Конфликт интересов в муниципальном предприятии
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов в муниципальном предприятии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)...Нижестоящие суды при разрешении административного дела неверно оценили характер и основания требований прокурора, ссылавшегося не только на факт замещения депутатом А. должности директора муниципального предприятия, но также на неисполнение им обязанности принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которая в силу статей 11, 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" распространяется на всех лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе осуществляющих полномочия на непостоянной основе..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Нижестоящие суды при разрешении административного дела неверно оценили характер и основания требований прокурора, ссылавшегося не только на факт замещения депутатом А. должности директора муниципального предприятия, но также на неисполнение им обязанности принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которая в силу статей 11, 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" распространяется на всех лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе осуществляющих полномочия на непостоянной основе..."
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 12.08.2024 N 33-2274/2024 (УИД 10RS0006-01-2024-000020-84)
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании незаконным бездействия, об оспаривании распоряжения об увольнении.
Обстоятельства: В нарушение законодательства о противодействии коррупции мер по предотвращению конфликта интересов не предпринято.
Решение: Отказано.Тот факт, что Г.А.В. и Г.О.А. одновременно являлись руководителями муниципального предприятия и муниципального учреждения в одном муниципальном районе не свидетельствует о наличии конфликта интересов. Приказом администрации Лахденпохского муниципального района от 03.03.2022 N-П изменен состав единой комиссии по осуществлению закупок для нужд администрации Лахденпохского муниципального района, в которую включена Г.О.А. (член комиссии по согласованию). Из представленных суду муниципальных контрактов относительно выполнения в 2022 - 2023 г.г. работ по текущему содержанию и благоустройству территории Лахденпохского муниципального района, заключенных по результатам конкурса с МУП "Чистый город", протоколов подведения итогов электронного аукциона на заключение муниципальных контактов следует, что в составе указанной комиссии Г.О.А. не поименована, участия в заседании комиссии не принимала (том 2 л.д. 114 - 135).
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании незаконным бездействия, об оспаривании распоряжения об увольнении.
Обстоятельства: В нарушение законодательства о противодействии коррупции мер по предотвращению конфликта интересов не предпринято.
Решение: Отказано.Тот факт, что Г.А.В. и Г.О.А. одновременно являлись руководителями муниципального предприятия и муниципального учреждения в одном муниципальном районе не свидетельствует о наличии конфликта интересов. Приказом администрации Лахденпохского муниципального района от 03.03.2022 N-П изменен состав единой комиссии по осуществлению закупок для нужд администрации Лахденпохского муниципального района, в которую включена Г.О.А. (член комиссии по согласованию). Из представленных суду муниципальных контрактов относительно выполнения в 2022 - 2023 г.г. работ по текущему содержанию и благоустройству территории Лахденпохского муниципального района, заключенных по результатам конкурса с МУП "Чистый город", протоколов подведения итогов электронного аукциона на заключение муниципальных контактов следует, что в составе указанной комиссии Г.О.А. не поименована, участия в заседании комиссии не принимала (том 2 л.д. 114 - 135).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Данные законоположения отчасти обусловлены обязанностью должностного лица уведомить о возникновении личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая может привести к конфликту интересов (далее - уведомление). Но обязанность представителя нанимателя (работодателя) основывается не только на рассмотрении такого уведомления. Органы по профилактике коррупционных правонарушений обязаны осуществлять анализ сведений в целях предотвращения конфликта интересов, в том числе личного дела, анкеты должностного лица, сведений о доходах и другой общедоступной информации (обращений граждан и организаций, информации в средствах массовой информации, социальных сетях и т.д.) <6>. Однако на практике такая работа проводится недостаточно. Например, в одном из дел судом установлена реализация начальником территориального органа областного департамента лесного хозяйства полномочий по осуществлению федеральных государственных лесного и пожарного надзоров в отношении юридического лица, производящего заготовку древесины, акционером и начальником участка в котором является супруга такого служащего; доход в размере 17 тыс. руб., полученный супругой по акциям в виде дивидендов, указан в сведениях о доходах. Основанием для проведения проверки послужило письмо управления внутренних дел с информацией о получении дивидендов. Служащий также подавал уведомление; приказом он должен был не участвовать в принятии решений в отношении юридического лица при исполнении обязанностей, а также информировать представителя