Конфликт интересов в судебной деятельности это
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов в судебной деятельности это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по делу N А69-2932/2021к21
Требование: Об отмене определения о привлечении специалистов для обеспечения деятельности конкурсного управляющего.
Решение: Определение оставлено без изменения.Апеллянт указывает, что судом первой инстанции в настоящем обособленном споре не применены по аналогии нормы статей 19, 20.2, 20.3 Закона о банкротстве. При этом ссылки ПАО "РусГидро" на судебную практику, согласно которой "поручение представления интересов конкурсного управляющего лицам, которые одновременно являются представителями кредиторов, нарушает права других конкурсных кредиторов, равно как и должника, поскольку конкурсный управляющий создает конфликт интересов в своей деятельности", АО "Россети Сибирь Тываэнерго" полагает неправомерными, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, не тождественны обстоятельствам спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела (представление интересов конкурсного управляющего в деле о банкротстве лицом, представлявшим интересы кредиторов).
Требование: Об отмене определения о привлечении специалистов для обеспечения деятельности конкурсного управляющего.
Решение: Определение оставлено без изменения.Апеллянт указывает, что судом первой инстанции в настоящем обособленном споре не применены по аналогии нормы статей 19, 20.2, 20.3 Закона о банкротстве. При этом ссылки ПАО "РусГидро" на судебную практику, согласно которой "поручение представления интересов конкурсного управляющего лицам, которые одновременно являются представителями кредиторов, нарушает права других конкурсных кредиторов, равно как и должника, поскольку конкурсный управляющий создает конфликт интересов в своей деятельности", АО "Россети Сибирь Тываэнерго" полагает неправомерными, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, не тождественны обстоятельствам спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела (представление интересов конкурсного управляющего в деле о банкротстве лицом, представлявшим интересы кредиторов).
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.10.2024 по делу N 88-31494/2024 (УИД 71RS0029-01-2023-003372-72)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушение порядка его увольнения, а также на отсутствие в его действиях состава дисциплинарного проступка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.В кассационной жалобе П. вновь указывает на отсутствие конфликта интересов, ссылаясь на то, что на момент избрания на должность заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области деятельность местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области была прекращена на основании решения суда. Указанные доводы не свидетельствуют о необоснованности выводов суда, поскольку судом установлено, что свою деятельность П. выполнял реально, будучи убежденным в легитимности деятельности данной организации, при этом принимал непосредственное участие в проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении учебного учреждения, входящего в структуру ДОСААФ России, однако не уведомил военного комиссара Тульской области о возникновении конфликта интересов, под которым в силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В данном случае осуществление истцом деятельности как заместителем председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области могло повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, в том числе исполнение возложенных на него обязанностей по осуществлению контрольно-проверочных мероприятий в отношении учебных учреждений, входящих в структуру ДОСААФ России.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушение порядка его увольнения, а также на отсутствие в его действиях состава дисциплинарного проступка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.В кассационной жалобе П. вновь указывает на отсутствие конфликта интересов, ссылаясь на то, что на момент избрания на должность заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области деятельность местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области была прекращена на основании решения суда. Указанные доводы не свидетельствуют о необоснованности выводов суда, поскольку судом установлено, что свою деятельность П. выполнял реально, будучи убежденным в легитимности деятельности данной организации, при этом принимал непосредственное участие в проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении учебного учреждения, входящего в структуру ДОСААФ России, однако не уведомил военного комиссара Тульской области о возникновении конфликта интересов, под которым в силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В данном случае осуществление истцом деятельности как заместителем председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области могло повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, в том числе исполнение возложенных на него обязанностей по осуществлению контрольно-проверочных мероприятий в отношении учебных учреждений, входящих в структуру ДОСААФ России.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регулирование конфликта интересов в судебных системах США и России: правовые механизмы и практика
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)По мнению Е.В. Рябцевой, из-за многочисленности ситуаций конфликта интересов предусмотреть исчерпывающий перечень всех комбинаций в законодательстве не представляется возможным <57>. Это действительно так. Однако пробелы в таком случае должны восполняться путем обобщений правоприменительной практики, напрямую связанной с урегулированием конфликта интересов в судебной деятельности, и разработанных методических рекомендаций для судей. Имеющиеся Методические рекомендации по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции от 26 января 2017 г. довольно косвенно затрагивают проблему конфликта интересов в судебной деятельности <58>. При этом в п. 4 Методических рекомендаций отмечено, что судья, испытывающий затруднения при идентификации конфликта интересов в конкретной ситуации, вправе обратиться с соответствующим запросом в Комиссию Совета судей РФ по этике за разъяснениями. Заключения Комиссии по этике носят рекомендательный характер, судья несет личную ответственность за принятие решений в спорной ситуации. Однако регулярные обобщения запросов судей и заключений Комиссии по этике, выделение типовых ситуаций конфликтов интересов могли бы способствовать формированию единообразного подхода к решению данной проблемы.
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)По мнению Е.В. Рябцевой, из-за многочисленности ситуаций конфликта интересов предусмотреть исчерпывающий перечень всех комбинаций в законодательстве не представляется возможным <57>. Это действительно так. Однако пробелы в таком случае должны восполняться путем обобщений правоприменительной практики, напрямую связанной с урегулированием конфликта интересов в судебной деятельности, и разработанных методических рекомендаций для судей. Имеющиеся Методические рекомендации по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции от 26 января 2017 г. довольно косвенно затрагивают проблему конфликта интересов в судебной деятельности <58>. При этом в п. 4 Методических рекомендаций отмечено, что судья, испытывающий затруднения при идентификации конфликта интересов в конкретной ситуации, вправе обратиться с соответствующим запросом в Комиссию Совета судей РФ по этике за разъяснениями. Заключения Комиссии по этике носят рекомендательный характер, судья несет личную ответственность за принятие решений в спорной ситуации. Однако регулярные обобщения запросов судей и заключений Комиссии по этике, выделение типовых ситуаций конфликтов интересов могли бы способствовать формированию единообразного подхода к решению данной проблемы.
Статья: Конфликт интересов в адвокатской деятельности (сравнительно-правовое исследование)
(Гинзбург И.В., Чиранова И.П.)
("Мировой судья", 2025, N 7)Верховный Суд Канады указал, что фидуциарные обязанности перед своими клиентами несет не только адвокат, но и юридическая компания, от лица которой он осуществляет свою профессиональную деятельность. Обязанность избегать конфликта интересов - это "яркая черта" <16>, пересечение которой приводит к нарушению требования лояльности и может привести к несправедливому судебному разбирательству. Адвокат (или юридическая компания) не может представлять интересы нескольких клиентов, имеющих противоположные интересы (даже если они обратились по разным юридическим вопросам, не связанным между собой), без получения предварительного согласия от них.
(Гинзбург И.В., Чиранова И.П.)
("Мировой судья", 2025, N 7)Верховный Суд Канады указал, что фидуциарные обязанности перед своими клиентами несет не только адвокат, но и юридическая компания, от лица которой он осуществляет свою профессиональную деятельность. Обязанность избегать конфликта интересов - это "яркая черта" <16>, пересечение которой приводит к нарушению требования лояльности и может привести к несправедливому судебному разбирательству. Адвокат (или юридическая компания) не может представлять интересы нескольких клиентов, имеющих противоположные интересы (даже если они обратились по разным юридическим вопросам, не связанным между собой), без получения предварительного согласия от них.
