Как провести закупку строительных работ
Подборка наиболее важных документов по запросу Как провести закупку строительных работ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.
(ред. от 31.07.2025)1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что в соответствии с частью 63.1 статьи 112 Закона о контрактной системе Заказчик вправе в том числе проводить закупку на выполнение работ капитального строительства и поставку необходимого оборудования, установленного проектной документацией объекта капитального строительства.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что в соответствии с частью 63.1 статьи 112 Закона о контрактной системе Заказчик вправе в том числе проводить закупку на выполнение работ капитального строительства и поставку необходимого оборудования, установленного проектной документацией объекта капитального строительства.
Вопрос: О дополнительных требованиях к участникам закупки работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, а также по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 25.10.2024 N 24-06-09/104111)Вопрос: О дополнительных требованиях к участникам закупки работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, а также по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 25.10.2024 N 24-06-09/104111)Вопрос: О дополнительных требованиях к участникам закупки работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, а также по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Размещение проектной документации не в полном объеме при проведении закупки по строительству и реконструкции объекта капитального строительства нарушает положения Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Размещение проектной документации не в полном объеме при проведении закупки по строительству и реконструкции объекта капитального строительства нарушает положения Закона о контрактной системе.
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы проводите закупку на выполнение строительных работ из п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, когда описание объекта закупки включает проектную документацию, или типовую проектную документацию, или смету на капремонт объекта капстроительства, переносить в контракт информацию о качественных, функциональных, экологических характеристиках объекта закупки не нужно (пп. "а" п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 43, пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы проводите закупку на выполнение строительных работ из п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, когда описание объекта закупки включает проектную документацию, или типовую проектную документацию, или смету на капремонт объекта капстроительства, переносить в контракт информацию о качественных, функциональных, экологических характеристиках объекта закупки не нужно (пп. "а" п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 43, пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке работ по строительству объекта "под ключ" по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каких случаях можно проводить закупку работ по строительству объекта "под ключ"
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каких случаях можно проводить закупку работ по строительству объекта "под ключ"
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Подобные требования следует считать вполне разумными, поскольку они появились из правоприменительной практики и защищают права заказчика на результаты выполненных работ. В противном случае лицо, обладающее исключительными правами на результаты проектных работ, могло бы воспрепятствовать дальнейшему надлежащему проведению заказчиком конкурентных закупок на строительство с использованием готовой и оплаченной им проектной документации.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Подобные требования следует считать вполне разумными, поскольку они появились из правоприменительной практики и защищают права заказчика на результаты выполненных работ. В противном случае лицо, обладающее исключительными правами на результаты проектных работ, могло бы воспрепятствовать дальнейшему надлежащему проведению заказчиком конкурентных закупок на строительство с использованием готовой и оплаченной им проектной документации.
Вопрос: Вправе ли заказчик провести закупку строительных работ "под ключ" в соответствии с ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, если предмет контракта включает в себя только часть работ, поименованных в вышеуказанной норме?
("Вестник Института госзакупок", 2020, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2020, N 12
("Вестник Института госзакупок", 2020, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2020, N 12
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Размещение проектной документации не в полном объеме при проведении закупки по строительству и реконструкции объекта капитального строительства нарушает положения Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Размещение проектной документации не в полном объеме при проведении закупки по строительству и реконструкции объекта капитального строительства нарушает положения Закона о контрактной системе.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (июнь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. При проведении закупки работ по строительству объекта капитального строительства необходимо устанавливать требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Неустановление указанных требований влечет привлечение к административной ответственности должностного лица заказчика.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. При проведении закупки работ по строительству объекта капитального строительства необходимо устанавливать требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Неустановление указанных требований влечет привлечение к административной ответственности должностного лица заказчика.