Командировка водителя оплата сверхурочных
Подборка наиболее важных документов по запросу Командировка водителя оплата сверхурочных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2019 N 18-КГ19-77
Требование: О взыскании заработной платы, оплаты сверхурочной работы, компенсации за неиспользованный отпуск, надбавки за разъездной характер работы, отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды пришли к неверному выводу о недоказанности факта привлечения истца к работе сверхурочно, не учли, что отсутствуют локальные нормативные акты ответчика, регулирующие вопросы оплаты труда, в том числе при разъездном характере работы, оставили без внимания заявление истца о фальсификации ответчиком документов, не рассмотрели требования о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда.Кроме того, работа в должности водителя-экспедитора по своему характеру являлась разъездной, осуществлялась как на территории г. Сочи Краснодарского края, так и с выездами в другие города Российской Федерации, при которых имела место переработка (работа после 18 часов), в том числе работа в ночное время и выходные дни. Работодатель сверхурочную работу не оплачивал, выезды Жуковского Г.В. в командировки не оформлял и выплаты, связанные с командировками, не производил.
Требование: О взыскании заработной платы, оплаты сверхурочной работы, компенсации за неиспользованный отпуск, надбавки за разъездной характер работы, отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды пришли к неверному выводу о недоказанности факта привлечения истца к работе сверхурочно, не учли, что отсутствуют локальные нормативные акты ответчика, регулирующие вопросы оплаты труда, в том числе при разъездном характере работы, оставили без внимания заявление истца о фальсификации ответчиком документов, не рассмотрели требования о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда.Кроме того, работа в должности водителя-экспедитора по своему характеру являлась разъездной, осуществлялась как на территории г. Сочи Краснодарского края, так и с выездами в другие города Российской Федерации, при которых имела место переработка (работа после 18 часов), в том числе работа в ночное время и выходные дни. Работодатель сверхурочную работу не оплачивал, выезды Жуковского Г.В. в командировки не оформлял и выплаты, связанные с командировками, не производил.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Что учесть при организации служебной командировки
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)Ни ТК РФ, ни Положение N 749 не содержат никаких ориентиров относительно сверхурочной работы в командировке. Поэтому самый безопасный для работодателя выход - признать работу сверхурочной и оплатить ее. Взаимозачет рабочего времени (меньше рабочих часов в дни отъезда и приезда и больше в дни выполнения служебного задания) может быть признан незаконным.
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)Ни ТК РФ, ни Положение N 749 не содержат никаких ориентиров относительно сверхурочной работы в командировке. Поэтому самый безопасный для работодателя выход - признать работу сверхурочной и оплатить ее. Взаимозачет рабочего времени (меньше рабочих часов в дни отъезда и приезда и больше в дни выполнения служебного задания) может быть признан незаконным.
Типовая ситуация: Водители: режим работы, оплата и условия труда
(Издательство "Главная книга", 2025)Простой, работу в выходные, сверхурочную работу и работу по совмещению оформляют и оплачивают по общим правилам. В частности, водителю можно оформить совмещение по еще одной должности водителя при соблюдении нормы рабочего времени.
(Издательство "Главная книга", 2025)Простой, работу в выходные, сверхурочную работу и работу по совмещению оформляют и оплачивают по общим правилам. В частности, водителю можно оформить совмещение по еще одной должности водителя при соблюдении нормы рабочего времени.