Нормативные акты
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Статья: Мирное урегулирование спора - новая задача гражданского судопроизводства
(Соловьева Т.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)Для определения действительного понятия задач гражданского судопроизводства обратимся к основам теории государства и права. Так, в общеправовом смысле под задачей предлагают понимать выраженную или вытекающую из закона объективно существующую форму правового поведения, реализуемую государственными органами, ведущими процесс, посредством упорядоченной процессуальным законом деятельности в целях достижения частного и общего правового результата <10>. Из данного определения можно выделить следующие признаки задачи: форма правового поведения, урегулированная законом; осуществляется органами государственной власти; осуществляется в целях достижения правового результата. Исходя из этих признаков можно определить, что примирение сторон как задача гражданского судопроизводства - это деятельность суда, регламентированная нормами ГПК РФ, осуществляемая в форме мирного урегулирования спора в целях защиты нарушенных прав и законных интересов заинтересованных субъектов, следствием которой выступает разрешение конфликта в виде достижения соглашения сторонами конфликта.
(Соловьева Т.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)Для определения действительного понятия задач гражданского судопроизводства обратимся к основам теории государства и права. Так, в общеправовом смысле под задачей предлагают понимать выраженную или вытекающую из закона объективно существующую форму правового поведения, реализуемую государственными органами, ведущими процесс, посредством упорядоченной процессуальным законом деятельности в целях достижения частного и общего правового результата <10>. Из данного определения можно выделить следующие признаки задачи: форма правового поведения, урегулированная законом; осуществляется органами государственной власти; осуществляется в целях достижения правового результата. Исходя из этих признаков можно определить, что примирение сторон как задача гражданского судопроизводства - это деятельность суда, регламентированная нормами ГПК РФ, осуществляемая в форме мирного урегулирования спора в целях защиты нарушенных прав и законных интересов заинтересованных субъектов, следствием которой выступает разрешение конфликта в виде достижения соглашения сторонами конфликта.
Статья: Правовые аспекты сдачи военнослужащими принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в аренду (внаем)
(Набиев А.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 5)В Определении "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Овчинникова Андрея Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 6 и 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" от 2 июля 2015 г. N 1523-О Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил вышеуказанную позицию и дополнительно отметил, что при оценке оплачиваемой деятельности как несовместимой с соответствующим публичным статусом необходимо учитывать такие критерии, как самостоятельность, рисковый характер, систематичность, предмет этой деятельности и юридические основания ее осуществления, возможность конфликта частных интересов лица, для которого устанавливаются соответствующие ограничения, и публичных интересов.
(Набиев А.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 5)В Определении "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Овчинникова Андрея Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 6 и 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" от 2 июля 2015 г. N 1523-О Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил вышеуказанную позицию и дополнительно отметил, что при оценке оплачиваемой деятельности как несовместимой с соответствующим публичным статусом необходимо учитывать такие критерии, как самостоятельность, рисковый характер, систематичность, предмет этой деятельности и юридические основания ее осуществления, возможность конфликта частных интересов лица, для которого устанавливаются соответствующие ограничения, и публичных интересов.
Статья: Противодействие коррупции в системе государственной службы: международный опыт
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Примером могут служить данные, приведенные в докладе Генерального прокурора И.В. Краснова Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в 2020 г.: "За год прокурорами вскрыто более 245 тысяч нарушений законодательства. Почти две тысячи из них установлено при проведении проверок соответствия доходов и расходов лиц, замещающих государственные и иные должности. В суды предъявлено 53 иска о взыскании с недобросовестных чиновников неподтвержденных доходов на сумму свыше 79 млрд рублей, а это в три раза больше, чем в прошлом году (25 млрд). К настоящему времени большая часть требований судами удовлетворена (38 исков на сумму 74 млрд руб.). Возросло и число выявленных прокурорами случаев неурегулированного конфликта интересов (с 3,6 до 4,2 тыс.). Треть из них - в деятельности лиц, замещающих должности федеральной государственной службы. Особенно остро эти вопросы проявляются в сфере закупок для государственных нужд, где прокурорами устанавливались факты участия в заседаниях конкурсных комиссий лиц, имеющих прямую личную заинтересованность в итоговом решении. Продолжена скоординированная борьба с коррупционными преступлениями. Их зарегистрировано более 30 тыс." <2>.
