Кас избирательные права
Подборка наиболее важных документов по запросу Кас избирательные права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 244 "Решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация" КАС РФ"По смыслу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный иск о защите избирательных прав подлежит удовлетворению, а оспариваемые решения избирательной комиссии - признанию незаконными, если суд установит наличие нарушений избирательных прав."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19 "Административные дела, подсудные районному суду" КАС РФ"Административные дела о защите избирательных прав, за исключением предусмотренных статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (статья 19 названного Кодекса)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: некоторые итоги 10-летнего правоприменения
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Согласно данным судебной статистики, за 2024 г. судами общей юрисдикции рассмотрено свыше 4 млн 800 тыс. административных дел по первой инстанции, из которых 8 708 дел об оспаривании нормативных правовых актов (глава 21 КАС РФ), 570 147 дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 22 КАС РФ), 17 068 дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ путем оспаривания НПА и неправомерных действий (бездействия) органов и должностных лиц в сфере избирательного права (глава 24 КАС РФ), итого 595 923 дела, что составляет более 12% от общего числа рассмотренных административных дел <11>.
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Согласно данным судебной статистики, за 2024 г. судами общей юрисдикции рассмотрено свыше 4 млн 800 тыс. административных дел по первой инстанции, из которых 8 708 дел об оспаривании нормативных правовых актов (глава 21 КАС РФ), 570 147 дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 22 КАС РФ), 17 068 дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ путем оспаривания НПА и неправомерных действий (бездействия) органов и должностных лиц в сфере избирательного права (глава 24 КАС РФ), итого 595 923 дела, что составляет более 12% от общего числа рассмотренных административных дел <11>.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 24. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ
(ред. от 31.07.2025)Глава 24. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"о взыскании денежных средств с кандидата, избирательного объединения (часть 3 статьи 18, часть 3 статьи 19, пункт 10 части 6 статьи 33, часть 15 статьи 81 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов Государственной Думы), пункты 1 и 2 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав, статья 19 КАС РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"о взыскании денежных средств с кандидата, избирательного объединения (часть 3 статьи 18, часть 3 статьи 19, пункт 10 части 6 статьи 33, часть 15 статьи 81 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов Государственной Думы), пункты 1 и 2 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав, статья 19 КАС РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Дача заключения по делу возможна не по всем категориям административных дел. Так, например, заключение прокурора и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (в лице ее уполномоченного представителя) предусмотрено в делах о нормоконтроле и защите избирательных прав (гл. 21 и 24 КАС РФ); заключения уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ возможны в делах о признании информационных материалов экстремистскими (гл. 27.2 КАС РФ); заключения уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ возможны в делах, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (гл. 31.2, 31.3 КАС РФ). Допустимо <1>, хотя и дословно в тексте ст. 285.3 КАС РФ не выражено, заключение органа опеки и попечительства по делу о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (гл. 31.1 КАС РФ). Глава 22 КАС РФ не предусматривает возможности дачи заключения по делам об оспаривании действий органов публичной власти и их должностных лиц.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Дача заключения по делу возможна не по всем категориям административных дел. Так, например, заключение прокурора и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (в лице ее уполномоченного представителя) предусмотрено в делах о нормоконтроле и защите избирательных прав (гл. 21 и 24 КАС РФ); заключения уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ возможны в делах о признании информационных материалов экстремистскими (гл. 27.2 КАС РФ); заключения уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ возможны в делах, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (гл. 31.2, 31.3 КАС РФ). Допустимо <1>, хотя и дословно в тексте ст. 285.3 КАС РФ не выражено, заключение органа опеки и попечительства по делу о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (гл. 31.1 КАС РФ). Глава 22 КАС РФ не предусматривает возможности дачи заключения по делам об оспаривании действий органов публичной власти и их должностных лиц.