Концепция обеспечения безопасности федеральных судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Концепция обеспечения безопасности федеральных судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 02.10.2023 N 33-12005/2023 (УИД 24RS0017-01-2022-002641-83)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О возложении обязанности соблюдения требований транспортной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки исполнения ответчиком законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры выявлено, что состояние антитеррористической защищенности переданных в оперативное управление объектов транспортной инфраструктуры, отнесенных к третьей категории опасности, не соответствует требованиям законодательства, что влечет угрозу безопасности, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.Из представленной ответчиком в материалы дела информации усматривается, что в 2023 году будет разработана концепция государственной программы <адрес> на период 2024-2026 годов, и по предварительным расчетам Министерства транспорта потребуется финансирование в размере 1 млрд. рублей. Однако, как верно отметил суд, бюджетные взаимоотношения и финансирование программ не могут являться основанием для невыполнения требований федерального законодательства о транспортной безопасности, мероприятия по обеспечению которой проводятся заявленным ответчиком по делу.
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О возложении обязанности соблюдения требований транспортной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки исполнения ответчиком законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры выявлено, что состояние антитеррористической защищенности переданных в оперативное управление объектов транспортной инфраструктуры, отнесенных к третьей категории опасности, не соответствует требованиям законодательства, что влечет угрозу безопасности, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.Из представленной ответчиком в материалы дела информации усматривается, что в 2023 году будет разработана концепция государственной программы <адрес> на период 2024-2026 годов, и по предварительным расчетам Министерства транспорта потребуется финансирование в размере 1 млрд. рублей. Однако, как верно отметил суд, бюджетные взаимоотношения и финансирование программ не могут являться основанием для невыполнения требований федерального законодательства о транспортной безопасности, мероприятия по обеспечению которой проводятся заявленным ответчиком по делу.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 02.10.2023 N 33-12003/2023 (УИД 24RS0017-01-2022-002641-83)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О возложении обязанности соблюдения требований транспортной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения ответчиком законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры выявлено, что состояние антитеррористической защищенности переданных в оперативное управление объектов транспортной инфраструктуры, отнесенных к третьей категории опасности, не соответствует требованиям законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму, что влечет угрозу безопасности, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.Стороной ответчика неоднократно направлялись обращения в Министерство транспорта Красноярского края, являющегося, в соответствии с положениями ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем бюджетных средств для организации ответчика, являющегося казенным учреждением и находящегося в ведении министерства, об увеличении финансирования на нужды обеспечения транспортной безопасности, необходимости дополнительного финансирования, при этом, согласно представленной информации в 2023 году будет разработана концепция государственной программы Красноярского края на период 2024-2026 годов, и по предварительным расчетам Министерства транспорта потребуется финансирование в размере 1 млрд. рублей. Однако, судом указывается, что бюджетные взаимоотношения и финансирование программ не могут являться основанием для невыполнения требований федерального законодательства о транспортной безопасности, мероприятия по обеспечению которой проводятся заявленным ответчиком по делу.
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О возложении обязанности соблюдения требований транспортной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения ответчиком законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры выявлено, что состояние антитеррористической защищенности переданных в оперативное управление объектов транспортной инфраструктуры, отнесенных к третьей категории опасности, не соответствует требованиям законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму, что влечет угрозу безопасности, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.Стороной ответчика неоднократно направлялись обращения в Министерство транспорта Красноярского края, являющегося, в соответствии с положениями ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем бюджетных средств для организации ответчика, являющегося казенным учреждением и находящегося в ведении министерства, об увеличении финансирования на нужды обеспечения транспортной безопасности, необходимости дополнительного финансирования, при этом, согласно представленной информации в 2023 году будет разработана концепция государственной программы Красноярского края на период 2024-2026 годов, и по предварительным расчетам Министерства транспорта потребуется финансирование в размере 1 млрд. рублей. Однако, судом указывается, что бюджетные взаимоотношения и финансирование программ не могут являться основанием для невыполнения требований федерального законодательства о транспортной безопасности, мероприятия по обеспечению которой проводятся заявленным ответчиком по делу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нормотворчество в деятельности органов судейских сообществ
(Небратенко О.О.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Одним из факторов, способствующих повышению престижа актов правотворчества органов судейского сообщества, стало наращивание входящими в их состав судьями профессиональных компетенций, их значительного практического опыта работы, наличия ученых степеней и званий, являющихся показателями высокой научной квалификации. Акты Всероссийского съезда судей аккумулируют достижения в научной сфере; судьи, многие из которых сами являются известными учеными, используют в своей работе научные исследования передовых научных школ ведущих вузов и научно-исследовательских институтов страны, например как минимум один из проектов норм нагрузки судей подготовлен совместно с НИИ труда <10>. Научная методология используется судьями при разработке актов планирования. Таковыми, например, являются Концепция обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты <11> и Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 гг. <12>, являющиеся выражением официальных взглядов научного сообщества на построение системы безопасности в первом случае и на развитие информационной среды, внедрение новых информационных и коммуникационных технологий - во втором случае. Длительное (в масштабах среднесрочного) прогнозирование, отраженное в Концепциях, невозможно без использования научной методологии, предвидения вариантов развития будущих отношений.