Нормативные акты
Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.09.1961 N 368/25
(ред. от 15.11.1973)
"Об условиях оплаты труда работников городского транспорта"
(вместе с "Положением об оплате труда водителей и кондукторов трамваев и троллейбусов", "Типовым положением об оплате труда и премировании рабочих, занятых на ремонте, вспомогательных работах и обслуживании подвижного состава, пути, контактных и кабельных сетей, преобразовательных подстанций, сигнализации, централизации, блокировки и связи, электрочасовой сети и другого оборудования трамваев, троллейбусов, пассажирских фуникулеров и воздушных канатных дорог в эксплуатационных предприятиях (цехах) и организациях городского транспорта", "Типовым положением о премировании руководящих инженерно-технических работников и служащих эксплуатационных предприятий (цехов) и организаций городского транспорта")При определении выполнения месячного плана выручки для исчисления кондукторам и водителям премии за выполнение и перевыполнение месячного плана выручки принимаются все рабочие дни (смены) по графику данного месяца (с учетом сокращения рабочего дня в предпраздничные и предвыходные дни), включая сверхурочные часы в данном месяце, за вычетом времени:
(ред. от 15.11.1973)
"Об условиях оплаты труда работников городского транспорта"
(вместе с "Положением об оплате труда водителей и кондукторов трамваев и троллейбусов", "Типовым положением об оплате труда и премировании рабочих, занятых на ремонте, вспомогательных работах и обслуживании подвижного состава, пути, контактных и кабельных сетей, преобразовательных подстанций, сигнализации, централизации, блокировки и связи, электрочасовой сети и другого оборудования трамваев, троллейбусов, пассажирских фуникулеров и воздушных канатных дорог в эксплуатационных предприятиях (цехах) и организациях городского транспорта", "Типовым положением о премировании руководящих инженерно-технических работников и служащих эксплуатационных предприятий (цехов) и организаций городского транспорта")При определении выполнения месячного плана выручки для исчисления кондукторам и водителям премии за выполнение и перевыполнение месячного плана выручки принимаются все рабочие дни (смены) по графику данного месяца (с учетом сокращения рабочего дня в предпраздничные и предвыходные дни), включая сверхурочные часы в данном месяце, за вычетом времени:
"Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005 - 2007 годы"
(Заключено 29.12.2004)- оплата времени простоя не по вине работников в размере не менее 100% их тарифной ставки, а для водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, - не менее 80% их среднечасового заработка;
(Заключено 29.12.2004)- оплата времени простоя не по вине работников в размере не менее 100% их тарифной ставки, а для водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, - не менее 80% их среднечасового заработка;
Вопрос: Я работаю сервисным инженером. Работодатель отправляет меня в командировку с разрешением использовать корпоративный транспорт. Я рассматриваю это как работу водителем от офиса. Работодатель не хочет оплачивать мне время, когда я работаю водителем. Вправе ли я отказаться от работы водителем?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)Вопрос: Я работаю сервисным инженером. В мои обязанности входят монтаж, настройка и сервис устанавливаемого оборудования. Оплата: оклад + сверхурочные. Работодатель отправляет меня в командировку с разрешением использовать корпоративный транспорт. Я рассматриваю это как работу водителем от офиса до объекта + работа на объекте + работа водителем от объекта до офиса. Работодатель не хочет оплачивать мне время, которое я работаю водителем. 1. Вправе ли я отказаться от работы водителем (такой обязанности нет в трудовом соглашении) и предложить работодателю выбрать другой метод доставки меня до объекта - другими средствами? 2. Вправе ли я требовать за работу водителем, пока еду на объект, в размере установленного мне часового тарифа по работе инженером? 3. Вправе ли работодатель за отказ пользования корпоративным автомобилем (я за рулем) наложить на меня взыскание?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)Вопрос: Я работаю сервисным инженером. В мои обязанности входят монтаж, настройка и сервис устанавливаемого оборудования. Оплата: оклад + сверхурочные. Работодатель отправляет меня в командировку с разрешением использовать корпоративный транспорт. Я рассматриваю это как работу водителем от офиса до объекта + работа на объекте + работа водителем от объекта до офиса. Работодатель не хочет оплачивать мне время, которое я работаю водителем. 1. Вправе ли я отказаться от работы водителем (такой обязанности нет в трудовом соглашении) и предложить работодателю выбрать другой метод доставки меня до объекта - другими средствами? 2. Вправе ли я требовать за работу водителем, пока еду на объект, в размере установленного мне часового тарифа по работе инженером? 3. Вправе ли работодатель за отказ пользования корпоративным автомобилем (я за рулем) наложить на меня взыскание?
Статья: Водитель автотранспортного предприятия: специфика работы, оплаты труда и расходов, связанных с выполнением должностных обязанностей
(Орлова Е.В.)
("Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте", 2012, NN 2, 3)Рабочее время водителей, выполняющих междугородные рейсы, должно оплачиваться с учетом всех установленных трудовым законодательством надбавок и доплат (сверхурочные, доплаты за работу в выходные и праздничные дни и т.д.). Более того, на основании ст. 149 ТК РФ таким работникам может выплачиваться надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за подвижной и разъездной характер работы или в связи с отклонением от нормальных условий труда.
