Концепции управления рисками в таможенных органах Российской Федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Концепции управления рисками в таможенных органах Российской Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На развитие теории регулирования большое влияние оказали идеи управления рисками <1>. Первые работы по этой тематике в отечественной литературе связаны с организацией антимонопольного, налогового и таможенного контроля, противодействия коррупции <2>, что, вероятно, обусловлено распространением практики управления рисками в таможенных органах зарубежных стран начиная с 1995 г. (национальный стандарт Австралии и Новой Зеландии AS/NZS 4360:1995; Канады CAN/CSA Q850-97), хотя известны примеры внедрения риск-ориентированных подходов в сфере охраны окружающей природной среды <3> и здравоохранения <4>. Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации была утверждена в 1999 г. <5>. Об учете рисков в контрольно-надзорной деятельности отечественные исследователи начали говорить позже и со ссылкой на зарубежный опыт <6>. В частности, утверждается, что введение риск-ориентированного подхода к организации контрольно-надзорной деятельности позволяет обеспечить соразмерность связанных с ней издержек потребностям обеспечения соблюдения обязательных требований <7>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На развитие теории регулирования большое влияние оказали идеи управления рисками <1>. Первые работы по этой тематике в отечественной литературе связаны с организацией антимонопольного, налогового и таможенного контроля, противодействия коррупции <2>, что, вероятно, обусловлено распространением практики управления рисками в таможенных органах зарубежных стран начиная с 1995 г. (национальный стандарт Австралии и Новой Зеландии AS/NZS 4360:1995; Канады CAN/CSA Q850-97), хотя известны примеры внедрения риск-ориентированных подходов в сфере охраны окружающей природной среды <3> и здравоохранения <4>. Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации была утверждена в 1999 г. <5>. Об учете рисков в контрольно-надзорной деятельности отечественные исследователи начали говорить позже и со ссылкой на зарубежный опыт <6>. В частности, утверждается, что введение риск-ориентированного подхода к организации контрольно-надзорной деятельности позволяет обеспечить соразмерность связанных с ней издержек потребностям обеспечения соблюдения обязательных требований <7>.
Статья: Унификация правовых основ таможенного контроля, применяемого в Российской Федерации и Республике Беларусь, на уровне Союзного государства
(Греков И.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)В практике применения СУР в таможенных органах Российской Федерации и Республики Беларусь присутствуют схожие особенности функционирования, выраженные в составлении, выявлении и применении профиля риска с помощью специального программного средства, а также заполнения отчета по результатам применения мер по минимизации рисков.
(Греков И.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)В практике применения СУР в таможенных органах Российской Федерации и Республики Беларусь присутствуют схожие особенности функционирования, выраженные в составлении, выявлении и применении профиля риска с помощью специального программного средства, а также заполнения отчета по результатам применения мер по минимизации рисков.
Нормативные акты
Приказ ФТС РФ от 10.03.2006 N 192
"Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации"6. Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 2225-р, обеспечивает последовательное проведение таможенной реформы и повышение уровня администрирования таможенной службы. Необходимым шагом при модернизации должно стать создание системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации (далее - СПрИнТ) с учетом приоритетных направлений деятельности таможенной службы (система управления рисками, электронное декларирование, интеграция Автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом с Новой компьютеризированной транзитной системой (NCTS) стран ЕС, развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами и т.д.), и которая должна стать взаимоувязанным элементом единой автоматизированной системы таможенного контроля.
"Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации"6. Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 2225-р, обеспечивает последовательное проведение таможенной реформы и повышение уровня администрирования таможенной службы. Необходимым шагом при модернизации должно стать создание системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации (далее - СПрИнТ) с учетом приоритетных направлений деятельности таможенной службы (система управления рисками, электронное декларирование, интеграция Автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом с Новой компьютеризированной транзитной системой (NCTS) стран ЕС, развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами и т.д.), и которая должна стать взаимоувязанным элементом единой автоматизированной системы таможенного контроля.
Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 N 1069
"Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации"1. Утвердить прилагаемую Концепцию системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации (далее - Концепция).
"Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации"1. Утвердить прилагаемую Концепцию системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации (далее - Концепция).
Статья: Теоретические основы формирования системы управления рисками в сфере таможенных услуг
(Немирова Г.И., Савельева Т.И.)
("Таможенное дело", 2018, N 3)Согласно Концепции управления рисками в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной решением коллегии ФТС России от 29 мая 2014 г., система управления рисками - это совокупность элементов, связанных едиными целями и структурой, применяемая для повышения эффективности и оперативности принятия решений в ходе совершения таможенных операций и обеспечивающая выявление таможенных рисков и их минимизацию <5>.
(Немирова Г.И., Савельева Т.И.)
("Таможенное дело", 2018, N 3)Согласно Концепции управления рисками в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной решением коллегии ФТС России от 29 мая 2014 г., система управления рисками - это совокупность элементов, связанных едиными целями и структурой, применяемая для повышения эффективности и оперативности принятия решений в ходе совершения таможенных операций и обеспечивающая выявление таможенных рисков и их минимизацию <5>.
Вопрос: В последнее время при таможенном оформлении товаров часто стало употребляться понятие "профиль риска". Что это означает и какими нормативными актами установлено?
(Консультация эксперта, 2008)Ответ: На основании ст. 358 Таможенного кодекса РФ при проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе формы таможенного контроля таможенные органы используют систему управления рисками (СУР).
(Консультация эксперта, 2008)Ответ: На основании ст. 358 Таможенного кодекса РФ при проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе формы таможенного контроля таможенные органы используют систему управления рисками (СУР).
