Конфликт интересов в таможенных органах
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов в таможенных органах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовое регулирование взимания таможенных платежей: особенности администрирования и применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей, проблемы и направления совершенствования
(Казачкова К.А.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Поскольку административно-правовое регулирование таможенных платежей направлено на обеспечение поступлений в федеральный бюджет, а участники ВЭД, напротив, стремятся к их сокращению, конфликты интересов между таможней и бизнесом практически неизбежны. Нередко эти споры разрешаются в суде.
(Казачкова К.А.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Поскольку административно-правовое регулирование таможенных платежей направлено на обеспечение поступлений в федеральный бюджет, а участники ВЭД, напротив, стремятся к их сокращению, конфликты интересов между таможней и бизнесом практически неизбежны. Нередко эти споры разрешаются в суде.
Статья: О противодействии коррупции в российских таможенных органах
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)В Российской Федерации особенно в последние годы активизировалась борьба с коррупцией в таможенных органах. Коррупция рассматривается как угроза национальной безопасности. Издана централизованная система подразделений противодействия коррупции во главе с соответствующим Управлением ФТС России. Специализированные подразделения имеются в региональных таможенных управлениях и таможнях. Они работают в тесной взаимосвязи с другими управлениями и отделами таможенных органов, в частности, с сотрудниками управлений собственной безопасности, государственной службы и кадров, по борьбе с контрабандой, информационных технологий и др. и их подразделениями на местах. На Управление государственной службы и кадров ФТС возложена организация профилактики коррупционных и иных правонарушений в таможенных органах, представительствах и учреждениях, обеспечение соблюдения должностными лицами и работниками таможенных органов обязанностей, ограничений, запретов и требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; организационно-методическое обеспечение работы таможенных органов в сфере противодействия коррупции. Главное управление по борьбе с контрабандой, согласно Положению об этом управлении, утвержденному Приказом ФТС России от 23 апреля 2013 г. N 797 <6>, призвано оказывать содействие правоохранительным органам в противодействии коррупции.
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)В Российской Федерации особенно в последние годы активизировалась борьба с коррупцией в таможенных органах. Коррупция рассматривается как угроза национальной безопасности. Издана централизованная система подразделений противодействия коррупции во главе с соответствующим Управлением ФТС России. Специализированные подразделения имеются в региональных таможенных управлениях и таможнях. Они работают в тесной взаимосвязи с другими управлениями и отделами таможенных органов, в частности, с сотрудниками управлений собственной безопасности, государственной службы и кадров, по борьбе с контрабандой, информационных технологий и др. и их подразделениями на местах. На Управление государственной службы и кадров ФТС возложена организация профилактики коррупционных и иных правонарушений в таможенных органах, представительствах и учреждениях, обеспечение соблюдения должностными лицами и работниками таможенных органов обязанностей, ограничений, запретов и требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; организационно-методическое обеспечение работы таможенных органов в сфере противодействия коррупции. Главное управление по борьбе с контрабандой, согласно Положению об этом управлении, утвержденному Приказом ФТС России от 23 апреля 2013 г. N 797 <6>, призвано оказывать содействие правоохранительным органам в противодействии коррупции.
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Обстоятельства, послужившие основанием для утраты доверия к истцу со стороны руководства, установлены проверкой, по результатам которой истец являлся учредителем коммерческой организации, осуществляющей деятельность таможенного брокера на территории Климовского района Брянской области. Согласно сведениям из базы электронных копий деклараций на товары в период с 1 января 2011 года по 31 января 2013 года в регионе деятельности Брянской таможни через автомобильный пропускной пункт коммерческая организация совершала таможенные операции, связанные с таможенным декларированием товаров, в качестве покупателя и в качестве декларанта товаров по 114 декларациям на товары. Таким образом, коммерческая организация, учредителем которой являлся истец, осуществляла функции таможенного брокера в зоне деятельности таможенного поста, о чем истец не мог не знать, что предполагает наличие у него личной заинтересованности и что могло привести к конфликту интересов. Принадлежащую ему долю (50%) в коммерческой организации истец в доверительное управление не передал.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Обстоятельства, послужившие основанием для утраты доверия к истцу со стороны руководства, установлены проверкой, по результатам которой истец являлся учредителем коммерческой организации, осуществляющей деятельность таможенного брокера на территории Климовского района Брянской области. Согласно сведениям из базы электронных копий деклараций на товары в период с 1 января 2011 года по 31 января 2013 года в регионе деятельности Брянской таможни через автомобильный пропускной пункт коммерческая организация совершала таможенные операции, связанные с таможенным декларированием товаров, в качестве покупателя и в качестве декларанта товаров по 114 декларациям на товары. Таким образом, коммерческая организация, учредителем которой являлся истец, осуществляла функции таможенного брокера в зоне деятельности таможенного поста, о чем истец не мог не знать, что предполагает наличие у него личной заинтересованности и что могло привести к конфликту интересов. Принадлежащую ему долю (50%) в коммерческой организации истец в доверительное управление не передал.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ
(ред. от 26.02.2024)
"О службе в таможенных органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024)2. Начальник таможенного органа, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника таможенных органов личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему сотрудник таможенных органов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(ред. от 26.02.2024)
"О службе в таможенных органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024)2. Начальник таможенного органа, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника таможенных органов личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему сотрудник таможенных органов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья: О некоторых аспектах применения в Российской Федерации института доверительного управления как инструмента предотвращения конфликта интересов
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Отдельно отметим, что на основании ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" [14] члены Правительства обязаны передать на время замещения должности, находящиеся в их собственности ценные бумаги, и др. в доверительное управление безотносительно от возможного (или имеющего место) конфликта интересов. Тоже самое предусмотрено и для Чрезвычайного и Полномочного Посла России в иностранном государстве или Постоянного представителя государства при международной организации, со штаб-квартирой в иностранном государстве [15]. Как, впрочем, и для сотрудников таможенного органа, в соответствии с положением, предусмотренным ч. 3 ст. 7 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" [16]. Аналогичная ситуация с сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками федеральной противопожарной службы, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а также системы принудительного исполнения наказаний. Здесь обращают на себя внимание несколько моментов.