(Небратенко О.О.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Одним из факторов, способствующих повышению престижа актов правотворчества органов судейского сообщества, стало наращивание входящими в их состав судьями профессиональных компетенций, их значительного практического опыта работы, наличия ученых степеней и званий, являющихся показателями высокой научной квалификации. Акты Всероссийского съезда судей аккумулируют достижения в научной сфере; судьи, многие из которых сами являются известными учеными, используют в своей работе научные исследования передовых научных школ ведущих вузов и научно-исследовательских институтов страны, например как минимум один из проектов норм нагрузки судей подготовлен совместно с НИИ труда <10>. Научная методология используется судьями при разработке актов планирования. Таковыми, например, являются Концепция обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты <11> и Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 гг. <12>, являющиеся выражением официальных взглядов научного сообщества на построение системы безопасности в первом случае и на развитие информационной среды, внедрение новых информационных и коммуникационных технологий - во втором случае. Длительное (в масштабах среднесрочного) прогнозирование, отраженное в Концепциях, невозможно без использования научной методологии, предвидения вариантов развития будущих отношений.
Статья: Правовое регулирование безопасности участников уголовного судопроизводства
(Бикмиев Р.Г., Бурганов Р.С.)
("Администратор суда", 2023, N 4)- Концепция обеспечения безопасности федеральных судов техническими системами и средствами защиты, одобренная Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 октября 2006 г. N 98 "О концепции обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты" <22>;
(Бикмиев Р.Г., Бурганов Р.С.)
("Администратор суда", 2023, N 4)- Концепция обеспечения безопасности федеральных судов техническими системами и средствами защиты, одобренная Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 октября 2006 г. N 98 "О концепции обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты" <22>;
Нормативные акты
Приказ Ростехнадзора от 23.08.2021 N 285
"Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов атомно-технологического обслуживания" (НП-011-21)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2021 N 65164)Глава 1. "Общая характеристика судна атомно-технологического обслуживания".
"Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов атомно-технологического обслуживания" (НП-011-21)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2021 N 65164)Глава 1. "Общая характеристика судна атомно-технологического обслуживания".
Приказ Ростехнадзора от 26.11.2024 N 354
"Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила безопасности при выводе из эксплуатации судов и других плавсредств с ядерными реакторами и судов атомно-технологического обслуживания" (НП-037-24)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2025 N 81713)<1> Часть третья статьи 40 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
"Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила безопасности при выводе из эксплуатации судов и других плавсредств с ядерными реакторами и судов атомно-технологического обслуживания" (НП-037-24)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2025 N 81713)<1> Часть третья статьи 40 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
Статья: Верховенство права в российской модели конституционализма и динамическое равновесие интересов в обществе
(Завгородняя А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Доктрина правового государства, которая исходит из концепции писаной конституции как главного, имеющего высшую юридическую силу законодательного акта государства для стран континентальной системы права, основывается на верховенстве права. В Европе доктрина правового государства является преобладающей в государствах, обладающих писаной конституцией, в свою очередь, в наднациональном правовом пространстве концепция верховенства права важна как таковая <8>. В подтверждение этих положений о роли верховенства права в правовом государстве Конституционный Суд РФ определил, что "необходимо учитывать конституционно-правовой контекст, и прежде всего концепцию верховенства права, являющуюся основой принципа правового государства (статья 1, часть 1 Конституции РФ) и предполагающую реализацию принципов приоритета права, равенства перед законом, правовой определенности и юридической безопасности" <9>. Верховенство права как многосторонний принцип обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов по всей территории государства (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ), закреплением юридического равенства всех перед законом и судом, запретом дискриминации (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ) <10>.
(Завгородняя А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Доктрина правового государства, которая исходит из концепции писаной конституции как главного, имеющего высшую юридическую силу законодательного акта государства для стран континентальной системы права, основывается на верховенстве права. В Европе доктрина правового государства является преобладающей в государствах, обладающих писаной конституцией, в свою очередь, в наднациональном правовом пространстве концепция верховенства права важна как таковая <8>. В подтверждение этих положений о роли верховенства права в правовом государстве Конституционный Суд РФ определил, что "необходимо учитывать конституционно-правовой контекст, и прежде всего концепцию верховенства права, являющуюся основой принципа правового государства (статья 1, часть 1 Конституции РФ) и предполагающую реализацию принципов приоритета права, равенства перед законом, правовой определенности и юридической безопасности" <9>. Верховенство права как многосторонний принцип обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов по всей территории государства (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ), закреплением юридического равенства всех перед законом и судом, запретом дискриминации (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ) <10>.
