Конфликт интересов в обрАзовательном учреждении
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов в обрАзовательном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.12.2023 N 88-34126/2023 (УИД 69RS0026-01-2023-000250-44)
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Прокурор указал, что после совершения коррупционного правонарушения ответчик до настоящего времени занимает муниципальную должность.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Соглашаясь с городским судом, суд второй инстанции также оставил без внимания то обстоятельство, что отсутствие доказательств фактического предоставления преимуществ МОУ "СОШ N 12" г. Ржева Тверской области при совмещении И. функций руководителя отдела образования администрации г. Ржева и преподавателя информатики в указанном образовательном учреждении не исключает установление конфликта интересов муниципального служащего.
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Прокурор указал, что после совершения коррупционного правонарушения ответчик до настоящего времени занимает муниципальную должность.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Соглашаясь с городским судом, суд второй инстанции также оставил без внимания то обстоятельство, что отсутствие доказательств фактического предоставления преимуществ МОУ "СОШ N 12" г. Ржева Тверской области при совмещении И. функций руководителя отдела образования администрации г. Ржева и преподавателя информатики в указанном образовательном учреждении не исключает установление конфликта интересов муниципального служащего.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2024 N 88-12609/2024 (УИД 75RS0031-01-2023-001142-57)
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: 1) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 2) О признании незаконным бездействия по принятию мер к привлечению к дисциплинарной ответственности; 3) Об обязании изменить формулировку увольнения муниципального служащего.
Обстоятельства: Совершение коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы, когда ставятся под угрозу интересы РФ, влечет применение меры ответственности (увольнение в связи с утратой доверия), у представителя нанимателя отсутствовали правовые основания для увольнения служащего по собственному желанию.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.25 апреля 2018 г. комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации муниципального района "Оловяннинский район" в присутствии заместителя прокурора Оловяннинского района при рассмотрении протеста прокуратуры Оловяннинского района от 26 марта 2018 г. установлено, что Б.З.ВА. является председателем МКУ РКО и ДМ с 11 сентября 2013 г. Б.С.Б занимает должность директора МБОУ "Единенская СОШ" с 22 октября 1979 г., которая не относится к должностям муниципальной службы, является руководителем самостоятельного бюджетного учреждения. Факт наличия между муниципальным служащим и директором муниципального образовательного учреждения, который не является муниципальным служащим, родственных отношений не свидетельствует о возникновении конфликта интересов, так как личной заинтересованности не имеется. В соответствии с. п. 4 ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. Учредителем МБОУ "Единенская СОШ" является муниципальное образование в лице администрации муниципального района, финансирование осуществляется в пределах выявленных лимитов, оплата труда директора школы и педагогических работников производится согласно положению об оплате труда. Директор школы в штате МКУ РКО и ДМ не состоит, начисление заработной платы производится МКУ "Централизованная бухгалтерия системы образования" начальником, которая в родственных отношениях с директором не состоит. Учредителем МКУ ЦБ СО является администрация муниципального района "Оловяннинский район", размер выплаты премий определяет управляющий совет. Поскольку директор МБОУ "Единенская СОШ" не является муниципальным служащим, конфликт интересов отсутствует, комиссия решила предложить главе муниципального района "Оловяннинский район" рассмотреть вопрос о привлечении председателя МКУ РКО и ДМ Б.З.ВА. к дисциплинарной ответственности в связи с несвоевременным уведомление комиссии о наличии вышеизложенных обстоятельств.
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: 1) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 2) О признании незаконным бездействия по принятию мер к привлечению к дисциплинарной ответственности; 3) Об обязании изменить формулировку увольнения муниципального служащего.
Обстоятельства: Совершение коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы, когда ставятся под угрозу интересы РФ, влечет применение меры ответственности (увольнение в связи с утратой доверия), у представителя нанимателя отсутствовали правовые основания для увольнения служащего по собственному желанию.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.25 апреля 2018 г. комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации муниципального района "Оловяннинский район" в присутствии заместителя прокурора Оловяннинского района при рассмотрении протеста прокуратуры Оловяннинского района от 26 марта 2018 г. установлено, что Б.З.ВА. является председателем МКУ РКО и ДМ с 11 сентября 2013 г. Б.С.Б занимает должность директора МБОУ "Единенская СОШ" с 22 октября 1979 г., которая не относится к должностям муниципальной службы, является руководителем самостоятельного бюджетного учреждения. Факт наличия между муниципальным служащим и директором муниципального образовательного учреждения, который не является муниципальным служащим, родственных отношений не свидетельствует о возникновении конфликта интересов, так как личной заинтересованности не имеется. В соответствии с. п. 4 ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. Учредителем МБОУ "Единенская СОШ" является муниципальное образование в лице администрации муниципального района, финансирование осуществляется в пределах выявленных лимитов, оплата труда директора школы и педагогических работников производится согласно положению об оплате труда. Директор школы в штате МКУ РКО и ДМ не состоит, начисление заработной платы производится МКУ "Централизованная бухгалтерия системы образования" начальником, которая в родственных отношениях с директором не состоит. Учредителем МКУ ЦБ СО является администрация муниципального района "Оловяннинский район", размер выплаты премий определяет управляющий совет. Поскольку директор МБОУ "Единенская СОШ" не является муниципальным служащим, конфликт интересов отсутствует, комиссия решила предложить главе муниципального района "Оловяннинский район" рассмотреть вопрос о привлечении председателя МКУ РКО и ДМ Б.З.ВА. к дисциплинарной ответственности в связи с несвоевременным уведомление комиссии о наличии вышеизложенных обстоятельств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового статуса судьи в отставке
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Как видим, оснований прекращения отставки судьи достаточно много, поскольку лицо, ушедшее в отставку, сохраняет высокое звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а значит, должно поддерживать авторитет судебной власти. Из оснований прекращения отставки выделяются добровольные заявления судей-отставников в связи с трудоустройством их на другую оплачиваемую работу, несовместимую со статусом судьи (работа в банковских и коммерческих организациях, юрисконсультом, адвокатом, на должностях государственной и муниципальной службы, где возможен конфликт интересов, работа преподавателем в частном образовательном учреждении и т.д.).
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Как видим, оснований прекращения отставки судьи достаточно много, поскольку лицо, ушедшее в отставку, сохраняет высокое звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а значит, должно поддерживать авторитет судебной власти. Из оснований прекращения отставки выделяются добровольные заявления судей-отставников в связи с трудоустройством их на другую оплачиваемую работу, несовместимую со статусом судьи (работа в банковских и коммерческих организациях, юрисконсультом, адвокатом, на должностях государственной и муниципальной службы, где возможен конфликт интересов, работа преподавателем в частном образовательном учреждении и т.д.).
Статья: Проблемы выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Так, министр образования и науки Республики Бурятия на протяжении длительного периода не исполнял обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении аффилированной организации - частного дошкольного образовательного учреждения (детский сад). Личная заинтересованность у министра возникла в связи с тем, что учредителем организации был его отец, а функции генерального директора и главного бухгалтера исполняла его сестра. В частности, руководителем детского сада министру неоднократно направлялись заявления на переоформление лицензий и получение субсидий из бюджета республики.
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Так, министр образования и науки Республики Бурятия на протяжении длительного периода не исполнял обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении аффилированной организации - частного дошкольного образовательного учреждения (детский сад). Личная заинтересованность у министра возникла в связи с тем, что учредителем организации был его отец, а функции генерального директора и главного бухгалтера исполняла его сестра. В частности, руководителем детского сада министру неоднократно направлялись заявления на переоформление лицензий и получение субсидий из бюджета республики.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Согласно Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа, состав которой формируется из членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, а также из представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой (пункт 7, подпункт "в" пункта 8). В ее состав может включаться представитель общественного совета, образованного при органе исполнительной власти (подпункт "а" пункта 9).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Согласно Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа, состав которой формируется из членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, а также из представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой (пункт 7, подпункт "в" пункта 8). В ее состав может включаться представитель общественного совета, образованного при органе исполнительной власти (подпункт "а" пункта 9).
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Федеральный закон говорит о необходимости создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - в целях урегулирования разногласий между ними по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Федеральный закон говорит о необходимости создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - в целях урегулирования разногласий между ними по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Непосредственные обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности осуществляют педагогические работники - физические лица, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Непосредственные обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности осуществляют педагогические работники - физические лица, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья: Правовые возможности урегулирования конфликтов в системе высшего образования
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 1)Наличие различных способов мирного урегулирования споров в образовательной организации предоставляет возможность выбора того или иного механизма, который более соответствует характеру конфликта. Такая система отвечает интересам всех участников образовательных отношений. Так, для работодателя мирное урегулирование конфликтов без обращения в суды способствует предупреждению исков, сокращению судебных издержек, сохранению деловой репутации и поддержанию в коллективе атмосферы конструктивного сотрудничества; для работников и обучающихся - это эффективный способ выхода из конфликтной ситуации с наименьшими временными, финансовыми и эмоциональными затратами.