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Отдельно отметим, что на основании ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" [14] члены Правительства обязаны передать на время замещения должности, находящиеся в их собственности ценные бумаги, и др. в доверительное управление безотносительно от возможного (или имеющего место) конфликта интересов. Тоже самое предусмотрено и для Чрезвычайного и Полномочного Посла России в иностранном государстве или Постоянного представителя государства при международной организации, со штаб-квартирой в иностранном государстве [15]. Как, впрочем, и для сотрудников таможенного органа, в соответствии с положением, предусмотренным ч. 3 ст. 7 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" [16]. Аналогичная ситуация с сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками федеральной противопожарной службы, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а также системы принудительного исполнения наказаний. Здесь обращают на себя внимание несколько моментов.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)К примеру, такого основания не содержит Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". На практике при невыполнении рассматриваемой обязанности делались попытки увольнения допустивших данное правонарушение служащих по п. 9 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (иные случаи, предусмотренные данным Федеральным законом и другими федеральными законами) со ссылкой непосредственно на ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции", однако суды нередко восстанавливали уволенных служащих в должности. В ряде случаев для увольнения гражданских служащих в подобных ситуациях используются нормы, связанные с неисполнением обязанностей о конфликте интересов (см., например, Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2023 г. по делу N 88-7830/2023); однако здесь проблема возникает, если в действиях служащего, не уведомившего о склонении его к совершению коррупционного правонарушения, не было мотива личной заинтересованности, что исключает трактовку данной ситуации как конфликта интересов.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)К примеру, такого основания не содержит Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". На практике при невыполнении рассматриваемой обязанности делались попытки увольнения допустивших данное правонарушение служащих по п. 9 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (иные случаи, предусмотренные данным Федеральным законом и другими федеральными законами) со ссылкой непосредственно на ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции", однако суды нередко восстанавливали уволенных служащих в должности. В ряде случаев для увольнения гражданских служащих в подобных ситуациях используются нормы, связанные с неисполнением обязанностей о конфликте интересов (см., например, Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2023 г. по делу N 88-7830/2023); однако здесь проблема возникает, если в действиях служащего, не уведомившего о склонении его к совершению коррупционного правонарушения, не было мотива личной заинтересованности, что исключает трактовку данной ситуации как конфликта интересов.
Статья: Проблемные вопросы исполнения решений Суда Евразийского экономического союза: experientia docet
(Кадышева О.В.)
("Международное правосудие", 2024, N 1)Как можно видеть, налицо определенный конфликтный потенциал в вопросе о ретроактивном действии решений Суда ЕАЭС в рамках признания актов ЕЭК не соответствующими праву ЕАЭС и рост интереса со стороны высших национальных судов к корректному и обоснованному его решению.
(Кадышева О.В.)
("Международное правосудие", 2024, N 1)Как можно видеть, налицо определенный конфликтный потенциал в вопросе о ретроактивном действии решений Суда ЕАЭС в рамках признания актов ЕЭК не соответствующими праву ЕАЭС и рост интереса со стороны высших национальных судов к корректному и обоснованному его решению.
Статья: Новые правовые механизмы таможенного контроля: сущность, юридическая природа, перспективы введения
(Бакаева О.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Необходимость совершенствования таможенного контроля заложена в Стратегии развития таможенной службы до 2030 г. <1>. В ней указывается, что в таможенной сфере реализован полный цикл управления рисками, что позволяет достичь высокого уровня эффективности контрольных мер таможенных органов. Объективная оценка рисков (то есть фактора вероятности несоблюдения таможенных правил) позволяет в определенной степени нивелировать конфликт между публичными и частными интересами. Более того, в рамках оптимизации механизма таможенного контроля целесообразно обратить внимание на важность повышения уровня доверия к таможенным органам подконтрольных субъектов.
(Бакаева О.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Необходимость совершенствования таможенного контроля заложена в Стратегии развития таможенной службы до 2030 г. <1>. В ней указывается, что в таможенной сфере реализован полный цикл управления рисками, что позволяет достичь высокого уровня эффективности контрольных мер таможенных органов. Объективная оценка рисков (то есть фактора вероятности несоблюдения таможенных правил) позволяет в определенной степени нивелировать конфликт между публичными и частными интересами. Более того, в рамках оптимизации механизма таможенного контроля целесообразно обратить внимание на важность повышения уровня доверия к таможенным органам подконтрольных субъектов.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- шесть правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Приказы МЧС России от 15 апреля 2013 г. N 252 "О работниках, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, и гражданах, претендующих на замещение таких должностей"; от 21 ноября 2013 г. N 745 "Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и работниками, замещающими эти должности"; Приказы МВД России от 14 декабря 2016 г. N 838 "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России", от 19 апреля 2010 г. N 293 "Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений"; Приказы ФТС России от 18 января 2010 г. N 57 "Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений" и от 21 марта 2016 г. N 537 "Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения";
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- шесть правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Приказы МЧС России от 15 апреля 2013 г. N 252 "О работниках, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, и гражданах, претендующих на замещение таких должностей"; от 21 ноября 2013 г. N 745 "Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и работниками, замещающими эти должности"; Приказы МВД России от 14 декабря 2016 г. N 838 "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России", от 19 апреля 2010 г. N 293 "Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений"; Приказы ФТС России от 18 января 2010 г. N 57 "Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений" и от 21 марта 2016 г. N 537 "Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения";