Коап военнослужащие
Подборка наиболее важных документов по запросу Коап военнослужащие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 12.8 КоАП РФСуд прекратит возбужденное по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ дело в отношении военнослужащего по призыву и передаст материалы дела в воинскую часть >>>
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" КоАП РФ"Беспредметным является и утверждение Менькова о том, что сотрудники полиции не вправе были составлять в отношении него административный материал, поскольку на основании ч. 2 ст. 2.5 Кодекса за правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, в связи с чем сотрудники полиции в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ вправе были составить в отношении него как протокол об административном правонарушении, так и протоколы применения соответствующих мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за административные правонарушения. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, за которые военнослужащие несут ответственность на общих основаниях. В то же время за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие могут нести дисциплинарную ответственность, если правонарушение выражается в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является объектом определенных видов государственного контроля (надзора) и совершено на объектах контроля (надзора), поднадзорных федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие проходят военную службу (военные сборы) (ст. 2.5 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за административные правонарушения. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, за которые военнослужащие несут ответственность на общих основаниях. В то же время за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие могут нести дисциплинарную ответственность, если правонарушение выражается в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является объектом определенных видов государственного контроля (надзора) и совершено на объектах контроля (надзора), поднадзорных федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие проходят военную службу (военные сборы) (ст. 2.5 КоАП РФ).
Статья: Порядок отказа в возбуждении дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания
(ред. от 04.11.2025)Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.10.2025)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"37. За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.
(ред. от 28.10.2025)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"37. За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Несмотря на это, инспекторы, имеющие специальные звания, в отличие от инспекторов - гражданских служащих входят в группу особых субъектов административных правонарушений. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ инспекторы, имеющие специальные звания, равно как военнослужащие, сотрудники Следственного комитета РФ, граждане, призванные на военные сборы, по общему для них правилу за совершение административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность. В порядке исключения они подвержены административной ответственности на общих основаниях за совершение отдельных правонарушений, указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ. Стоит заметить, что в этом перечне отсутствуют статьи, устанавливающие административную ответственность за деяния, нарушающие требования законодательства о государственном контроле (надзоре) или требования, связанные с контрольно-надзорной деятельностью (о внесении сведений в государственные информационные системы, о рассмотрении обращений граждан и организаций, о защите персональных данных и др.).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Несмотря на это, инспекторы, имеющие специальные звания, в отличие от инспекторов - гражданских служащих входят в группу особых субъектов административных правонарушений. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ инспекторы, имеющие специальные звания, равно как военнослужащие, сотрудники Следственного комитета РФ, граждане, призванные на военные сборы, по общему для них правилу за совершение административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность. В порядке исключения они подвержены административной ответственности на общих основаниях за совершение отдельных правонарушений, указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ. Стоит заметить, что в этом перечне отсутствуют статьи, устанавливающие административную ответственность за деяния, нарушающие требования законодательства о государственном контроле (надзоре) или требования, связанные с контрольно-надзорной деятельностью (о внесении сведений в государственные информационные системы, о рассмотрении обращений граждан и организаций, о защите персональных данных и др.).
Статья: Проблемные вопросы привлечения военнослужащих к административной ответственности за деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами
(Куцкель М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Согласно ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие, а также граждане, призванные на военные сборы, несут дисциплинарную ответственность за противоправные деяния, входящие в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Иными словами, совершение военнослужащим либо гражданином, призванным на военные сборы, деяния, подпадающего под действие ст. 6.8 КоАП РФ, является административным правонарушением, однако за его совершение, в отличие от общего порядка, наступает дисциплинарная ответственность <4>. При этом рассматриваемое нами противоправное деяние не является дисциплинарным проступком <5>.
(Куцкель М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Согласно ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие, а также граждане, призванные на военные сборы, несут дисциплинарную ответственность за противоправные деяния, входящие в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Иными словами, совершение военнослужащим либо гражданином, призванным на военные сборы, деяния, подпадающего под действие ст. 6.8 КоАП РФ, является административным правонарушением, однако за его совершение, в отличие от общего порядка, наступает дисциплинарная ответственность <4>. При этом рассматриваемое нами противоправное деяние не является дисциплинарным проступком <5>.
Ситуация: Каковы особенности привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД лица, у которого нет водительского удостоверения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом следует учесть, что некоторых граждан нельзя наказать даже штрафом. К ним относятся сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ; абз. 3 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 20).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом следует учесть, что некоторых граждан нельзя наказать даже штрафом. К ним относятся сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ; абз. 3 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 20).
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- совершение административного правонарушения лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ (военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, и имеющим специальные звания сотрудником СК РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов), за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях; такие лица привлекаются к дисциплинарной ответственности;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- совершение административного правонарушения лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ (военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, и имеющим специальные звания сотрудником СК РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов), за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях; такие лица привлекаются к дисциплинарной ответственности;
Ситуация: Как проводится административный арест за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Административный арест не может применяться к некоторым категориям граждан: беременным женщинам, женщинам или являющимся одинокими родителями мужчинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет и (или) детей-инвалидов, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и др. (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Административный арест не может применяться к некоторым категориям граждан: беременным женщинам, женщинам или являющимся одинокими родителями мужчинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет и (или) детей-инвалидов, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и др. (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статья 2.5 КоАП РФ регулирует административную ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. Согласно ч. 1 данной статьи за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2, имеющие специальные звания сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статья 2.5 КоАП РФ регулирует административную ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. Согласно ч. 1 данной статьи за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2, имеющие специальные звания сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.