нанимателя обо всех ситуациях, создающих возможность получения выгоды. После издания такого приказа служащий подписал акты сдачи-приемки работ по договору аренды по противопожарному обустройству лесов на территории лесного участка юридического лица <7>. Данный пример свидетельствует, что не только не проводился анализ сведений на предмет наличия конфликта интересов, но и не осуществлялся контроль за принимаемыми решениями по его урегулированию. Многочисленные факты увольнения или досрочного прекращения полномочий, применения административных и уголовных наказаний, а также гражданской ответственности демонстрируют, что наличие конфликта интересов могло быть предупреждено органами по профилактике коррупционных правонарушений. Важность рассматриваемых норм также заключается в том, что ситуации конфликта интересов могут создаваться у подчиненных их руководителями. Например, глава поселения приняла на должность директора муниципального предприятия падчерицу, а после увольнения принята на ту же должность руководителем комитета имущественных отношений местной администрации, который осуществлял правомочия учредителя и собственника имущества предприятия <8>.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Данные законоположения отчасти обусловлены обязанностью должностного лица уведомить о возникновении личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая может привести к конфликту интересов (далее - уведомление). Но обязанность представителя нанимателя (работодателя) основывается не только на рассмотрении такого уведомления. Органы по профилактике коррупционных правонарушений обязаны осуществлять анализ сведений в целях предотвращения конфликта интересов, в том числе личного дела, анкеты должностного лица, сведений о доходах и другой общедоступной информации (обращений граждан и организаций, информации в средствах массовой информации, социальных сетях и т.д.) <6>. Однако на практике такая работа проводится недостаточно. Например, в одном из дел судом установлена реализация начальником территориального органа областного департамента лесного хозяйства полномочий по осуществлению федеральных государственных лесного и пожарного надзоров в отношении юридического лица, производящего заготовку древесины, акционером и начальником участка в котором является супруга такого служащего; доход в размере 17 тыс. руб., полученный супругой по акциям в виде дивидендов, указан в сведениях о доходах. Основанием для проведения проверки послужило письмо управления внутренних дел с информацией о получении дивидендов. Служащий также подавал уведомление; приказом он должен был не участвовать в принятии решений в отношении юридического лица при исполнении обязанностей, а также информировать представителя нанимателя обо всех ситуациях, создающих возможность получения выгоды. После издания такого приказа служащий подписал акты сдачи-приемки работ по договору аренды по противопожарному обустройству лесов на территории лесного участка юридического лица <7>. Данный пример свидетельствует, что не только не проводился анализ сведений на предмет наличия конфликта интересов, но и не осуществлялся контроль за принимаемыми решениями по его урегулированию. Многочисленные факты увольнения или досрочного прекращения полномочий, применения административных и уголовных наказаний, а также гражданской ответственности демонстрируют, что наличие конфликта интересов могло быть предупреждено органами по профилактике коррупционных правонарушений. Важность рассматриваемых норм также заключается в том, что ситуации конфликта интересов могут создаваться у подчиненных их руководителями. Например, глава поселения приняла на должность директора муниципального предприятия падчерицу, а после увольнения принята на ту же должность руководителем комитета имущественных отношений местной администрации, который осуществлял правомочия учредителя и собственника имущества предприятия <8>.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)В Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях отсутствует понятие "конфликт интересов" <133>. Вместе с тем ст. 21 данного Закона содержит определенные ограничения для руководителя унитарного предприятия, а ст. 22 регулирует порядок заключения руководителем сделки с заинтересованностью. Согласно данной статье "руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)В Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях отсутствует понятие "конфликт интересов" <133>. Вместе с тем ст. 21 данного Закона содержит определенные ограничения для руководителя унитарного предприятия, а ст. 22 регулирует порядок заключения руководителем сделки с заинтересованностью. Согласно данной статье "руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
Нормативные акты
"Антикоррупционная политика ФГУП "Почта России (редакция N 1)"
(утв. ФГУП "Почта России" 24.10.2016 N 1.9.3.1.2-05/88-нд)Коррупционные действия - дача взятки или посредничество в даче взятки, получение взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями, незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения личной выгоды или незаконное предоставление такой выгоды этому лицу другими лицами, в том числе, совершение указанных деяний от имени или в интересах Предприятия, иные действия/бездействия работников Предприятия, содержащие признаки коррупции или способствующие ее совершению, включая проявления конфликта интересов.