Статья: Защита конституционного права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации и других странах СНГ в рамках конституционного судопроизводства
(Юн Л.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)1. Каждое государство в рамках своего нормативного правового регулирования стремится создать все необходимые условия для обеспечения экологической безопасности. Эти условия закрепляются, как правило, на федеральном, региональном и местном уровнях законодательства, а также во всевозможных стратегиях, планах, концепциях долгосрочного развития государства.
(Юн Л.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)1. Каждое государство в рамках своего нормативного правового регулирования стремится создать все необходимые условия для обеспечения экологической безопасности. Эти условия закрепляются, как правило, на федеральном, региональном и местном уровнях законодательства, а также во всевозможных стратегиях, планах, концепциях долгосрочного развития государства.
Статья: О доступности правосудия в условиях цифровой среды
(Кукарцева А.Н.)
("Зерцало-М", 2022)Законодателем с конца первого десятилетия XXI в. предпринимаются активные меры по развитию информационных и коммуникационных технологий в сфере современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, безопасности государства и обеспечения правопорядка <1>. И на сегодняшний день судебная система имеет существенный цифровой потенциал, это, безусловно, повышает доступность правосудия в кратчайшие сроки и обеспечивает его качество.
(Кукарцева А.Н.)
("Зерцало-М", 2022)Законодателем с конца первого десятилетия XXI в. предпринимаются активные меры по развитию информационных и коммуникационных технологий в сфере современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, безопасности государства и обеспечения правопорядка <1>. И на сегодняшний день судебная система имеет существенный цифровой потенциал, это, безусловно, повышает доступность правосудия в кратчайшие сроки и обеспечивает его качество.
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)В статье анализируются правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 30 мая 2023 г. N 27-П, по вопросу о возложении на муниципальные образования обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок на землях федеральной собственности и землях, государственная собственность на которые не разграничена. Сделан вывод о том, что, несмотря на позитивное содержание данного Постановления, для местного самоуправления остались иные вопросы, связанные с содержанием таких земель, в частности необходимость обеспечения мер пожарной безопасности. Предложена концепция расширительного толкования позиций Конституционного Суда РФ не только применительно к вопросу ликвидации несанкционированных свалок, но также и к иным формам содержания земель, государственная собственность на которые не разграничена.
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)В статье анализируются правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 30 мая 2023 г. N 27-П, по вопросу о возложении на муниципальные образования обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок на землях федеральной собственности и землях, государственная собственность на которые не разграничена. Сделан вывод о том, что, несмотря на позитивное содержание данного Постановления, для местного самоуправления остались иные вопросы, связанные с содержанием таких земель, в частности необходимость обеспечения мер пожарной безопасности. Предложена концепция расширительного толкования позиций Конституционного Суда РФ не только применительно к вопросу ликвидации несанкционированных свалок, но также и к иным формам содержания земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Статья: Постсоветский этап развития административного законодательства в области обеспечения налоговой безопасности государства
(Маслов К.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В 1996 г. в послании Президента РФ Федеральному собранию впервые прозвучал термин "национальная безопасность" <3>. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300, "практически не сыграла значительной позитивной роли в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти" <4>, в отличие от новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации 2000 г., подчеркнувшей роль Федерального Собрания РФ в формировании законодательной базы в сфере обеспечения всех элементов национальной безопасности по представлению Президента и Правительства РФ.
(Маслов К.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В 1996 г. в послании Президента РФ Федеральному собранию впервые прозвучал термин "национальная безопасность" <3>. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300, "практически не сыграла значительной позитивной роли в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти" <4>, в отличие от новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации 2000 г., подчеркнувшей роль Федерального Собрания РФ в формировании законодательной базы в сфере обеспечения всех элементов национальной безопасности по представлению Президента и Правительства РФ.
Статья: Перевозка грузов с использованием беспилотных летательных аппаратов как новый вектор развития воздушного транспорта
(Пискунова Н.И.)