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Примером могут служить данные, приведенные в докладе Генерального прокурора И.В. Краснова Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в 2020 г.: "За год прокурорами вскрыто более 245 тысяч нарушений законодательства. Почти две тысячи из них установлено при проведении проверок соответствия доходов и расходов лиц, замещающих государственные и иные должности. В суды предъявлено 53 иска о взыскании с недобросовестных чиновников неподтвержденных доходов на сумму свыше 79 млрд рублей, а это в три раза больше, чем в прошлом году (25 млрд). К настоящему времени большая часть требований судами удовлетворена (38 исков на сумму 74 млрд руб.). Возросло и число выявленных прокурорами случаев неурегулированного конфликта интересов (с 3,6 до 4,2 тыс.). Треть из них - в деятельности лиц, замещающих должности федеральной государственной службы. Особенно остро эти вопросы проявляются в сфере закупок для государственных нужд, где прокурорами устанавливались факты участия в заседаниях конкурсных комиссий лиц, имеющих прямую личную заинтересованность в итоговом решении. Продолжена скоординированная борьба с коррупционными преступлениями. Их зарегистрировано более 30 тыс." <2>.
Статья: Исключение участника как способ принудительного расторжения корпоративной сделки
(Никольский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Механизм исключения участника из корпорации, инкорпорированный в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью с момента вступления в силу специального корпоративного Закона в 1998 г. <1> и распространенный на акционерные общества вместе с включением в общие положения ГК РФ о хозяйственных обществах с 2014 г. <2>, занял ключевое место среди способов защиты прав и интересов, доступных участникам непубличных обществ, в качестве последней меры воздействия на другие стороны корпоративной сделки <3>, грубо нарушающие свои обязанности по отношению к корпорации и тем самым блокирующие ее эффективную деятельность. Уточненный многочисленными нормативными разъяснениями высших судов <4>, этот институт активно применяется в юридической практике в ситуациях корпоративного конфликта <5> и уклонения от участия в управлении обществом <6>.
(Никольский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Механизм исключения участника из корпорации, инкорпорированный в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью с момента вступления в силу специального корпоративного Закона в 1998 г. <1> и распространенный на акционерные общества вместе с включением в общие положения ГК РФ о хозяйственных обществах с 2014 г. <2>, занял ключевое место среди способов защиты прав и интересов, доступных участникам непубличных обществ, в качестве последней меры воздействия на другие стороны корпоративной сделки <3>, грубо нарушающие свои обязанности по отношению к корпорации и тем самым блокирующие ее эффективную деятельность. Уточненный многочисленными нормативными разъяснениями высших судов <4>, этот институт активно применяется в юридической практике в ситуациях корпоративного конфликта <5> и уклонения от участия в управлении обществом <6>.
Статья: Защита интересов резидентов Арктической зоны
(Михайлова Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)В отношении частноправовых конфликтов допускается передача их на рассмотрение третейского суда (арбитража). Это правило действует и в отношении резидентов Арктической зоны. В действующем законодательстве, регулирующем деятельность резидентов Арктики, отсутствует указание на такую возможность. Закрепляется, что средствами защиты прав и интересов резидентов являются "иски по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, о защите прав и законных интересов неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Однако, как уже было показано, целый ряд споров должен разрешаться арбитражными судами в порядке искового производства; при этом сами резиденты вправе защищать свои права и самостоятельно, без обращения к управляющей компании.
(Михайлова Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)В отношении частноправовых конфликтов допускается передача их на рассмотрение третейского суда (арбитража). Это правило действует и в отношении резидентов Арктической зоны. В действующем законодательстве, регулирующем деятельность резидентов Арктики, отсутствует указание на такую возможность. Закрепляется, что средствами защиты прав и интересов резидентов являются "иски по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, о защите прав и законных интересов неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Однако, как уже было показано, целый ряд споров должен разрешаться арбитражными судами в порядке искового производства; при этом сами резиденты вправе защищать свои права и самостоятельно, без обращения к управляющей компании.
Статья: О некоторых вопросах реформирования системы судов общей юрисдикции Российской Федерации: плюсы и минусы
(Савенкова М.И.)