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 1)Наличие различных способов мирного урегулирования споров в образовательной организации предоставляет возможность выбора того или иного механизма, который более соответствует характеру конфликта. Такая система отвечает интересам всех участников образовательных отношений. Так, для работодателя мирное урегулирование конфликтов без обращения в суды способствует предупреждению исков, сокращению судебных издержек, сохранению деловой репутации и поддержанию в коллективе атмосферы конструктивного сотрудничества; для работников и обучающихся - это эффективный способ выхода из конфликтной ситуации с наименьшими временными, финансовыми и эмоциональными затратами.
Статья: Некоторые проблемы и противоречия в применении законодательства о муниципальной службе в муниципальных образованиях
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Состав аттестационной комиссии, как правило, формируется так, чтобы исключить возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения <4>. И здесь закономерен вопрос: каким образом реализовать эту норму в поселении, где кроме главы поселения еще два муниципальных служащих, которых нужно аттестовать поочередно? Да и соответствующих образовательных учреждений, которые могли бы делегировать независимых экспертов муниципальной службы, на территории поселения и даже района тоже нет.
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Состав аттестационной комиссии, как правило, формируется так, чтобы исключить возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения <4>. И здесь закономерен вопрос: каким образом реализовать эту норму в поселении, где кроме главы поселения еще два муниципальных служащих, которых нужно аттестовать поочередно? Да и соответствующих образовательных учреждений, которые могли бы делегировать независимых экспертов муниципальной службы, на территории поселения и даже района тоже нет.
Ситуация: Что необходимо учесть при заключении договора об оказании платных образовательных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует также учитывать, что педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (ч. 2 ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует также учитывать, что педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (ч. 2 ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
Статья: Незаконные действия как элемент диспозиции уголовно-правовой нормы
(Королев Г.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Но вернемся к началу статьи и, констатируя тот факт, что образовательные услуги студентам оказывают за вознаграждение многочисленные фирмы, приведем норму Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая имеет самое непосредственное отношение к анализируемому вопросу. Речь идет о ч. 2 ст. 48 названного Закона, которая гласит: "Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника" <10>.
(Королев Г.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Но вернемся к началу статьи и, констатируя тот факт, что образовательные услуги студентам оказывают за вознаграждение многочисленные фирмы, приведем норму Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая имеет самое непосредственное отношение к анализируемому вопросу. Речь идет о ч. 2 ст. 48 названного Закона, которая гласит: "Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника" <10>.
Статья: Правовые аспекты иммунодиагностики и иммунопрофилактики некоторых заболеваний
(Иванова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Иммунодиагностика и иммунопрофилактика ряда заболеваний широко используются в медицине и поддерживаются органами управления здравоохранением как эффективные методики. Однако их применение затрагивает различные интересы и права граждан, что иногда вызывает негативную реакцию населения из-за риска осложнений для здоровья, ограничения права на образование детей и т.д. Отсутствие результатов диагностики на туберкулез может препятствовать посещению детьми образовательных организаций. По закону отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме (а не посещении) граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий, однако часто допускаются нарушения прав.
(Иванова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Иммунодиагностика и иммунопрофилактика ряда заболеваний широко используются в медицине и поддерживаются органами управления здравоохранением как эффективные методики. Однако их применение затрагивает различные интересы и права граждан, что иногда вызывает негативную реакцию населения из-за риска осложнений для здоровья, ограничения права на образование детей и т.д. Отсутствие результатов диагностики на туберкулез может препятствовать посещению детьми образовательных организаций. По закону отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме (а не посещении) граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий, однако часто допускаются нарушения прав.
Статья: Корпоративные конфликты в некоммерческих организациях: особенности, виды и способы предотвращения
(Батрова Т.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Второй проблемой в оценке специфики корпоративных конфликтов в некоммерческих организациях является то, что соответствующее понятие нормативно не определено даже в отношении коммерческих корпораций, что является предметом дискуссий и в правовой доктрине <6>. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <7> оперирует понятием "конфликт интересов", не раскрывая его. Согласно ст. 8 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <8> таковым может признаваться ситуация, при которой личная заинтересованность членов организации, лиц, входящих в состав ее органов управления, ее работников, действующих на основании трудового или гражданско-правового договора, влияет или может повлиять на исполнение ими своих профессиональных обязанностей и (или) влечет за собой возникновение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами организации или угрозу возникновения противоречия, которое способно привести к причинению вреда ее законным интересам. Из этого следует, что конфликт интересов может быть не связан со статусом организации как корпоративной и реализацией корпоративных прав ее участников, хотя в судебной практике смешение рассматриваемых понятий иногда происходит. В частности, некоторые судебные решения содержат указания на существование корпоративного конфликта в автономной некоммерческой образовательной организации <9> и фонде <10>, что по определению невозможно в унитарном юридическом лице.
(Батрова Т.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Второй проблемой в оценке специфики корпоративных конфликтов в некоммерческих организациях является то, что соответствующее понятие нормативно не определено даже в отношении коммерческих корпораций, что является предметом дискуссий и в правовой доктрине <6>. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <7> оперирует понятием "конфликт интересов", не раскрывая его. Согласно ст. 8 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <8> таковым может признаваться ситуация, при которой личная заинтересованность членов организации, лиц, входящих в состав ее органов управления, ее работников, действующих на основании трудового или гражданско-правового договора, влияет или может повлиять на исполнение ими своих профессиональных обязанностей и (или) влечет за собой возникновение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами организации или угрозу возникновения противоречия, которое способно привести к причинению вреда ее законным интересам. Из этого следует, что конфликт интересов может быть не связан со статусом организации как корпоративной и реализацией корпоративных прав ее участников, хотя в судебной практике смешение рассматриваемых понятий иногда происходит. В частности, некоторые судебные решения содержат указания на существование корпоративного конфликта в автономной некоммерческой образовательной организации <9> и фонде <10>, что по определению невозможно в унитарном юридическом лице.
Статья: Современные формы насилия в молодежной среде: степень распространения и меры профилактики
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)В целях раскрытия и расследования преступлений, например совершения массовых убийств в образовательных учреждениях, помимо сведений о степени социализации, несомненный интерес представляют данные об использовании несовершеннолетними насильственных методов разрешения конфликтов как в школе, так и за ее пределами, продолжительности проживания на конкретной территории, школьной успеваемости, наличии алкогольной или наркотической зависимости, семейном положении, взаимоотношениях в семье, предшествующем опыте противоправной активности. Каждый из перечисленных маркеров по отдельности может не иметь существенного криминалистического значения, однако, действуя во взаимосвязи, они предопределяют высокую вероятность криминализации их носителя по мере взросления.
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)В целях раскрытия и расследования преступлений, например совершения массовых убийств в образовательных учреждениях, помимо сведений о степени социализации, несомненный интерес представляют данные об использовании несовершеннолетними насильственных методов разрешения конфликтов как в школе, так и за ее пределами, продолжительности проживания на конкретной территории, школьной успеваемости, наличии алкогольной или наркотической зависимости, семейном положении, взаимоотношениях в семье, предшествующем опыте противоправной активности. Каждый из перечисленных маркеров по отдельности может не иметь существенного криминалистического значения, однако, действуя во взаимосвязи, они предопределяют высокую вероятность криминализации их носителя по мере взросления.
Статья: Процессуальные механизмы защиты нарушенных прав и административные запреты: опыт системного правоприменения
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)Названный Закон предполагает подвижные механизмы противодействия коррупции, и запрет на представительство может напрямую не называться для сотрудника публично-правовой организации (образовательной или медицинской организации, строительной и пр.), но даже если он не является служащим, то обязан следовать антикоррупционной политике организации, а его представительство по делам третьих лиц будет приводить к конфликту интересов, так как он отвлекается от исполнения служебных обязанностей и посещает судебное заседание, одновременно получая зарплату за счет средств бюджета, не выполняя при этом трудовую функцию, а также вознаграждение со стороны третьего лица, часто скрываемое от налогообложения, что наказуемо в уголовно-правовом порядке <13>.
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)Названный Закон предполагает подвижные механизмы противодействия коррупции, и запрет на представительство может напрямую не называться для сотрудника публично-правовой организации (образовательной или медицинской организации, строительной и пр.), но даже если он не является служащим, то обязан следовать антикоррупционной политике организации, а его представительство по делам третьих лиц будет приводить к конфликту интересов, так как он отвлекается от исполнения служебных обязанностей и посещает судебное заседание, одновременно получая зарплату за счет средств бюджета, не выполняя при этом трудовую функцию, а также вознаграждение со стороны третьего лица, часто скрываемое от налогообложения, что наказуемо в уголовно-правовом порядке <13>.