(Орлова Е.В.)
("Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте", 2012, NN 2, 3)Рабочее время водителей, выполняющих междугородные рейсы, должно оплачиваться с учетом всех установленных трудовым законодательством надбавок и доплат (сверхурочные, доплаты за работу в выходные и праздничные дни и т.д.). Более того, на основании ст. 149 ТК РФ таким работникам может выплачиваться надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за подвижной и разъездной характер работы или в связи с отклонением от нормальных условий труда.
Статья: Оплачиваемая командировка
(Михайлов И.)
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 17)Водители нашего предприятия еженедельно совершают служебные поездки (расстояние в пределах 220 километров в один конец). Нужно ли оформлять служебную командировку, если водители возвращаются домой в тот же день? В настоящий момент мы оформляем водителям на 2 дня служебные командировки и оплачиваем суточные в целях компенсации сверхурочной работы.
(Михайлов И.)
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 17)Водители нашего предприятия еженедельно совершают служебные поездки (расстояние в пределах 220 километров в один конец). Нужно ли оформлять служебную командировку, если водители возвращаются домой в тот же день? В настоящий момент мы оформляем водителям на 2 дня служебные командировки и оплачиваем суточные в целях компенсации сверхурочной работы.
Статья: В рейс - по всем правилам
(Денисова Г.)
("Практическая бухгалтерия", 2008, N 10)Как уже было сказано, рабочее время водителей, выполняющих междугородные рейсы, должно оплачиваться с учетом всех установленных трудовым законодательством надбавок и доплат (сверхурочные, доплаты за работу в выходные и праздничные дни и т.д.). Более того, на основании ст. 149 Трудового кодекса людям этой профессии может выплачиваться надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за подвижной и разъездной характер работы или в связи с отклонением от нормальных условий труда.
(Денисова Г.)
("Практическая бухгалтерия", 2008, N 10)Как уже было сказано, рабочее время водителей, выполняющих междугородные рейсы, должно оплачиваться с учетом всех установленных трудовым законодательством надбавок и доплат (сверхурочные, доплаты за работу в выходные и праздничные дни и т.д.). Более того, на основании ст. 149 Трудового кодекса людям этой профессии может выплачиваться надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за подвижной и разъездной характер работы или в связи с отклонением от нормальных условий труда.
Статья: Разъездной характер работы
(Куревина Л.В.)
("Отдел кадров коммерческой организации", 2012, N 5)Отметим, что на работников, исполняющих трудовые функции в разъездах, действуют общие нормы ТК РФ, касающиеся режима и норм рабочего времени, времени отдыха, оплаты сверхурочных и ночных и т.д.
(Куревина Л.В.)
("Отдел кадров коммерческой организации", 2012, N 5)Отметим, что на работников, исполняющих трудовые функции в разъездах, действуют общие нормы ТК РФ, касающиеся режима и норм рабочего времени, времени отдыха, оплаты сверхурочных и ночных и т.д.
Вопрос: Есть водители. Рабочее время - пятидневка с 8 до 17 ч. Но водители часто ездят по области (доставка груза) и очень часто приезжают после 17 ч. Как можно оформить "сверхурочку", если они каждый день приезжают в 19 ч?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022)Вопрос: Есть водители. Рабочее время - пятидневка с 8 до 17 ч. Но, водители часто ездят по области (доставка груза) и очень часто приезжают после 17 ч. Как можно оформить "сверхурочку", если они каждый день приезжают в 19 часов? Другие графики нам не подходят. И еще, если водитель отправлен в командировку, может ли он заправляться в нерабочее время?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022)Вопрос: Есть водители. Рабочее время - пятидневка с 8 до 17 ч. Но, водители часто ездят по области (доставка груза) и очень часто приезжают после 17 ч. Как можно оформить "сверхурочку", если они каждый день приезжают в 19 часов? Другие графики нам не подходят. И еще, если водитель отправлен в командировку, может ли он заправляться в нерабочее время?
Статья: Командировки: новые аспекты и проблемы локального регулирования
(Бляхман Б.Я.)
("Трудовое право", 2009, N 3)В настоящее время, после создания и реорганизации филиалов высших и средних образовательных учреждений, стали возникать вопросы, связанные с оплатой поездок преподавателей и сотрудников в данные филиалы для проведения различных видов учебных занятий. Дело в том, что время в пути от основного места работы до филиала или учебно-консультационного пункта зачастую занимает более трех часов, а если прибавить к этому времени еще и время в пути от филиала до постоянного места работы, то оно составляет более семи часов. Возникает вопрос: какой должна быть продолжительность рабочей смены сотрудника в данном филиале, если весь его рабочий день затрачен на время нахождения в пути в служебном транспорте? Возникает и второй вопрос: как учитывать время в пути до филиала и обратно в служебном транспорте, если данный вид рабочего времени для преподавателя не предусмотрен в трудовом договоре? Для водителя служебного транспорта время, проведенное за рулем, считается рабочим, и он получает за это заработную плату (с учетом сверхурочных за время ожидания преподавателя в филиале). Для преподавателя, который находится в пути рядом с водителем служебного автомобиля, данная разновидность рабочего времени и оплата за него не предусмотрены, поскольку он получает заработную плату за реальные часы проведенных им занятий в филиале.
(Бляхман Б.Я.)
("Трудовое право", 2009, N 3)В настоящее время, после создания и реорганизации филиалов высших и средних образовательных учреждений, стали возникать вопросы, связанные с оплатой поездок преподавателей и сотрудников в данные филиалы для проведения различных видов учебных занятий. Дело в том, что время в пути от основного места работы до филиала или учебно-консультационного пункта зачастую занимает более трех часов, а если прибавить к этому времени еще и время в пути от филиала до постоянного места работы, то оно составляет более семи часов. Возникает вопрос: какой должна быть продолжительность рабочей смены сотрудника в данном филиале, если весь его рабочий день затрачен на время нахождения в пути в служебном транспорте? Возникает и второй вопрос: как учитывать время в пути до филиала и обратно в служебном транспорте, если данный вид рабочего времени для преподавателя не предусмотрен в трудовом договоре? Для водителя служебного транспорта время, проведенное за рулем, считается рабочим, и он получает за это заработную плату (с учетом сверхурочных за время ожидания преподавателя в филиале). Для преподавателя, который находится в пути рядом с водителем служебного автомобиля, данная разновидность рабочего времени и оплата за него не предусмотрены, поскольку он получает заработную плату за реальные часы проведенных им занятий в филиале.
Вопрос: В муниципальном казенном учреждении водители привлекаются к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Разъясните порядок оплаты сверхурочной работы в том случае, если работнику установлен ненормированный рабочий день.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020)Вопрос: В муниципальном казенном учреждении работают водители легкового автомобиля. Водители работают на условиях ненормированного рабочего дня, а именно: по распоряжению работодателя при необходимости водители эпизодически привлекаются к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Разъясните по вопросу оплаты сверхурочной работы в том случае, если работнику установлен ненормированный рабочий день. Может ли работодатель в случае привлечения водителей к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени в порядке ненормированного рабочего дня более 2 - 3 раз в неделю (работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени более 2 - 3 раз в неделю носит не эпизодический, а систематический характер), при выполнении служебных заданий по месту работы или при направлении работника в служебную командировку в другой город принять решение об оплате водителю часов работы в период такой работы сверх нормы как за сверхурочную работу? Является ли оплата сверхурочной работы работнику, которому установлен ненормированный рабочий день, нарушением трудового законодательства?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020)Вопрос: В муниципальном казенном учреждении работают водители легкового автомобиля. Водители работают на условиях ненормированного рабочего дня, а именно: по распоряжению работодателя при необходимости водители эпизодически привлекаются к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Разъясните по вопросу оплаты сверхурочной работы в том случае, если работнику установлен ненормированный рабочий день. Может ли работодатель в случае привлечения водителей к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени в порядке ненормированного рабочего дня более 2 - 3 раз в неделю (работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени более 2 - 3 раз в неделю носит не эпизодический, а систематический характер), при выполнении служебных заданий по месту работы или при направлении работника в служебную командировку в другой город принять решение об оплате водителю часов работы в период такой работы сверх нормы как за сверхурочную работу? Является ли оплата сверхурочной работы работнику, которому установлен ненормированный рабочий день, нарушением трудового законодательства?