("Российский судья", 2023, N 7)Но здесь возникла другая внутренняя проблема: все военнослужащие Российской Федерации без исключения подчиняются Министерству обороны России, вне зависимости от конкретного рода своей деятельности, при этом в то же время военнослужащий как судья обязан подчиняться и выполнять указания и требования судебного сообщества, вне зависимости от того, кем он является по основной своей должности или же званию. Возникшая ситуация негативно повлияла на взаимоотношения судебного корпуса и Министерства обороны РФ, ввиду того что данное двоякое подчинение повлекло за собой прямой конфликт интересов, а также, помимо этого, провоцировало нарушение таких важных принципов судебного разбирательства, как независимость судей и единство их статуса.
(Савенкова М.И.)
("Российский судья", 2023, N 7)Но здесь возникла другая внутренняя проблема: все военнослужащие Российской Федерации без исключения подчиняются Министерству обороны России, вне зависимости от конкретного рода своей деятельности, при этом в то же время военнослужащий как судья обязан подчиняться и выполнять указания и требования судебного сообщества, вне зависимости от того, кем он является по основной своей должности или же званию. Возникшая ситуация негативно повлияла на взаимоотношения судебного корпуса и Министерства обороны РФ, ввиду того что данное двоякое подчинение повлекло за собой прямой конфликт интересов, а также, помимо этого, провоцировало нарушение таких важных принципов судебного разбирательства, как независимость судей и единство их статуса.
Статья: Корпоративная этика и профессиональная деформация
(Овчинников Д.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Судебная этика - это сфера конкретизации общеморальных представлений применительно к осуществлению правосудия. Она представляет собой свод определенных норм, принципов, правил поведения и их воплощение в процессе осуществления государственными гражданскими служащими своей профессиональной деятельности. По сути дела, судебная этика - это уточнение общих норм морали в свете узкопрофессиональной специфики отправления правосудия.
(Овчинников Д.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Судебная этика - это сфера конкретизации общеморальных представлений применительно к осуществлению правосудия. Она представляет собой свод определенных норм, принципов, правил поведения и их воплощение в процессе осуществления государственными гражданскими служащими своей профессиональной деятельности. По сути дела, судебная этика - это уточнение общих норм морали в свете узкопрофессиональной специфики отправления правосудия.
Статья: Роль советов судей как органов судейского сообщества в индивидуальном регулировании судебной деятельности
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)2. Толкование принципов и норм права посредством юридико-логической интерпретации нормативного акта в качестве логически взаимосвязанных структурных элементов единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы принципов и норм права, при принятии решения относительно вопросов о наличии конфликтов правовых интересов в деятельности судей. Это неизбежно при применении отдельных нормативных формулировок, в частности при оценке обстоятельств, связанных с возникновением конфликтов интересов. В качестве примера можно привести заключение Совета судей РФ о возможности рассмотрения в арбитражном суде относительно обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) в ситуациях конфликтов интересов <7>. При разрешении относительно обособленных споров в рамках дела о банкротстве для исключения ситуации конфликта интересов не следует ограничиваться оценкой тех связей, которые могут существовать у судьи, членов его семьи или его близких родственников/свойственников с непосредственными участниками обособленного спора. Обособленность спора в отношении дела о банкротстве, частью которого он является, относительна. Потенциально у любого из участников дела о банкротстве не исключается заинтересованность в том или ином результате разрешения обособленного спора. В рассматриваемой ситуации прежде всего необходимо обратить внимание на восприятие такой ситуации со стороны участников процесса.