(утв. ФГУП "Почта России" 24.10.2016 N 1.9.3.1.2-05/88-нд)Коррупционные действия - дача взятки или посредничество в даче взятки, получение взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями, незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения личной выгоды или незаконное предоставление такой выгоды этому лицу другими лицами, в том числе, совершение указанных деяний от имени или в интересах Предприятия, иные действия/бездействия работников Предприятия, содержащие признаки коррупции или способствующие ее совершению, включая проявления конфликта интересов.
Приказ Генпрокуратуры России от 03.03.2017 N 140
(ред. от 26.05.2023)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере"2.9. Обеспечивать эффективный надзор за противодействием коррупционным проявлениям в деятельности государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы жилищно-коммунальной сферы, руководителей государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в этой сфере. Своевременно выявлять случаи несоблюдения ими установленных запретов и ограничений, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот. Принципиально реагировать на факты непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
(ред. от 26.05.2023)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере"2.9. Обеспечивать эффективный надзор за противодействием коррупционным проявлениям в деятельности государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы жилищно-коммунальной сферы, руководителей государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в этой сфере. Своевременно выявлять случаи несоблюдения ими установленных запретов и ограничений, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот. Принципиально реагировать на факты непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Вопрос: Каковы цели и задачи создания организации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 2 ст. 50 ГК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 2 ст. 50 ГК РФ);
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)а) в результате совершения противоправного деяния причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации (компании), коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования;
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)а) в результате совершения противоправного деяния причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации (компании), коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования;
Статья: Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)При проведении прокурорами проверок соблюдения антикоррупционных требований нередко остаются без внимания соблюдение процедуры трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих, порядка совершения сделок, предусмотренного Федеральными законами от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выявление коррупционных злоупотреблений. Направление информации в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов подменяется представлениями об устранении нарушений закона, допускается дублирование актов реагирования.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)При проведении прокурорами проверок соблюдения антикоррупционных требований нередко остаются без внимания соблюдение процедуры трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих, порядка совершения сделок, предусмотренного Федеральными законами от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выявление коррупционных злоупотреблений. Направление информации в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов подменяется представлениями об устранении нарушений закона, допускается дублирование актов реагирования.
Статья: Интересы в гражданском обороте, их оформление и обеспечение их баланса
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 2)Конфликт интересов при совершении сделок порождает особые требования к их процедурам <52>, причем это касается ЮЛ всех организационно-правовых форм и видов деятельности (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <53>, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <54>, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <55>).
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 2)Конфликт интересов при совершении сделок порождает особые требования к их процедурам <52>, причем это касается ЮЛ всех организационно-правовых форм и видов деятельности (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <53>, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <54>, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <55>).
Статья: Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Пушкарев И.С. препятствовал и ограничивал участие субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, обеспечил победу муниципальному унитарному предприятию "Дороги Владивостока", которое заключило 90 контрактов с организациями его родственников <12>.
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Пушкарев И.С. препятствовал и ограничивал участие субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, обеспечил победу муниципальному унитарному предприятию "Дороги Владивостока", которое заключило 90 контрактов с организациями его родственников <12>.
