Когда заказчик может отказаться от заключения контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Когда заказчик может отказаться от заключения контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению или размещению проекта контракта, рассмотрению протокола разногласий, заключению контракта либо срокам осуществления таких действий -
(ред. от 04.11.2025)2. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению или размещению проекта контракта, рассмотрению протокола разногласий, заключению контракта либо срокам осуществления таких действий -
Готовое решение: Как обжаловать в ФАС России действия заказчика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)заказчик неправомерно отказался заключать контракт.
(КонсультантПлюс, 2025)заказчик неправомерно отказался заключать контракт.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Отказ заказчика от заключения контракта на основании статьи 36 Закона о контрактной системе неправомерен при отсутствии документов или сведений, указывающих на наступление обстоятельств непреодолимой силы.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Отказ заказчика от заключения контракта на основании статьи 36 Закона о контрактной системе неправомерен при отсутствии документов или сведений, указывающих на наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения4.8. Вправе ли заказчик отказаться от государственного или муниципального контракта, заключенного до вступления в силу Закона N 308-ФЗ, в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком его обязанностей
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Во-вторых, суды применяют ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе даже в ситуациях, когда контракт вообще не был заключен, поскольку заказчик неправомерно уклонился от подписания договора. Так, в рассматриваемом Арбитражным судом Московского округа деле заказчик объявил государственную закупку в форме торгов, при проведении которых существенно нарушил процедуру, а именно присудил победу не тому лицу. В результате контракт был заключен с поставщиком, предложившим менее выгодные условия. Участник торгов, который должен быть признан победителем, предъявил иск о признании отказа заказчика от заключения контракта и самого договора недействительным. Суды удовлетворили требования истца <1>. Последний предъявил еще один иск о взыскании упущенной выгоды, вызванной неправомерным уклонением заказчика от заключения контракта. Суды первых двух инстанций удовлетворили требования истца, но суд округа не согласился с таким подходом, указав на отсутствие у истца права претендовать на взыскание упущенной выгоды с заказчика, существенно нарушившего требования Закона о контрактной системе. Арбитражный суд Московского округа в обоснование своей позиции сослался на ч. 23 ст. 95 Закона. Суд не нашел препятствий для ее применения, несмотря на то, что условием для этого является заключенный и расторгнутый контракт. Причем заключен он должен быть с лицом, которое потребовало взыскания убытков. Суд округа отметил, что "ввиду схожести правоотношений положения части 23 статьи 95 Закона о контрактной системе подлежат применению и к ситуации отказа заказчика от заключения государственного контракта" <2>. Иными словами, была применена аналогия закона при отсутствии какого-либо пробела регулирования. При этом цель такого применения заключалась лишь в том, чтобы не привлекать к ответственности заказчика, совершившего явные неправомерные действия. Похожим образом Арбитражный суд Московского округа поступил в другом деле, где был признан неправомерным отказ заказчика от заключения контракта, но требования пострадавшего участника закупки были отклонены со ссылкой на ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе <3>.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Во-вторых, суды применяют ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе даже в ситуациях, когда контракт вообще не был заключен, поскольку заказчик неправомерно уклонился от подписания договора. Так, в рассматриваемом Арбитражным судом Московского округа деле заказчик объявил государственную закупку в форме торгов, при проведении которых существенно нарушил процедуру, а именно присудил победу не тому лицу. В результате контракт был заключен с поставщиком, предложившим менее выгодные условия. Участник торгов, который должен быть признан победителем, предъявил иск о признании отказа заказчика от заключения контракта и самого договора недействительным. Суды удовлетворили требования истца <1>. Последний предъявил еще один иск о взыскании упущенной выгоды, вызванной неправомерным уклонением заказчика от заключения контракта. Суды первых двух инстанций удовлетворили требования истца, но суд округа не согласился с таким подходом, указав на отсутствие у истца права претендовать на взыскание упущенной выгоды с заказчика, существенно нарушившего требования Закона о контрактной системе. Арбитражный суд Московского округа в обоснование своей позиции сослался на ч. 23 ст. 95 Закона. Суд не нашел препятствий для ее применения, несмотря на то, что условием для этого является заключенный и расторгнутый контракт. Причем заключен он должен быть с лицом, которое потребовало взыскания убытков. Суд округа отметил, что "ввиду схожести правоотношений положения части 23 статьи 95 Закона о контрактной системе подлежат применению и к ситуации отказа заказчика от заключения государственного контракта" <2>. Иными словами, была применена аналогия закона при отсутствии какого-либо пробела регулирования. При этом цель такого применения заключалась лишь в том, чтобы не привлекать к ответственности заказчика, совершившего явные неправомерные действия. Похожим образом Арбитражный суд Московского округа поступил в другом деле, где был признан неправомерным отказ заказчика от заключения контракта, но требования пострадавшего участника закупки были отклонены со ссылкой на ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе <3>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Недопустим отказ заказчика от заключения контракта с участником ввиду несоответствия его уровня ответственности фактическому совокупному размеру обязательств по договорам подряда.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Недопустим отказ заказчика от заключения контракта с участником ввиду несоответствия его уровня ответственности фактическому совокупному размеру обязательств по договорам подряда.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Недопустим отказ заказчика от заключения контракта с участником закупки ввиду несоответствия его уровня ответственности как члена саморегулируемой организации фактическому совокупному размеру обязательств по договорам подряда.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Недопустим отказ заказчика от заключения контракта с участником закупки ввиду несоответствия его уровня ответственности как члена саморегулируемой организации фактическому совокупному размеру обязательств по договорам подряда.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать с заказчика сумму вознаграждения за оформление независимой гарантии, если контракт не заключен или расторгнут
(КонсультантПлюс, 2025)Закупка отменена из-за нарушения, допущенного заказчиком. Участник оплатил вознаграждение банку в соответствии с требованиями законодательства и условиями закупки. Это произошло до того, как ему стало известно о нарушении. Участник не мог знать о том, что заказчик откажется заключать контракт, а результаты аукциона будут отменены. Расходы участника обусловлены его намерением заключить контракт. Их предполагалось компенсировать за счет оплаты выполненных работ.
Можно ли взыскать с заказчика сумму вознаграждения за оформление независимой гарантии, если контракт не заключен или расторгнут
(КонсультантПлюс, 2025)Закупка отменена из-за нарушения, допущенного заказчиком. Участник оплатил вознаграждение банку в соответствии с требованиями законодательства и условиями закупки. Это произошло до того, как ему стало известно о нарушении. Участник не мог знать о том, что заказчик откажется заключать контракт, а результаты аукциона будут отменены. Расходы участника обусловлены его намерением заключить контракт. Их предполагалось компенсировать за счет оплаты выполненных работ.
Готовое решение: Каков порядок проведения закрытого конкурса в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вас признают победителем закрытого конкурса, после поступления от заказчика проекта контракта подпишите все его экземпляры и передайте их заказчику вместе с документом, подтверждающим обеспечение исполнения контракта. Сделать это нужно в срок, установленный в документации о закупке. Обязанность подписать проект контракта возникает у вас и в том случае, если вашей заявке присвоен второй или третий порядковый номер, а предыдущие участники признаны уклонившимися от заключения контракта или заказчик отказался от заключения контракта с ними (п. п. 2 и 5 ч. 14 ст. 73 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вас признают победителем закрытого конкурса, после поступления от заказчика проекта контракта подпишите все его экземпляры и передайте их заказчику вместе с документом, подтверждающим обеспечение исполнения контракта. Сделать это нужно в срок, установленный в документации о закупке. Обязанность подписать проект контракта возникает у вас и в том случае, если вашей заявке присвоен второй или третий порядковый номер, а предыдущие участники признаны уклонившимися от заключения контракта или заказчик отказался от заключения контракта с ними (п. п. 2 и 5 ч. 14 ст. 73 Закона N 44-ФЗ).
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Отказ Заказчика от заключения контракта по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, влечет за собой привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Отказ Заказчика от заключения контракта по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, влечет за собой привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности.
Готовое решение: Как провести запрос котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Осуществить закупку у единственного поставщика по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ либо провести новую закупку можно и в случае, если все участники закупки признаны уклонившимися от заключения контракта либо заказчик отказался заключать его с единственным допущенным к закупке участником в соответствии с ч. 9, 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (ч. 8 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Осуществить закупку у единственного поставщика по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ либо провести новую закупку можно и в случае, если все участники закупки признаны уклонившимися от заключения контракта либо заказчик отказался заключать его с единственным допущенным к закупке участником в соответствии с ч. 9, 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (ч. 8 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).