Комиссия по служебным спорам
Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по служебным спорам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Индивидуальный служебный спор на госслужбе
(КонсультантПлюс, 2025)2. Комиссия по служебным спорам
(КонсультантПлюс, 2025)2. Комиссия по служебным спорам
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О соблюдении дисциплины труда в организации и обжаловании действий работодателя и решения комиссии по трудовым спорам в связи со служебной проверкой.
(Письмо Минтруда России от 24.10.2024 N 14-6/ООГ-6152)Вопрос: Работодатель по итогам проведенной служебной проверки издал приказ о привлечении работников к ответственности за недостатки в работе и нарушения требований нормативных документов. К дисциплинарной ответственности работников не привлекли, но все же строго указали на допущенные недостатки. Работники узнали о служебной проверке непосредственно при ознакомлении с приказом, никаких объяснений от них не требовали, с результатами проверки не ознакомили. Работники обратились в комиссию по трудовым спорам, но им отказали, так как отсутствует факт привлечения работников к дисциплинарной ответственности. Правомерно ли это? Как и где обжаловать результаты служебной проверки в организации?
(Письмо Минтруда России от 24.10.2024 N 14-6/ООГ-6152)Вопрос: Работодатель по итогам проведенной служебной проверки издал приказ о привлечении работников к ответственности за недостатки в работе и нарушения требований нормативных документов. К дисциплинарной ответственности работников не привлекли, но все же строго указали на допущенные недостатки. Работники узнали о служебной проверке непосредственно при ознакомлении с приказом, никаких объяснений от них не требовали, с результатами проверки не ознакомили. Работники обратились в комиссию по трудовым спорам, но им отказали, так как отсутствует факт привлечения работников к дисциплинарной ответственности. Правомерно ли это? Как и где обжаловать результаты служебной проверки в организации?
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Заметим, что Федеральный закон N 79-ФЗ содержит правовые нормы, закрепляющие письменную форму заявления (объяснения) госслужащего. Например, ст. 58 предусматривает письменное объяснение гражданского служащего при применении дисциплинарного взыскания, ст. 70 - порядок рассмотрения письменного заявления гражданского служащего в комиссии по служебным спорам, куда может быть обжаловано взыскание.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Заметим, что Федеральный закон N 79-ФЗ содержит правовые нормы, закрепляющие письменную форму заявления (объяснения) госслужащего. Например, ст. 58 предусматривает письменное объяснение гражданского служащего при применении дисциплинарного взыскания, ст. 70 - порядок рассмотрения письменного заявления гражданского служащего в комиссии по служебным спорам, куда может быть обжаловано взыскание.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя и состоит из равного числа назначаемых им представителей представителя нанимателя и избираемых на собрании (конференции) гражданских служащих государственного органа представителей гражданских служащих, включая представителя (представителей) выборного профсоюзного органа (выборных профсоюзных органов) данного государственного органа.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя и состоит из равного числа назначаемых им представителей представителя нанимателя и избираемых на собрании (конференции) гражданских служащих государственного органа представителей гражданских служащих, включая представителя (представителей) выборного профсоюзного органа (выборных профсоюзных органов) данного государственного органа.
Статья: Содержание стадии исполнения дисциплинарного взыскания в производстве по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Деятельность по "автоматическому" снятию дисциплинарного взыскания по истечении срока его действия видится элементом кадрового делопроизводства, кадровой процедурой (административными действиями) по ведению личного дела государственного служащего, его послужного списка, служебной карточки, а не отдельным этапом стадии исполнения взыскания. По общему правилу снятие дисциплинарного взыскания по истечении одного года, когда не были наложены новые взыскания, не требует издания какого-либо акта, отдельного санкционирования, и даже несмотря на отсутствие отметки об этом в личном деле, служебной карточке, взыскание прекращает свое действие, и вместе с ним прекращается большая часть неблагоприятных последствий, обусловленных его применением (наличием). Рассмотрение уполномоченным руководителем вопроса о возможности досрочного снятия ранее наложенного взыскания в порядке поощрения выступает самостоятельным видом правоприменительной административно-процессуальной деятельности, производством о поощрении, результатом которого может быть решение о досрочном прекращении действия взыскания и, в соответствии с этим, внесение сведений об этом в личное дело. Итогом рассмотрения служебного спора о законности наложения дисциплинарного взыскания вышестоящим руководителем, комиссией по рассмотрению индивидуальных служебных споров или судом может быть решение о признании акта о наложении незаконным. В случаях его отмены действие и все последствия дисциплинарного взыскания прекращаются, а служащий восстанавливается в правовом положении, имеющемся до наложения взыскания. При этом не вызывает сомнения, что результат отмены взыскания имеет иные правовые последствия, чем его снятие в порядке поощрения или прекращение по истечении срока действия взысканий в виде понижения в должности, специальном звании (классном чине).