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, не может препятствовать рассмотрению и разрешению административного дела по существу. Суд с учетом конкретных обстоятельств дела может признать явку отдельных лиц обязательной. Представляется, что в данном случае применяются общие правила об извещении, установленные ст. 96 КАС РФ. В частности, лица, участвующие в деле, по общему правилу уведомляются о времени и месте судебного заседания посредством судебного извещения и вызова. Вместе с тем в целях своевременного рассмотрения административных дел по защите избирательных прав и с учетом коротких сроков, предусмотренных КАС РФ, суды вправе извещать участников процесса с их согласия путем отправки СМС-сообщений, направления судебных извещений по электронной почте, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг либо посредством системы электронного документооборота с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В отношении административных истцов - органов публичной власти и иных органов, наделенных государственными и публичными полномочиями, установлено бремя самостоятельного получения информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, не может препятствовать рассмотрению и разрешению административного дела по существу. Суд с учетом конкретных обстоятельств дела может признать явку отдельных лиц обязательной. Представляется, что в данном случае применяются общие правила об извещении, установленные ст. 96 КАС РФ. В частности, лица, участвующие в деле, по общему правилу уведомляются о времени и месте судебного заседания посредством судебного извещения и вызова. Вместе с тем в целях своевременного рассмотрения административных дел по защите избирательных прав и с учетом коротких сроков, предусмотренных КАС РФ, суды вправе извещать участников процесса с их согласия путем отправки СМС-сообщений, направления судебных извещений по электронной почте, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг либо посредством системы электронного документооборота с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В отношении административных истцов - органов публичной власти и иных органов, наделенных государственными и публичными полномочиями, установлено бремя самостоятельного получения информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Статья: Особенности исполнения судебных актов по административным делам, связанным с защитой избирательных прав граждан
(Воронин Д.Ю., Сахаров С.Ф.)
("Российский судья", 2024, N 7)Судебная практика по делам о защите избирательных прав знает примеры, когда аналогия материального закона, применение которой судом предусмотрено ч. 6 ст. 15 КАС РФ, допустима в делах о защите избирательных прав граждан <13>. Участники электоральных правоотношений при обосновании своей позиции также нередко считают возможным ссылаться на аналогию материального закона <14>.
(Воронин Д.Ю., Сахаров С.Ф.)
("Российский судья", 2024, N 7)Судебная практика по делам о защите избирательных прав знает примеры, когда аналогия материального закона, применение которой судом предусмотрено ч. 6 ст. 15 КАС РФ, допустима в делах о защите избирательных прав граждан <13>. Участники электоральных правоотношений при обосновании своей позиции также нередко считают возможным ссылаться на аналогию материального закона <14>.
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, если иное не установлено законодательством (ч. 1 ст. 240 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, если иное не установлено законодательством (ч. 1 ст. 240 КАС РФ).
Статья: Наблюдатель на выборах: правовое положение, порядок участия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 12 ст. 64 Закона об основных гарантиях в случае нарушения законодательства о выборах наблюдатель может быть по решению суда удален из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории). На основании ч. 5 ст. 239 КАС РФ избирательная комиссия вправе обратиться в суд по месту нахождения участковой комиссии с административным исковым заявлением об удалении наблюдателя из помещения для голосования. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о немедленном удалении наблюдателя из помещений для голосования рассматриваются судом апелляционной инстанции не позднее дня, следующего за днем поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции (ч. 6.1 ст. 305 КАС РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 12 ст. 64 Закона об основных гарантиях в случае нарушения законодательства о выборах наблюдатель может быть по решению суда удален из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории). На основании ч. 5 ст. 239 КАС РФ избирательная комиссия вправе обратиться в суд по месту нахождения участковой комиссии с административным исковым заявлением об удалении наблюдателя из помещения для голосования. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о немедленном удалении наблюдателя из помещений для голосования рассматриваются судом апелляционной инстанции не позднее дня, следующего за днем поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции (ч. 6.1 ст. 305 КАС РФ).