Статья: Борьба с коррупцией в таможенной сфере как инструмент оптимизации баланса частных и публичных интересов
(Бакаева О.Ю.)
("Таможенное дело", 2009, N 2)- затрагивают другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы <7>.
(Бакаева О.Ю.)
("Таможенное дело", 2009, N 2)- затрагивают другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы <7>.
"Риски финансовой безопасности: правовой формат: Монография"
(Акопян О.А., Боженок С.Я., Веремеева О.В. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина)
("ИЗиСП", "НОРМА", "ИНФРА-М", 2018)Россия присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 г. <1>, которая является частью документов ВТО. Конвенция направлена на гармонизацию и упрощение таможенных процедур с целью содействия международной торговле <2>. В Генеральном приложении к Киотской конвенции содержится стандарт 6.3, который требует при проведении таможенного контроля использовать систему управления рисками. С учетом Киотской конвенции и стандартов Генерального приложения в Российской Федерации создана система управления рисками и издан Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. N 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации". В ст. 2 Концепции риск определяется как вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ, а анализ риска - как систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства РФ.
(Акопян О.А., Боженок С.Я., Веремеева О.В. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина)
("ИЗиСП", "НОРМА", "ИНФРА-М", 2018)Россия присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 г. <1>, которая является частью документов ВТО. Конвенция направлена на гармонизацию и упрощение таможенных процедур с целью содействия международной торговле <2>. В Генеральном приложении к Киотской конвенции содержится стандарт 6.3, который требует при проведении таможенного контроля использовать систему управления рисками. С учетом Киотской конвенции и стандартов Генерального приложения в Российской Федерации создана система управления рисками и издан Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. N 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации". В ст. 2 Концепции риск определяется как вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ, а анализ риска - как систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства РФ.
Статья: Об исключительных правах таможенных органов и законных интересах предприятий
(Истомин С.И.)
("Таможенное дело", 2008, N 4)- наличием угрозы для других важных интересов государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
(Истомин С.И.)
("Таможенное дело", 2008, N 4)- наличием угрозы для других важных интересов государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Статья: Правовое регулирование таможенного контроля
(Васильев Р.И.)
("Административное и муниципальное право", 2011, N 7)<43> См.: Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. N 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации"; Приказ ФТС России от 11.01.2008 N 11 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене".
(Васильев Р.И.)
("Административное и муниципальное право", 2011, N 7)<43> См.: Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. N 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации"; Приказ ФТС России от 11.01.2008 N 11 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене".
Статья: Исчисление таможенных платежей при ввозе товаров из Гонконга
(Рассолова О.Е.)
("Налоговая политика и практика", 2009, N 5)<9> Согласно Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации (утв. Приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1069) риск - это вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.
(Рассолова О.Е.)
("Налоговая политика и практика", 2009, N 5)<9> Согласно Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации (утв. Приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1069) риск - это вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.
Статья: Административно-правовое регулирование компетенции Федеральной таможенной службы России в области контроля таможенной стоимости
(Васильев Р.И.)
("Административное и муниципальное право", 2010, N 12)<7> В целях совершенствования процедур таможенного оформления, направленных на формирование благоприятных условий по ускорению товарооборота через таможенную границу РФ, сокращения времени таможенного оформления и повышения эффективности таможенного контроля таможенное администрирование строится на основе системы управления рисками. Согласно Концепции системы управления рисками в таможенной службе РФ, утвержденной Приказом ГТК России от 26 сентября 2005 г. N 1069, данный способ администрирования позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить процедуру таможенного оформления.
(Васильев Р.И.)
("Административное и муниципальное право", 2010, N 12)<7> В целях совершенствования процедур таможенного оформления, направленных на формирование благоприятных условий по ускорению товарооборота через таможенную границу РФ, сокращения времени таможенного оформления и повышения эффективности таможенного контроля таможенное администрирование строится на основе системы управления рисками. Согласно Концепции системы управления рисками в таможенной службе РФ, утвержденной Приказом ГТК России от 26 сентября 2005 г. N 1069, данный способ администрирования позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить процедуру таможенного оформления.
Статья: Проблемы внешней торговли: взгляд ЦТУ
(Виноградова А.)
("Расчет", 2009, N 11)Ответ: Перспективы развития таможенного законодательства определяются международными обязательствами РФ, посланиями Президента России, Концепцией развития таможенных органов, одобренной Правительством РФ, а также Стратегией развития таможенной службы до 2020 года, утвержденной ФТС России.
(Виноградова А.)
("Расчет", 2009, N 11)Ответ: Перспективы развития таможенного законодательства определяются международными обязательствами РФ, посланиями Президента России, Концепцией развития таможенных органов, одобренной Правительством РФ, а также Стратегией развития таможенной службы до 2020 года, утвержденной ФТС России.
Статья: Административно-правовое регулирование вывоза нефти и нефтепродуктов
(Андреева Е.И.)
("Административное право и процесс", 2012, N 1)Помимо инфраструктуры таможенных органов, качество таможенного контроля зависит от эффективности внедрения программ (концепций), разрабатываемых в рамках реализации таможенной политики государства. Так, таможенные органы РФ призваны совершать таможенные операции и проводить таможенный контроль, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения как таможенного законодательства таможенного союза, так и законодательства Российской Федерации.
(Андреева Е.И.)
("Административное право и процесс", 2012, N 1)Помимо инфраструктуры таможенных органов, качество таможенного контроля зависит от эффективности внедрения программ (концепций), разрабатываемых в рамках реализации таможенной политики государства. Так, таможенные органы РФ призваны совершать таможенные операции и проводить таможенный контроль, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения как таможенного законодательства таможенного союза, так и законодательства Российской Федерации.