 предусматривается, что до 1 января 2026 г. по решению представителя нанимателя (работодателя) при назначении граждан на должности государственной и муниципальной службы конкурс может не проводиться. Следует заметить, что данная норма носит диспозитивный характер, т.е. позволяет представителю нанимателя как объявить конкурс на замещение вакантной должности государственной службы, так и назначить гражданина на эту должность без проведения конкурсного отбора. В последнем случае назначение осуществляется с учетом рекомендаций кадровой комиссии, и данная норма является императивной, т.е. представитель нанимателя не вправе принять такое решение при отсутствии рекомендации соответствующей комиссии. Следует, однако, отметить, что речь идет именно о рекомендации, т.е. представитель нанимателя может и не назначить гражданина на должность даже при наличии такой рекомендации.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 6 декабря 2022 г. N 886 предусматривается, что до 1 января 2026 г. по решению представителя нанимателя (работодателя) при назначении граждан на должности государственной и муниципальной службы конкурс может не проводиться. Следует заметить, что данная норма носит диспозитивный характер, т.е. позволяет представителю нанимателя как объявить конкурс на замещение вакантной должности государственной службы, так и назначить гражданина на эту должность без проведения конкурсного отбора. В последнем случае назначение осуществляется с учетом рекомендаций кадровой комиссии, и данная норма является императивной, т.е. представитель нанимателя не вправе принять такое решение при отсутствии рекомендации соответствующей комиссии. Следует, однако, отметить, что речь идет именно о рекомендации, т.е. представитель нанимателя может и не назначить гражданина на должность даже при наличии такой рекомендации.