Комментарий к ст 71 конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Комментарий к ст 71 конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Региональное правотворчество в сфере защиты политических прав и свобод: возможности и пределы
(Соболева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)<1> См., напр.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд. М.: Норма, 2011 (комментарии п. "в" ст. 71 и п. "б" ст. 72 Конституции; автор - Бондарь Н.С.); Велиева Д.С. Регулирование и защита прав человека и гражданина в России: проблема разграничения правотворческих полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. 2017. N 5. С. 18 - 26.
(Соболева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)<1> См., напр.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд. М.: Норма, 2011 (комментарии п. "в" ст. 71 и п. "б" ст. 72 Конституции; автор - Бондарь Н.С.); Велиева Д.С. Регулирование и защита прав человека и гражданина в России: проблема разграничения правотворческих полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. 2017. N 5. С. 18 - 26.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Применительно к комментируемой статье наиболее значимым представляется положение п. "о" ст. 71 Конституции РФ (в ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ <45>), относящее гражданское законодательство и процессуальное законодательство к предметам исключительного ведения России. Из данного положения прямо следует, что законодательство об исполнительном производстве также находится в исключительном ведении России. А это означает, что в силу ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по вопросам исполнительного производства принимаются законодательные акты только федерального уровня.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Применительно к комментируемой статье наиболее значимым представляется положение п. "о" ст. 71 Конституции РФ (в ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ <45>), относящее гражданское законодательство и процессуальное законодательство к предметам исключительного ведения России. Из данного положения прямо следует, что законодательство об исполнительном производстве также находится в исключительном ведении России. А это означает, что в силу ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по вопросам исполнительного производства принимаются законодательные акты только федерального уровня.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Им было отказано на том основании, что в силу п. "д" ст. 71 и п. п. "в", "г", "д", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции, ст. ст. 3 и 4 комментируемого Закона, а также Перечня участков недр федерального значения вопрос о разработке никелевых месторождений относится к исключительному ведению Российской Федерации.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Им было отказано на том основании, что в силу п. "д" ст. 71 и п. п. "в", "г", "д", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции, ст. ст. 3 и 4 комментируемого Закона, а также Перечня участков недр федерального значения вопрос о разработке никелевых месторождений относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Статья: Viam muniunto! О возложении на частных лиц бремени содержания муниципальной собственности (прилегающих территорий общего пользования): конституционные аспекты глазами цивилиста
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)Третий аспект. Нарушается также ранее упомянутый принцип исключительной федеральной компетенции в области гражданского права (подп. "о" ст. 71 Конституции РФ). В доктрине уже обсуждалась возможность делегирования федеральным законодателем нормотворчества в отдельных сферах гражданского права субъектам РФ и муниципальным образованиям <24>, что именно и сделал законодатель в обсуждаемом положении Градостроительного кодекса РФ. В рамках этой дискуссии высказываются различные мнения.
