Классификация автомобильных дорог
Подборка наиболее важных документов по запросу Классификация автомобильных дорог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 5 "Классификация автомобильных дорог" Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"СТАТЬЯ 5 "КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Классификация автомобильных дорог" Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"СТАТЬЯ 5 "КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о законности монополизации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> (далее - ФЗ об автомобильных дорогах), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичное полномочие, в зависимости от классификации автомобильных дорог, закреплено за органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления (п. 10 ст. 11, п. 6 ст. 13 ФЗ об автомобильных дорогах). Вместе с этим, согласно ст. 15 ФЗ об автомобильных дорогах, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального, регионального (межмуниципального) и местного значения обеспечивается соответственно уполномоченными федеральными, региональными и местными органами власти.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> (далее - ФЗ об автомобильных дорогах), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичное полномочие, в зависимости от классификации автомобильных дорог, закреплено за органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления (п. 10 ст. 11, п. 6 ст. 13 ФЗ об автомобильных дорогах). Вместе с этим, согласно ст. 15 ФЗ об автомобильных дорогах, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального, регионального (межмуниципального) и местного значения обеспечивается соответственно уполномоченными федеральными, региональными и местными органами власти.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно приведенной в ст. 5 классификации автомобильных дорог выделяются автомобильные дороги местного значения (п. 3). В соответствии с ч. 1 ст. 6 автомобильные дороги могут находиться в муниципальной собственности. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта РФ, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6). К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 9 ст. 6). К собственности муниципального района отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта РФ, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (ч. 10 ст. 6). В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона N 257-ФЗ владельцем соответствующих автомобильных дорог является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Частью 3 ст. 15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивают уполномоченные органы местного самоуправления.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно приведенной в ст. 5 классификации автомобильных дорог выделяются автомобильные дороги местного значения (п. 3). В соответствии с ч. 1 ст. 6 автомобильные дороги могут находиться в муниципальной собственности. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта РФ, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6). К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 9 ст. 6). К собственности муниципального района отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта РФ, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (ч. 10 ст. 6). В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона N 257-ФЗ владельцем соответствующих автомобильных дорог является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Частью 3 ст. 15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивают уполномоченные органы местного самоуправления.
Нормативные акты
Статья: Особенности государственного регулирования и правовые аспекты при проектировании многофункциональных зон (МФЗ)
(Коротких Н.Ю., Борисов В.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)На основании этого можно утверждать, что российское законодательство четко регламентирует статус и техническую классификацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, что является основой организации дорожной инфраструктуры в Российской Федерации.
(Коротких Н.Ю., Борисов В.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)На основании этого можно утверждать, что российское законодательство четко регламентирует статус и техническую классификацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, что является основой организации дорожной инфраструктуры в Российской Федерации.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" установлено, что параметрами отнесения дороги к определенному классу или категории являются:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" установлено, что параметрами отнесения дороги к определенному классу или категории являются:
Статья: Вопросы ненадлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в судебной практике
(Емельянцев В.П.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В комментируемом деле рассматривался вопрос о муниципальных (местных) дорогах. В ст. 5 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности предусмотрена классификация автомобильных дорог по форме собственности (дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и частные автомобильные дороги) и способу использования (общего пользования и необщего пользования). Согласно ч. 1 - 4 ст. 5 названного Закона автомобильные дороги местного значения могут быть как общего, так и необщего пользования.
(Емельянцев В.П.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В комментируемом деле рассматривался вопрос о муниципальных (местных) дорогах. В ст. 5 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности предусмотрена классификация автомобильных дорог по форме собственности (дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и частные автомобильные дороги) и способу использования (общего пользования и необщего пользования). Согласно ч. 1 - 4 ст. 5 названного Закона автомобильные дороги местного значения могут быть как общего, так и необщего пользования.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: согласно Приказу Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит в т.ч. поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке. Именно такие работы участник закупки и выполнял в рамках представленного контракта. При этом ПП РФ N 2571 не содержит положений о необходимости наличия опыта выполнения только таких работ, которые сопоставимы с закупаемыми. Аукционная комиссия не уполномочена на расширительное толкование положений ПП РФ N 2571 либо использование избирательного подхода при оценке заявок участников закупки <9>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: согласно Приказу Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит в т.ч. поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке. Именно такие работы участник закупки и выполнял в рамках представленного контракта. При этом ПП РФ N 2571 не содержит положений о необходимости наличия опыта выполнения только таких работ, которые сопоставимы с закупаемыми. Аукционная комиссия не уполномочена на расширительное толкование положений ПП РФ N 2571 либо использование избирательного подхода при оценке заявок участников закупки <9>.
Статья: Правовые основы организации транспортных систем на примере автомобильного транспорта в Российской Федерации
(Гоц Е.В.)
("Транспортное право", 2022, N 4)Разделение (классификация) транспортной системы на уровни (федеральный, региональный, местный) корреспондирует с нормативной классификацией автомобильных дорог. Автомобильные дороги могут классифицироваться по различным признакам. При плановой экономике дороги классифицировались по народно-хозяйственному и административному значению. Начиная с 1991 г., в связи с развитием рыночных отношений и частной собственности, автомобильные дороги стали классифицироваться по принадлежности на дороги общего пользования, находящиеся в государственной собственности, и дороги ведомственной и частной собственности. Такая классификация имела некоторый недостаток, поскольку муниципальные автодороги общего пользования относились к ведомственным дорогам. В 2006 г. эта неточность была исправлена, и муниципальные дороги были выделены в отдельный класс дорог.
(Гоц Е.В.)
("Транспортное право", 2022, N 4)Разделение (классификация) транспортной системы на уровни (федеральный, региональный, местный) корреспондирует с нормативной классификацией автомобильных дорог. Автомобильные дороги могут классифицироваться по различным признакам. При плановой экономике дороги классифицировались по народно-хозяйственному и административному значению. Начиная с 1991 г., в связи с развитием рыночных отношений и частной собственности, автомобильные дороги стали классифицироваться по принадлежности на дороги общего пользования, находящиеся в государственной собственности, и дороги ведомственной и частной собственности. Такая классификация имела некоторый недостаток, поскольку муниципальные автодороги общего пользования относились к ведомственным дорогам. В 2006 г. эта неточность была исправлена, и муниципальные дороги были выделены в отдельный класс дорог.