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Деятельность по "автоматическому" снятию дисциплинарного взыскания по истечении срока его действия видится элементом кадрового делопроизводства, кадровой процедурой (административными действиями) по ведению личного дела государственного служащего, его послужного списка, служебной карточки, а не отдельным этапом стадии исполнения взыскания. По общему правилу снятие дисциплинарного взыскания по истечении одного года, когда не были наложены новые взыскания, не требует издания какого-либо акта, отдельного санкционирования, и даже несмотря на отсутствие отметки об этом в личном деле, служебной карточке, взыскание прекращает свое действие, и вместе с ним прекращается большая часть неблагоприятных последствий, обусловленных его применением (наличием). Рассмотрение уполномоченным руководителем вопроса о возможности досрочного снятия ранее наложенного взыскания в порядке поощрения выступает самостоятельным видом правоприменительной административно-процессуальной деятельности, производством о поощрении, результатом которого может быть решение о досрочном прекращении действия взыскания и, в соответствии с этим, внесение сведений об этом в личное дело. Итогом рассмотрения служебного спора о законности наложения дисциплинарного взыскания вышестоящим руководителем, комиссией по рассмотрению индивидуальных служебных споров или судом может быть решение о признании акта о наложении незаконным. В случаях его отмены действие и все последствия дисциплинарного взыскания прекращаются, а служащий восстанавливается в правовом положении, имеющемся до наложения взыскания. При этом не вызывает сомнения, что результат отмены взыскания имеет иные правовые последствия, чем его снятие в порядке поощрения или прекращение по истечении срока действия взысканий в виде понижения в должности, специальном звании (классном чине).
"Переговоры в гражданском праве и цивилистическом процессе: монография"
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)<1> Аналогичное положение содержится в ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (см.: РГ. 31.07.2004. N 162) в отношении обращения гражданского служащего в комиссию по служебным спорам.
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)<1> Аналогичное положение содержится в ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (см.: РГ. 31.07.2004. N 162) в отношении обращения гражданского служащего в комиссию по служебным спорам.
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.10.2024 N 14-6/ООГ-6152 <О праве и сроках обжалования решения комиссии по трудовым спорам>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 24)Минтруд России в Письме от 24.10.2024 N 14-6/ООГ-6152 разъяснил, в какой срок можно обжаловать действия работодателя и решения комиссии по трудовым спорам в связи со служебной проверкой.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 24)Минтруд России в Письме от 24.10.2024 N 14-6/ООГ-6152 разъяснил, в какой срок можно обжаловать действия работодателя и решения комиссии по трудовым спорам в связи со служебной проверкой.
Статья: Административно-процессуальная форма как категория административного процесса
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)В зависимости от установленного порядка решения дел можно выделить процессуальные формы дел, разрешение которых осуществляется одним должностным лицом (наградное, производство по дисциплинарному делу), коллегиально (рассмотрение служебного спора комиссией государственного органа, составом суда). Административно-процессуальные формы могут предусматривать: состязательный или дискреционный порядок решения дела (в первом случае, например, это в целом порядок производства по делам об административных правонарушениях, во втором - вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании усмотрения субъекта публичной власти, также это регистрация, лицензирование). Формы могут быть упрощенными и полными, едиными и дифференцированными.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)В зависимости от установленного порядка решения дел можно выделить процессуальные формы дел, разрешение которых осуществляется одним должностным лицом (наградное, производство по дисциплинарному делу), коллегиально (рассмотрение служебного спора комиссией государственного органа, составом суда). Административно-процессуальные формы могут предусматривать: состязательный или дискреционный порядок решения дела (в первом случае, например, это в целом порядок производства по делам об административных правонарушениях, во втором - вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании усмотрения субъекта публичной власти, также это регистрация, лицензирование). Формы могут быть упрощенными и полными, едиными и дифференцированными.
Статья: Об актуальных изменениях в законодательстве о государственной гражданской службе в части, касающейся рассмотрения индивидуальных служебных споров
(Гуринович А.Г.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)И только во второй половине 2020 года в целях совершенствования нормативного правового регулирования рассмотрения таких споров на гражданской службе отдельным Федеральным законом внесены изменения в названную статью, целью которых являлось упорядочение и фактически полноценное наполнение алгоритма формирования комиссии по служебным спорам (далее - комиссия), заметные повышение ее статуса и совершенствование порядка работы.
(Гуринович А.Г.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)И только во второй половине 2020 года в целях совершенствования нормативного правового регулирования рассмотрения таких споров на гражданской службе отдельным Федеральным законом внесены изменения в названную статью, целью которых являлось упорядочение и фактически полноценное наполнение алгоритма формирования комиссии по служебным спорам (далее - комиссия), заметные повышение ее статуса и совершенствование порядка работы.
Статья: Конкуренция процессуальных форм рассмотрения судами служебных дисциплинарных споров
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Поскольку законодательство не устанавливает специальных правил подсудности по искам, вытекающим из служебных споров, на них распространяются правила о подсудности исков, вытекающих из трудовых споров <1>. Заинтересованному лицу для обжалования дисциплинарного взыскания, решения руководителя или комиссии государственного органа по служебным спорам следует обращаться в суд с заявлением в порядке, установленном ГПК РФ. Это напрямую следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и ч. 2 ст. 70 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". В силу правовых установлений, сложившихся в течение многолетнего периода, основной процессуальной формой рассмотрения служебных (как и индивидуальных трудовых) споров в судах общей юрисдикции выступает основанное на равенстве и состязательности сторон гражданское судопроизводство.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Поскольку законодательство не устанавливает специальных правил подсудности по искам, вытекающим из служебных споров, на них распространяются правила о подсудности исков, вытекающих из трудовых споров <1>. Заинтересованному лицу для обжалования дисциплинарного взыскания, решения руководителя или комиссии государственного органа по служебным спорам следует обращаться в суд с заявлением в порядке, установленном ГПК РФ. Это напрямую следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и ч. 2 ст. 70 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". В силу правовых установлений, сложившихся в течение многолетнего периода, основной процессуальной формой рассмотрения служебных (как и индивидуальных трудовых) споров в судах общей юрисдикции выступает основанное на равенстве и состязательности сторон гражданское судопроизводство.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)6. Часть 6 комментируемой статьи регулирует правила фиксации поданного сотрудником рапорта или заявления гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения или ранее состоявшего на службе в органах принудительного исполнения. Так, рапорт сотрудника или письменное заявление о разрешении служебного спора подлежит обязательной регистрации в день его подачи. Данная норма закреплена по аналогии с ч. 9 ст. 70 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, устанавливающей, что поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление государственного гражданского служащего либо гражданина, поступающего на государственную гражданскую службу или ранее состоявшего на государственной гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)6. Часть 6 комментируемой статьи регулирует правила фиксации поданного сотрудником рапорта или заявления гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения или ранее состоявшего на службе в органах принудительного исполнения. Так, рапорт сотрудника или письменное заявление о разрешении служебного спора подлежит обязательной регистрации в день его подачи. Данная норма закреплена по аналогии с ч. 9 ст. 70 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, устанавливающей, что поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление государственного гражданского служащего либо гражданина, поступающего на государственную гражданскую службу или ранее состоявшего на государственной гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.
Статья: Из зала суда: увольнение в связи с утратой доверия
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссии государственного органа по служебным спорам или в суде.
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссии государственного органа по служебным спорам или в суде.
Готовое решение: Как при расчете налога на прибыль учесть расходы на оплату труда
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовым законодательством предусмотрены также иные основания, по которым за работником сохраняется средний заработок. К ним относятся, например, направление в служебную командировку (ч. 1 ст. 167 ТК РФ), работа в комиссии по трудовым спорам (ст. 171 ТК РФ), перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК РФ). Во всех этих случаях выплату осуществляет работодатель. Соответствующие расходы учитывайте согласно п. 6 ч. 2 ст. 255 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовым законодательством предусмотрены также иные основания, по которым за работником сохраняется средний заработок. К ним относятся, например, направление в служебную командировку (ч. 1 ст. 167 ТК РФ), работа в комиссии по трудовым спорам (ст. 171 ТК РФ), перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК РФ). Во всех этих случаях выплату осуществляет работодатель. Соответствующие расходы учитывайте согласно п. 6 ч. 2 ст. 255 НК РФ.