Комиссия по легализации налоговой базы
Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по легализации налоговой базы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комиссия по легализации налоговой базы
(Семушкин В.)
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2013, N 39)"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2013, N 39
(Семушкин В.)
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2013, N 39)"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2013, N 39
Статья: Налоговые комиссии как скрытая форма налогового контроля
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Ключевые слова: нормативное регулирование работы налоговых комиссий, вызов на комиссию по легализации налоговой базы, скрытая форма налогового контроля, добровольное уточнение налоговых обязательств.
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Ключевые слова: нормативное регулирование работы налоговых комиссий, вызов на комиссию по легализации налоговой базы, скрытая форма налогового контроля, добровольное уточнение налоговых обязательств.
Статья: Как спорить с налоговой на досудебной стадии
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)До проведения ВНП налоговый орган может пригласить налогоплательщика на заседание рабочей группы (ранее - комиссия по легализации налоговой базы), предложив подать уточненную декларацию.
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)До проведения ВНП налоговый орган может пригласить налогоплательщика на заседание рабочей группы (ранее - комиссия по легализации налоговой базы), предложив подать уточненную декларацию.
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)В свою очередь, Д.В. Тютин отмечал, что органами власти периодически осуществляются попытки расширения арсенала косвенных методов принуждения налогоплательщика к уплате налога, зачастую вообще без указания такой возможности в федеральном законодательстве, имея в виду деятельность комиссий по легализации налоговой базы <17>.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)В свою очередь, Д.В. Тютин отмечал, что органами власти периодически осуществляются попытки расширения арсенала косвенных методов принуждения налогоплательщика к уплате налога, зачастую вообще без указания такой возможности в федеральном законодательстве, имея в виду деятельность комиссий по легализации налоговой базы <17>.
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Формально служащие налоговых органов не получили право доначислять НДС только на основании разорванной цепочки в АСК НДС-2. Более того, данные этого программного комплекса не могут быть основаниями в суде и должны использоваться только для внутреннего применения. Однако фактически, как указывают ряд специалистов, здесь происходят те же процессы, что и в других сферах с высокой степенью цифровизации: хотя формально принятие управленческих решений остается за человеком, реально в большинстве случаев последний лишь подтверждает выводы, сделанные в автоматическом режиме. Налоговые органы "в рамках индивидуальных актов применения права подменяют контрольные мероприятия аналитическими, под которыми понимаются нелегализованные должным образом методы и формы налогового контроля, позволяющие без надлежащих и формализованных в законе процедур и форм применять меры государственного принуждения, не обеспечивая субъектам, к которым они применяются, никаких правовых гарантий. Аналитические мероприятия проводятся налоговой администрацией на основе связанной с исполнением налоговых обязательств информации, полученной... из нелегализованных надлежащим образом автоматизированных информационных систем и по нелегализованным должным образом запросам у налогоплательщиков, налоговых агентов и кредитных организаций, в форме нелегальных по своей сути комиссий по легализации налоговой базы и базы страховых взносов" <1>. Обратим внимание, что и в данном случае, так же как в примере с "Социальным мониторингом", у уполномоченного должностного лица фактически не имеется возможности не согласиться с выводом, сделанным ИС Федеральной налоговой службы, поскольку функционирование систем на основе технологии больших данных представляет собой своего рода "черный ящик": известны в первом приближении данные на входе и имеются определенные выводы на выходе, но на основании чего они были сделаны, чаще всего неизвестно (система ищет корреляции вместо причинности) <2>.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Формально служащие налоговых органов не получили право доначислять НДС только на основании разорванной цепочки в АСК НДС-2. Более того, данные этого программного комплекса не могут быть основаниями в суде и должны использоваться только для внутреннего применения. Однако фактически, как указывают ряд специалистов, здесь происходят те же процессы, что и в других сферах с высокой степенью цифровизации: хотя формально принятие управленческих решений остается за человеком, реально в большинстве случаев последний лишь подтверждает выводы, сделанные в автоматическом режиме. Налоговые органы "в рамках индивидуальных актов применения права подменяют контрольные мероприятия аналитическими, под которыми понимаются нелегализованные должным образом методы и формы налогового контроля, позволяющие без надлежащих и формализованных в законе процедур и форм применять меры государственного принуждения, не обеспечивая субъектам, к которым они применяются, никаких правовых гарантий. Аналитические мероприятия проводятся налоговой администрацией на основе связанной с исполнением налоговых обязательств информации, полученной... из нелегализованных надлежащим образом автоматизированных информационных систем и по нелегализованным должным образом запросам у налогоплательщиков, налоговых агентов и кредитных организаций, в форме нелегальных по своей сути комиссий по легализации налоговой базы и базы страховых взносов" <1>. Обратим внимание, что и в данном случае, так же как в примере с "Социальным мониторингом", у уполномоченного должностного лица фактически не имеется возможности не согласиться с выводом, сделанным ИС Федеральной налоговой службы, поскольку функционирование систем на основе технологии больших данных представляет собой своего рода "черный ящик": известны в первом приближении данные на входе и имеются определенные выводы на выходе, но на основании чего они были сделаны, чаще всего неизвестно (система ищет корреляции вместо причинности) <2>.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В случае выявления фактов низкой заработной платы компания будет вызвана на комиссию по легализации налоговой базы. В состав комиссии входят представители налоговой инспекции (отдел предпроверочного анализа, сотрудники отделов камеральных и выездных налоговых проверок), могут быть приглашены представители органов власти, ПФР, ФСС РФ, Государственной инспекции по труду, правоохранительных органов и прокуратуры (Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В случае выявления фактов низкой заработной платы компания будет вызвана на комиссию по легализации налоговой базы. В состав комиссии входят представители налоговой инспекции (отдел предпроверочного анализа, сотрудники отделов камеральных и выездных налоговых проверок), могут быть приглашены представители органов власти, ПФР, ФСС РФ, Государственной инспекции по труду, правоохранительных органов и прокуратуры (Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@).
Статья: Проблемы формирования современной модели финансово-правового регулирования в условиях структурных преобразований экономики
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Противоречивые законоположения явились причиной формирования параллельного правового института регулирования контрольно-надзорной деятельности, охватывающего применение контролирующими субъектами административных процедур, а также форм контроля, не предусмотренных финансовым законодательством и являющихся альтернативой предусмотренным Налоговым кодексом налоговым проверкам. Прежде всего речь идет о противоречивых положениях Кодекса по поводу реализации права ФНС России на осуществление нормотворческих полномочий в фискальной сфере. Устанавливая в п. 2 ст. 4 НК РФ запрет контрольно-надзорного органа на принятие нормативных правовых актов, в других статьях Кодекса законодатель это право контролирующему субъекту делегирует. Это, как показывает проведенный анализ, способствует изданию актов, а также активному развитию правоприменительной практики в обход положений НК РФ. Например, на основании письма ФНС России от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247@ "О профилактике нарушений налогового законодательства" закреплен порядок аннулирования налоговых деклараций, определены не предусмотренные Налоговым кодексом правила проведения допроса руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, урегулированы вопросы осуществления таких мероприятий налогового контроля, как осмотр помещений по адресу местонахождения юридического лица, истребование документов у банков и т.д., установлены сроки проведения этих мероприятий <14>. В соответствии с письмом ФНС России от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@ в обход Налогового кодекса был закреплен порядок работы комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам <15>. В настоящее время прослеживается активное использование налоговыми органами не установленных Налоговым кодексом форм предпроверочного анализа, порядок применения которых закреплен Приказом ФНС России от 27 февраля 2015 г. N ММВ-8-2/13дсп@ "О проведении пилотного проекта по развитию на региональном уровне методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств", который не опубликован и не зарегистрирован в Минюсте России в качестве нормативного акта, однако упоминается судами при разрешении споров, связанных с процедурой проведения налогового контроля <16>.
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Противоречивые законоположения явились причиной формирования параллельного правового института регулирования контрольно-надзорной деятельности, охватывающего применение контролирующими субъектами административных процедур, а также форм контроля, не предусмотренных финансовым законодательством и являющихся альтернативой предусмотренным Налоговым кодексом налоговым проверкам. Прежде всего речь идет о противоречивых положениях Кодекса по поводу реализации права ФНС России на осуществление нормотворческих полномочий в фискальной сфере. Устанавливая в п. 2 ст. 4 НК РФ запрет контрольно-надзорного органа на принятие нормативных правовых актов, в других статьях Кодекса законодатель это право контролирующему субъекту делегирует. Это, как показывает проведенный анализ, способствует изданию актов, а также активному развитию правоприменительной практики в обход положений НК РФ. Например, на основании письма ФНС России от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247@ "О профилактике нарушений налогового законодательства" закреплен порядок аннулирования налоговых деклараций, определены не предусмотренные Налоговым кодексом правила проведения допроса руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, урегулированы вопросы осуществления таких мероприятий налогового контроля, как осмотр помещений по адресу местонахождения юридического лица, истребование документов у банков и т.д., установлены сроки проведения этих мероприятий <14>. В соответствии с письмом ФНС России от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@ в обход Налогового кодекса был закреплен порядок работы комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам <15>. В настоящее время прослеживается активное использование налоговыми органами не установленных Налоговым кодексом форм предпроверочного анализа, порядок применения которых закреплен Приказом ФНС России от 27 февраля 2015 г. N ММВ-8-2/13дсп@ "О проведении пилотного проекта по развитию на региональном уровне методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств", который не опубликован и не зарегистрирован в Минюсте России в качестве нормативного акта, однако упоминается судами при разрешении споров, связанных с процедурой проведения налогового контроля <16>.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)4) вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)4) вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Примечание. Что из себя представляют налоговые комиссии, как составить просьбу в ИФНС перенести заседание, что будет, если компания доплатит налоги, как поможет участие юриста или адвоката при допросе директора, читайте в статьях "Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение" в N 4, 2020, на стр. 11 и "Налоговая комиссия по НДС: как защитить свои права?" в N 11, 2021, на стр. 32.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Примечание. Что из себя представляют налоговые комиссии, как составить просьбу в ИФНС перенести заседание, что будет, если компания доплатит налоги, как поможет участие юриста или адвоката при допросе директора, читайте в статьях "Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение" в N 4, 2020, на стр. 11 и "Налоговая комиссия по НДС: как защитить свои права?" в N 11, 2021, на стр. 32.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)4) вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)4) вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы.