Концепция внешней политики РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Концепция внешней политики РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сотрудничество государств в сфере правовой охраны Мирового океана от загрязнения и сохранения биоразнообразия морской среды
(Авхадеев В.Р., Боброва Ю.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)Охрана Мирового океана от загрязнения и Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 г.: единство и противоречие в свете проблем международно-правового регулирования данного вопроса. Сегодня появляются новые виды деятельности, изменяются традиционные способы производства, и последствия нововведений для комфортной жизни человека вредны для всей окружающей среды Земли. Человечество переживает эпоху революционных перемен, как сказано в п. 7 Концепции внешней политики Российской Федерации <26>.
(Авхадеев В.Р., Боброва Ю.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)Охрана Мирового океана от загрязнения и Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 г.: единство и противоречие в свете проблем международно-правового регулирования данного вопроса. Сегодня появляются новые виды деятельности, изменяются традиционные способы производства, и последствия нововведений для комфортной жизни человека вредны для всей окружающей среды Земли. Человечество переживает эпоху революционных перемен, как сказано в п. 7 Концепции внешней политики Российской Федерации <26>.
Статья: Международное сотрудничество по противодействию преступности как направление внешней политики Российской Федерации
(Аверина А.В.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 3)Буквальное толкование идей, изложенных в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 <10>, позволяет выделить среди основных направлений развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием, и отдельно выделяется содействие международной безопасности и противодействие преступности, информационный обмен, в то время как борьба с конкретными видами преступлений определяется основными задачами.
(Аверина А.В.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 3)Буквальное толкование идей, изложенных в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 <10>, позволяет выделить среди основных направлений развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием, и отдельно выделяется содействие международной безопасности и противодействие преступности, информационный обмен, в то время как борьба с конкретными видами преступлений определяется основными задачами.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 865
(ред. от 05.11.2025)
"Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации"2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации и Концепцией государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденными Президентом Российской Федерации;
(ред. от 05.11.2025)
"Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации"2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации и Концепцией государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденными Президентом Российской Федерации;
Статья: Трансформация внешнеэкономической политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе
(Тувшинтугс Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)31 марта 2023 г. Президент России издал Указ "Об утверждении концепции внешней политики Российской Федерации". Изданию данного документа поспособствовали произошедшие кардинальные изменения на международной арене. Данный документ является доктринальной основой внешней политики России на среднесрочной перспективе.
(Тувшинтугс Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)31 марта 2023 г. Президент России издал Указ "Об утверждении концепции внешней политики Российской Федерации". Изданию данного документа поспособствовали произошедшие кардинальные изменения на международной арене. Данный документ является доктринальной основой внешней политики России на среднесрочной перспективе.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Правовую основу развития территорий субъектов Российской Федерации, в том числе с неблагоприятным климатом, составляют положения Конституции РФ, Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, а также Указы Президента РФ от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока" и другие нормативные акты <1>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Правовую основу развития территорий субъектов Российской Федерации, в том числе с неблагоприятным климатом, составляют положения Конституции РФ, Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, а также Указы Президента РФ от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока" и другие нормативные акты <1>.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН (принцип сотрудничества государств) закреплен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24.10.1970 <1>. Российская Федерация дополнительно выражает в национальном праве приверженность принципу межгосударственного сотрудничества. В частности, согласно п. 26 "Верховенство права в международных отношениях" Указа Президента РФ от 30.11.2016 N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" Россия выступает за верховенство права в международных отношениях при соблюдении баланса интересов и заявляет о намерении "противодействовать попыткам отдельных государств или групп государств подвергать ревизии общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г." <2>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН (принцип сотрудничества государств) закреплен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24.10.1970 <1>. Российская Федерация дополнительно выражает в национальном праве приверженность принципу межгосударственного сотрудничества. В частности, согласно п. 26 "Верховенство права в международных отношениях" Указа Президента РФ от 30.11.2016 N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" Россия выступает за верховенство права в международных отношениях при соблюдении баланса интересов и заявляет о намерении "противодействовать попыткам отдельных государств или групп государств подвергать ревизии общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г." <2>.
Статья: Анализ результатов работы мониторинговой миссии Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы на озере Байкал
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<4> См.: Концепция внешней политики Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 // СЗ РФ. 2023. N 14. Ст. 2406.
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<4> См.: Концепция внешней политики Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 // СЗ РФ. 2023. N 14. Ст. 2406.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.). Определение права Российской Федерации на эти объекты осуществляется особым образом. Так, согласно п. 23 Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 марта 2023 г. N 229, Российская Федерация в целях повышения устойчивости международно-правовой системы, недопущения ее фрагментации и ослабления, предотвращения избирательного применения общепризнанных принципов и норм международного права намерена уделять приоритетное внимание активизации процесса международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации и границ морских пространств, в пределах которых Россия осуществляет суверенные права и юрисдикцию, исходя из необходимости безусловного обеспечения ее национальных интересов, важности укрепления отношений добрососедства, доверия и сотрудничества с сопредельными государствами.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.). Определение права Российской Федерации на эти объекты осуществляется особым образом. Так, согласно п. 23 Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 марта 2023 г. N 229, Российская Федерация в целях повышения устойчивости международно-правовой системы, недопущения ее фрагментации и ослабления, предотвращения избирательного применения общепризнанных принципов и норм международного права намерена уделять приоритетное внимание активизации процесса международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации и границ морских пространств, в пределах которых Россия осуществляет суверенные права и юрисдикцию, исходя из необходимости безусловного обеспечения ее национальных интересов, важности укрепления отношений добрососедства, доверия и сотрудничества с сопредельными государствами.
Статья: О принципах публично-правового регулирования порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<14> Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" // СЗ РФ. 2023. N 14. Ст. 2406.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<14> Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" // СЗ РФ. 2023. N 14. Ст. 2406.
Статья: Применение арбитражными судами РФ позиции Суда ЕАЭС на примере дела "Транспортейшн Рус" против Санкт-Петербургской таможни"
(Панова П.С.)
("Закон", 2025, N 5)Концепция внешней политики России, утвержденная в 2023 году, среди приоритетных направлений выделяет укрепление потенциала Евразийского экономического союза (ЕАЭС) <1>. В контексте стратегии по международному экономическому сотрудничеству ключевым вектором определено поощрение процессов экономической интеграции России в рамках ЕАЭС <2>.
(Панова П.С.)
("Закон", 2025, N 5)Концепция внешней политики России, утвержденная в 2023 году, среди приоритетных направлений выделяет укрепление потенциала Евразийского экономического союза (ЕАЭС) <1>. В контексте стратегии по международному экономическому сотрудничеству ключевым вектором определено поощрение процессов экономической интеграции России в рамках ЕАЭС <2>.
Статья: Состояние и перспективы конституционно-политического развития России в контексте внутригосударственных и международных интеграционных процессов (канун первой четверти XXI века)
(Овсепян Ж.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Соответствующие изменения технологий являются контекстом, в котором формируются тенденции и перспективы развития современного мира. Относительно Российской Федерации в Указе Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" названы факторы, которые "определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира" <2>. В ряду этих факторов называются: "Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп" <3>.
(Овсепян Ж.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Соответствующие изменения технологий являются контекстом, в котором формируются тенденции и перспективы развития современного мира. Относительно Российской Федерации в Указе Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" названы факторы, которые "определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира" <2>. В ряду этих факторов называются: "Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп" <3>.
Статья: Пространственное развитие страны и вопросы обеспечения национальной безопасности
(Мохов А.А.)
("Современное право", 2025, N 1)Нельзя не упомянуть Концепцию внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.03.2023 N 229) <6>, согласно которой Россия - самобытное государство-цивилизация. Если это так, то должна ли страна двигаться в фарватере сложившихся и активно продвигаемых вовне западных установок (глобализация, трансгуманизм, стирание граней между народами и культурами, сокращение численности населения в силу перенаселения планеты и др.) или, наоборот, должна избрать для себя и начать реализовывать свой путь? Обширные территории, треть мировых ресурсов при довольно низкой численности (девятое место в мире) и плотности населения позволяют многое делать иначе.
(Мохов А.А.)
("Современное право", 2025, N 1)Нельзя не упомянуть Концепцию внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.03.2023 N 229) <6>, согласно которой Россия - самобытное государство-цивилизация. Если это так, то должна ли страна двигаться в фарватере сложившихся и активно продвигаемых вовне западных установок (глобализация, трансгуманизм, стирание граней между народами и культурами, сокращение численности населения в силу перенаселения планеты и др.) или, наоборот, должна избрать для себя и начать реализовывать свой путь? Обширные территории, треть мировых ресурсов при довольно низкой численности (девятое место в мире) и плотности населения позволяют многое делать иначе.
Статья: Модернизация конституционной нормы в контексте современного цивилизационного развития России
(Фабричный С.Ю., Митина С.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)<16> Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303310007?ysclid=lzv8xag6x.0212239696 (дата обращения: 07.08.2024).
(Фабричный С.Ю., Митина С.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)<16> Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303310007?ysclid=lzv8xag6x.0212239696 (дата обращения: 07.08.2024).