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)Третий аспект. Нарушается также ранее упомянутый принцип исключительной федеральной компетенции в области гражданского права (подп. "о" ст. 71 Конституции РФ). В доктрине уже обсуждалась возможность делегирования федеральным законодателем нормотворчества в отдельных сферах гражданского права субъектам РФ и муниципальным образованиям <24>, что именно и сделал законодатель в обсуждаемом положении Градостроительного кодекса РФ. В рамках этой дискуссии высказываются различные мнения.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Из числа конституционно установленных положений о предметах ведения Российской Федерации к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере ОПС, предусмотренным в комментируемой статье, имеют отношение следующие исключительные полномочия, в буквальном виде закрепленные в ст. 71 Конституции:
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Из числа конституционно установленных положений о предметах ведения Российской Федерации к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере ОПС, предусмотренным в комментируемой статье, имеют отношение следующие исключительные полномочия, в буквальном виде закрепленные в ст. 71 Конституции:
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно разъяснениям, данным в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2008 N 3-Г08-3, исходя из положений п. "и" ст. 71 Конституции, а также комментируемой статьи, законодательство о средствах массовой информации находится в исключительном ведении Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции и Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" означает безусловное соблюдение субъектами РФ принципа невмешательства в предметы ведения Российской Федерации, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно разъяснениям, данным в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2008 N 3-Г08-3, исходя из положений п. "и" ст. 71 Конституции, а также комментируемой статьи, законодательство о средствах массовой информации находится в исключительном ведении Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции и Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" означает безусловное соблюдение субъектами РФ принципа невмешательства в предметы ведения Российской Федерации, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В качестве основ законодательства РФ о НПС в ч. 1 комментируемой статьи названы Конституция РФ и международные договоры России. Среди соответствующих конституционных положений следует выделить прежде всего п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящий к введению России такие вопросы, как установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Данные положения предопределяют то, что нормативно-правовое регулирование отношений в НПС осуществляется правовыми актами только федерального уровня - в соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В качестве основ законодательства РФ о НПС в ч. 1 комментируемой статьи названы Конституция РФ и международные договоры России. Среди соответствующих конституционных положений следует выделить прежде всего п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящий к введению России такие вопросы, как установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Данные положения предопределяют то, что нормативно-правовое регулирование отношений в НПС осуществляется правовыми актами только федерального уровня - в соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В ст. 71 Конституции РФ сказано, что правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации. Фиксация права интеллектуальной собственности в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства защиты этого права. С точки зрения гарантий свободы творчества существенное значение имеет то обстоятельство, что творческой деятельностью можно заниматься как на профессиональной, так и на любительской основе. Любые виды творчества охраняются и поддерживаются государством. Гарантированная Конституцией свобода творчества предполагает также создание эффективной правовой системы охраны прав на результаты творческой деятельности.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В ст. 71 Конституции РФ сказано, что правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации. Фиксация права интеллектуальной собственности в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства защиты этого права. С точки зрения гарантий свободы творчества существенное значение имеет то обстоятельство, что творческой деятельностью можно заниматься как на профессиональной, так и на любительской основе. Любые виды творчества охраняются и поддерживаются государством. Гарантированная Конституцией свобода творчества предполагает также создание эффективной правовой системы охраны прав на результаты творческой деятельности.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. В ведении Российской Федерации находятся в соответствии со ст. 71 Конституции РФ: федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. В ведении Российской Федерации находятся в соответствии со ст. 71 Конституции РФ: федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Речь идет о нормативных правовых актах только федерального уровня, что предопределено положением п. "о" ст. 71 Конституции РФ, относящим гражданское законодательство к вопросам исключительного ведения России. На то, что в соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении России, указано в п. 1 ст. 3 части первой ГК РФ. В то же время часть 3 комментируемой статьи допускает регулирование названных отношений законами субъектов РФ, но только по вопросам, отнесенным к их ведению комментируемым Законом (см. ниже).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Речь идет о нормативных правовых актах только федерального уровня, что предопределено положением п. "о" ст. 71 Конституции РФ, относящим гражданское законодательство к вопросам исключительного ведения России. На то, что в соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении России, указано в п. 1 ст. 3 части первой ГК РФ. В то же время часть 3 комментируемой статьи допускает регулирование названных отношений законами субъектов РФ, но только по вопросам, отнесенным к их ведению комментируемым Законом (см. ниже).
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Регулирование отношений, возникающих при проведении ГКО, нормативными правовыми актами только федерального уровня соответствует тому, что согласно п. "ж" ст. 71 вопросы установления правовых основ единого рынка и финансового регулирования находятся в исключительном ведении России. В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Регулирование отношений, возникающих при проведении ГКО, нормативными правовыми актами только федерального уровня соответствует тому, что согласно п. "ж" ст. 71 вопросы установления правовых основ единого рынка и финансового регулирования находятся в исключительном ведении России. В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Поскольку указанные выше программы относятся к компетенции Российской Федерации (п. "е" ст. 71 Конституции), то их утверждение происходит одновременно с утверждением бюджета Российской Федерации.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Поскольку указанные выше программы относятся к компетенции Российской Федерации (п. "е" ст. 71 Конституции), то их утверждение происходит одновременно с утверждением бюджета Российской Федерации.