("Транспортное право", 2025, N 1)Интенсификация принятия актов стратегического планирования в сфере беспилотного транспорта свидетельствует о том, что потребность в создании отечественного правового регулирования в этой предметной сфере является объективно сформированной. Так, в этом стратегическом направлении приняты Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования <1>, Концепция интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации и план реализации Концепции в части развития технологий <2>, Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 г. (далее по тексту также - Транспортная стратегия) <3>, Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года и плана мероприятий по ее реализации (далее по тексту также - Стратегия развития БА) <4>. Вероятно, дополнительной причиной такой интенсификации послужила постановка соответствующей задачи Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, который 1 марта 2018 г. в своем Послании Федеральному Собранию РФ обратил внимание на важность оперативной разработки законодательства в этой предметной сфере <5>.
(Пискунова Н.И.)
("Транспортное право", 2025, N 1)Интенсификация принятия актов стратегического планирования в сфере беспилотного транспорта свидетельствует о том, что потребность в создании отечественного правового регулирования в этой предметной сфере является объективно сформированной. Так, в этом стратегическом направлении приняты Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования <1>, Концепция интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации и план реализации Концепции в части развития технологий <2>, Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 г. (далее по тексту также - Транспортная стратегия) <3>, Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года и плана мероприятий по ее реализации (далее по тексту также - Стратегия развития БА) <4>. Вероятно, дополнительной причиной такой интенсификации послужила постановка соответствующей задачи Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, который 1 марта 2018 г. в своем Послании Федеральному Собранию РФ обратил внимание на важность оперативной разработки законодательства в этой предметной сфере <5>.
Статья: Содержание деятельности администратора суда в организации ведения архивного делопроизводства в районных судах Российской Федерации
(Жолобов Я.Б., Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Многие организационные вопросы продолжают оставаться дискуссионными, и единый подход к их решению продолжает разрабатываться <11>. Например, управление Судебного департамента в Камчатском крае, считая, что администратор суда "не должен превращаться в завхоза", убеждено в необходимости осуществления им работы по взаимодействию с государственными архивами и архивными учреждениями субъекта Российской Федерации в реализации направления сдачи дел судов на государственное хранение <12>. С другой стороны, Совет судей Российской Федерации в Постановлении от 3 декабря 2015 г. N 370 "О внесении изменений в Концепцию реформирования института администраторов федеральных судов общей юрисдикции 2013 г." <13> определил задачу совершенствования федерального законодательства с целью исключения из должностных обязанностей администраторов судов полномочий, связанных с дублированием функций других работников аппарата суда. То есть данным актом органа судейского сообщества предложено оставить за администратором районного суда исключительно задачи материально-технического, хозяйственного обеспечения, а также организации мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности.
(Жолобов Я.Б., Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Многие организационные вопросы продолжают оставаться дискуссионными, и единый подход к их решению продолжает разрабатываться <11>. Например, управление Судебного департамента в Камчатском крае, считая, что администратор суда "не должен превращаться в завхоза", убеждено в необходимости осуществления им работы по взаимодействию с государственными архивами и архивными учреждениями субъекта Российской Федерации в реализации направления сдачи дел судов на государственное хранение <12>. С другой стороны, Совет судей Российской Федерации в Постановлении от 3 декабря 2015 г. N 370 "О внесении изменений в Концепцию реформирования института администраторов федеральных судов общей юрисдикции 2013 г." <13> определил задачу совершенствования федерального законодательства с целью исключения из должностных обязанностей администраторов судов полномочий, связанных с дублированием функций других работников аппарата суда. То есть данным актом органа судейского сообщества предложено оставить за администратором районного суда исключительно задачи материально-технического, хозяйственного обеспечения, а также организации мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности.
Статья: Экологический конституционализм в современной юриспруденции: от доктрины к практике
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)В статье предлагается авторское обоснование категории экологического конституционализма как межотраслевого понятия, в основе которого - конституционные начала регулирования основ природоохранной деятельности, обеспечения экологической безопасности личности, общества, государства. Основные структурные характеристики категории экологического конституционализма включают: доктринальные начала, составляющие теоретическую концепцию экологического конституционализма; нормативный компонент, ядром которого являются конституционно-правовые нормы и институты природоохранного назначения; правоприменительно-охранительный компонент; учебно-образовательная составляющая экологического конституционализма; мировоззренческий, культурологический компонент, включающий экологическую культуру личности и общества.
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)В статье предлагается авторское обоснование категории экологического конституционализма как межотраслевого понятия, в основе которого - конституционные начала регулирования основ природоохранной деятельности, обеспечения экологической безопасности личности, общества, государства. Основные структурные характеристики категории экологического конституционализма включают: доктринальные начала, составляющие теоретическую концепцию экологического конституционализма; нормативный компонент, ядром которого являются конституционно-правовые нормы и институты природоохранного назначения; правоприменительно-охранительный компонент; учебно-образовательная составляющая экологического конституционализма; мировоззренческий, культурологический компонент, включающий экологическую культуру личности и общества.