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Также интересна позиция А.В. Егорова <22>. Так, комментируя Постановление Президиума ВАС РФ от 2 февраля 2010 года N 12566/09, автор подчеркнул, что считает такие вещные права, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, анахронизмом, пережитком советского прошлого, и потому все конфликты между интересами собственника имущества унитарного предприятия и его кредиторами должны решаться в пользу последних.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Также интересна позиция А.В. Егорова <22>. Так, комментируя Постановление Президиума ВАС РФ от 2 февраля 2010 года N 12566/09, автор подчеркнул, что считает такие вещные права, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, анахронизмом, пережитком советского прошлого, и потому все конфликты между интересами собственника имущества унитарного предприятия и его кредиторами должны решаться в пользу последних.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- таким образом, предприниматель является бывшим супругом дочери и.о. директора МУП, что свидетельствует о наличии конфликта интересов при реализации директором предприятия публичных полномочий;
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- таким образом, предприниматель является бывшим супругом дочери и.о. директора МУП, что свидетельствует о наличии конфликта интересов при реализации директором предприятия публичных полномочий;
Статья: Может ли бухгалтер одновременно работать официально и по совместительству?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Ограничения еще могут быть установлены для государственных предприятий, когда в результате совмещения должностей может быть конфликт интересов.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Ограничения еще могут быть установлены для государственных предприятий, когда в результате совмещения должностей может быть конфликт интересов.
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Однако нельзя считать, что процесс реформы института вещных прав завершен <1>. Например, в ГК Литвы не удалось внедрить известный общему праву (англ. common law) институт доверительного права (англ. trust). Хотя право доверительного управления имуществом и предусмотрено в Кодексе, но нельзя сказать, что оно тождественно англо-американскому институту доверительного права. Согласно ГК Литвы правом доверительного управления имуществом обладают государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения, т.е. они управляют имуществом, собственником которого является государство или муниципалитет. Кроме того, право доверительного управления имуществом может возникнуть и на основе договора между юридическими или физическими лицами. Такой договор регулируется ст. 6.953 - 6.968 ГК Литвы. Договор доверительного управления имуществом часто заключают политики, которые до того, как стать политиком, занимались бизнесом, чтобы избежать возможного конфликта интересов. Хотя доверенное лицо вправе не только управлять, но и пользоваться, и распоряжаться вверенным ему имуществом, оно не становится собственником имущества, так как собственником остается доверитель. Поэтому есть предложения реформировать данный институт на примере англо-американского института доверительного права, чтобы сделать его более привлекательным.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Однако нельзя считать, что процесс реформы института вещных прав завершен <1>. Например, в ГК Литвы не удалось внедрить известный общему праву (англ. common law) институт доверительного права (англ. trust). Хотя право доверительного управления имуществом и предусмотрено в Кодексе, но нельзя сказать, что оно тождественно англо-американскому институту доверительного права. Согласно ГК Литвы правом доверительного управления имуществом обладают государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения, т.е. они управляют имуществом, собственником которого является государство или муниципалитет. Кроме того, право доверительного управления имуществом может возникнуть и на основе договора между юридическими или физическими лицами. Такой договор регулируется ст. 6.953 - 6.968 ГК Литвы. Договор доверительного управления имуществом часто заключают политики, которые до того, как стать политиком, занимались бизнесом, чтобы избежать возможного конфликта интересов. Хотя доверенное лицо вправе не только управлять, но и пользоваться, и распоряжаться вверенным ему имуществом, оно не становится собственником имущества, так как собственником остается доверитель. Поэтому есть предложения реформировать данный институт на примере англо-американского института доверительного права, чтобы сделать его более привлекательным.
Статья: Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Также дискуссионным является вопрос о возможности увольнения работника регионального или муниципального учреждения, предприятия в связи с непринятием мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, хотя такая практика в настоящее время уже имеется.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Также дискуссионным является вопрос о возможности увольнения работника регионального или муниципального учреждения, предприятия в связи с непринятием мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, хотя такая практика в настоящее время уже имеется.