Какие акты законодательства о налогах имеют обратную силу
Подборка наиболее важных документов по запросу Какие акты законодательства о налогах имеют обратную силу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" НК РФ"Вопреки доводам кассационной жалобы, судами учтено, что использование земельных участков в предпринимательской деятельности в силу изменений, внесенных решением Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 27.08.2020 N 264/21, имеет значение со следующего налогового периода (с 2021 года), поскольку в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах в той мере, в какой они ухудшают положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" НК РФ"Принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу (пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Обратная сила в налоговом законодательстве
(КонсультантПлюс, 2025)Акты налогового законодательства обязательно имеют обратную силу, если они (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, п. 3 ст. 5 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Акты налогового законодательства обязательно имеют обратную силу, если они (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, п. 3 ст. 5 НК РФ):
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Наличие разъяснения финансового, налогового, иного уполномоченного органа государственной власти согласно ч. 3 ст. 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения и, соответственно, привлечение к налоговой ответственности, за исключением случая, если такие письменные разъяснения или мотивированное мнение налогового органа были основаны на неполной или недостоверной информации, поступившей от налогоплательщика <1>. Пункты 3, 4 ст. 5 НК РФ устанавливают, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу, а акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Таким образом, в ст. 111 НК РФ государство закрепило механизм защиты добросовестного налогоплательщика от непоследовательного поведения налоговых органов <2>, что, по сути, является одним из механизмов по предотвращению ситуаций эстоппель <3> в налоговых правоотношениях, способом защиты законных ожиданий налогоплательщика <4>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Наличие разъяснения финансового, налогового, иного уполномоченного органа государственной власти согласно ч. 3 ст. 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения и, соответственно, привлечение к налоговой ответственности, за исключением случая, если такие письменные разъяснения или мотивированное мнение налогового органа были основаны на неполной или недостоверной информации, поступившей от налогоплательщика <1>. Пункты 3, 4 ст. 5 НК РФ устанавливают, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу, а акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Таким образом, в ст. 111 НК РФ государство закрепило механизм защиты добросовестного налогоплательщика от непоследовательного поведения налоговых органов <2>, что, по сути, является одним из механизмов по предотвращению ситуаций эстоппель <3> в налоговых правоотношениях, способом защиты законных ожиданий налогоплательщика <4>.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации>В силу пункта 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. На основании пункта 1 данной статьи соответствующие изменения вступили в силу с 01.01.2003.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации>В силу пункта 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. На основании пункта 1 данной статьи соответствующие изменения вступили в силу с 01.01.2003.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"5. В соответствии с частью второй статьи 54 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу.
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"5. В соответствии с частью второй статьи 54 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу.
Статья: Обратная сила закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принятие нормативного акта, устанавливающего или отягчающего ответственность. Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ не имеет обратной силы закон, устанавливающий или отягчающий ответственность. Указанные положения конкретизируются в отраслевом законодательстве. В частности, не имеют обратной силы:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принятие нормативного акта, устанавливающего или отягчающего ответственность. Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ не имеет обратной силы закон, устанавливающий или отягчающий ответственность. Указанные положения конкретизируются в отраслевом законодательстве. В частности, не имеют обратной силы:
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 03.05.2023 N 03-03-06/1/40489 <О переносе организацией, применяющей ставку 0% по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, сумм неиспользованного инвестиционного вычета по расходам на ОС>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 12)Минфин напомнил, что согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если они прямо предусматривают это.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 12)Минфин напомнил, что согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если они прямо предусматривают это.
Готовое решение: Как облагается НДФЛ материальная выгода
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, если у налогоплательщика есть подтверждение права на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение жилья за 2024 г., то в указанном году доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование соответствующими заемными средствами не возникает (Письмо Минфина России от 18.09.2024 N 03-04-07/89666 (направлено Письмом ФНС России от 24.09.2024 N БС-4-11/10885@)). Данный вывод Минфин России сделал на основании п. 2 ст. 5 НК РФ, где сказано, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, если у налогоплательщика есть подтверждение права на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение жилья за 2024 г., то в указанном году доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование соответствующими заемными средствами не возникает (Письмо Минфина России от 18.09.2024 N 03-04-07/89666 (направлено Письмом ФНС России от 24.09.2024 N БС-4-11/10885@)). Данный вывод Минфин России сделал на основании п. 2 ст. 5 НК РФ, где сказано, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.