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)2. Толкование принципов и норм права посредством юридико-логической интерпретации нормативного акта в качестве логически взаимосвязанных структурных элементов единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы принципов и норм права, при принятии решения относительно вопросов о наличии конфликтов правовых интересов в деятельности судей. Это неизбежно при применении отдельных нормативных формулировок, в частности при оценке обстоятельств, связанных с возникновением конфликтов интересов. В качестве примера можно привести заключение Совета судей РФ о возможности рассмотрения в арбитражном суде относительно обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) в ситуациях конфликтов интересов <7>. При разрешении относительно обособленных споров в рамках дела о банкротстве для исключения ситуации конфликта интересов не следует ограничиваться оценкой тех связей, которые могут существовать у судьи, членов его семьи или его близких родственников/свойственников с непосредственными участниками обособленного спора. Обособленность спора в отношении дела о банкротстве, частью которого он является, относительна. Потенциально у любого из участников дела о банкротстве не исключается заинтересованность в том или ином результате разрешения обособленного спора. В рассматриваемой ситуации прежде всего необходимо обратить внимание на восприятие такой ситуации со стороны участников процесса.
Статья: Специализированный суд по международным коммерческим спорам как современная предпосылка конкурентоспособности российского правосудия в условиях мировой глобализации
(Щукин А.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)Транспарентность разбирательства поддерживается, поскольку это позволяет обеспечить большую прозрачность в ходе слушаний, она способствует созданию целого ряда прецедентов, обеспечивающих развитие судебной практики в отдельных сферах хозяйственной деятельности. В этом заинтересованы и сами стороны данной деятельности, поскольку доступность информации способствует формированию стабильной судебной практики, благоприятствующей повышению определенности складывающихся отношений и легитимности при рассмотрении возникающих конфликтов. Таким образом, еще одна причина, по которой участники хозяйственной деятельности должны быть заинтересованы в поддержке международных торговых судов, - это существование общественного интереса в целом ряде прецедентных решений и его пользе (прецедента) для разрешения коммерческих споров.
(Щукин А.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)Транспарентность разбирательства поддерживается, поскольку это позволяет обеспечить большую прозрачность в ходе слушаний, она способствует созданию целого ряда прецедентов, обеспечивающих развитие судебной практики в отдельных сферах хозяйственной деятельности. В этом заинтересованы и сами стороны данной деятельности, поскольку доступность информации способствует формированию стабильной судебной практики, благоприятствующей повышению определенности складывающихся отношений и легитимности при рассмотрении возникающих конфликтов. Таким образом, еще одна причина, по которой участники хозяйственной деятельности должны быть заинтересованы в поддержке международных торговых судов, - это существование общественного интереса в целом ряде прецедентных решений и его пользе (прецедента) для разрешения коммерческих споров.
Статья: Нужна ли третейскому суду объективная беспристрастность? Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21 ноября 2022 года N 304-ЭС22-6536
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 3)При этом уже сейчас Закон об арбитраже предоставляет для оценки объективной беспристрастности арбитражного учреждения намного более надежную нормативную основу, чем ссылки на абстрактные принципы судопроизводства и третейского разбирательства. Речь идет о ст. 46 "Недопустимость конфликта интересов при осуществлении деятельности созданного в Российской Федерации постоянно действующего арбитражного учреждения". Остается загадкой, почему эта статья осталась почти не востребованной практикой, хотя она специально направлена на противодействие "карманным" судам. Эта норма позволяет применять давно известный праву институт конфликта интересов, учитывая его в совокупности с другими обстоятельствами при решении вопроса о последующей отмене или отказе в приведении в исполнение конкретного арбитражного решения <29>, освобождает от необходимости оценивать независимость третейского учреждения в целом.
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 3)При этом уже сейчас Закон об арбитраже предоставляет для оценки объективной беспристрастности арбитражного учреждения намного более надежную нормативную основу, чем ссылки на абстрактные принципы судопроизводства и третейского разбирательства. Речь идет о ст. 46 "Недопустимость конфликта интересов при осуществлении деятельности созданного в Российской Федерации постоянно действующего арбитражного учреждения". Остается загадкой, почему эта статья осталась почти не востребованной практикой, хотя она специально направлена на противодействие "карманным" судам. Эта норма позволяет применять давно известный праву институт конфликта интересов, учитывая его в совокупности с другими обстоятельствами при решении вопроса о последующей отмене или отказе в приведении в исполнение конкретного арбитражного решения <29>, освобождает от необходимости оценивать независимость третейского учреждения в целом.