Как прекратить самозанятость
Подборка наиболее важных документов по запросу Как прекратить самозанятость (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 420 "Объект обложения страховыми взносами" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, после одновременного прекращения трудовых отношений с обществом физические лица были зарегистрированы в качестве самозанятых. Впоследствии данные лица стали оказывать услуги ИП, которые выступали сторонами сделок с обществом, притом что ИП были единственными клиентами самозанятых. Физические лица использовали материалы и инвентарь, расположенные на той же территории, что и при выполнении работы по трудовым договорам с обществом.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, после одновременного прекращения трудовых отношений с обществом физические лица были зарегистрированы в качестве самозанятых. Впоследствии данные лица стали оказывать услуги ИП, которые выступали сторонами сделок с обществом, притом что ИП были единственными клиентами самозанятых. Физические лица использовали материалы и инвентарь, расположенные на той же территории, что и при выполнении работы по трудовым договорам с обществом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Небезопасные самозанятые. Нужно ли прекратить работать с плательщиками НПД?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)"Практическая бухгалтерия", 2024, N 7
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)"Практическая бухгалтерия", 2024, N 7
Статья: Как доначисляется НДФЛ налоговому агенту, если его отношения с самозанятыми признаны трудовыми
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 5)Предприниматель привлекал для работы самозанятых, заключая с ними договоры возмездного оказания услуг. При проведении проверки налоговики выяснили, что самозанятые ранее работали по трудовым договорам во взаимозависимой предпринимателю компании. Они были оттуда уволены и зарегистрировались в качестве плательщиков НПД непосредственно перед заключением договоров с предпринимателем. При переходе трудовые функции работников не изменились, после окончания отношений с предпринимателем самозанятые прекратили регистрацию в качестве плательщиков НПД. Учитывая эти факты, налоговики пришли к выводу, что отношения самозанятых с предпринимателем имели признаки трудовых отношений, а единственной целью предпринимателя при заключении гражданско-правовых договоров являлось уклонение от уплаты страховых взносов и НДФЛ.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 5)Предприниматель привлекал для работы самозанятых, заключая с ними договоры возмездного оказания услуг. При проведении проверки налоговики выяснили, что самозанятые ранее работали по трудовым договорам во взаимозависимой предпринимателю компании. Они были оттуда уволены и зарегистрировались в качестве плательщиков НПД непосредственно перед заключением договоров с предпринимателем. При переходе трудовые функции работников не изменились, после окончания отношений с предпринимателем самозанятые прекратили регистрацию в качестве плательщиков НПД. Учитывая эти факты, налоговики пришли к выводу, что отношения самозанятых с предпринимателем имели признаки трудовых отношений, а единственной целью предпринимателя при заключении гражданско-правовых договоров являлось уклонение от уплаты страховых взносов и НДФЛ.
Статья: Неопределенность правового статуса самозанятых. Обзор судебной практики
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2022, N 12)Исключением из правила являются споры, отнесенные ч. 6 ст. 27 АПК РФ к компетенции арбитражных судов независимо от их субъектного состава. Однако из всего приведенного перечня к самозанятым гражданам, на наш взгляд, отношение могут иметь лишь дела о несостоятельности и о защите деловой репутации (если не подвергать сомнению предпринимательский характер их деятельности). По мнению Е.В. Гаврилова, при широком понимании деловой репутации как некоего мнения, образа, складывающегося относительно существования и деятельности того или иного субъекта права на основании оценки его деловых (профессиональных) качеств, ее носителями вполне могут быть и самозанятые граждане <13>. На практике такие споры еще не встречаются, хотя можно увидеть некоторые предпосылки для их возникновения в будущем. Так, Первый кассационный суд общей юрисдикции признал факт нарушения личных неимущественных прав истца, который являлся самозанятым и на территории своего домовладения осуществлял деятельность по оказанию услуг шиномонтажа <14>. Гражданин - собственник соседнего участка установил видеонаблюдение, начал осуществлять видеофиксацию событий, происходящих на территории истца, и размещать видеоролики в социальных сетях, что, по мнению истца, привело к прекращению его предпринимательской деятельности. Взыскать убытки от ее прекращения самозанятому не удалось, однако ему как гражданину была присуждена компенсация морального вреда. Можно предположить, что если бы размещение роликов в сети Интернет сопровождалось нелестной оценкой профессиональных качеств самозанятого и его навыков в рамках оказания им услуг по шиномонтажу, то речь гипотетически могла бы идти и о защите его деловой репутации.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2022, N 12)Исключением из правила являются споры, отнесенные ч. 6 ст. 27 АПК РФ к компетенции арбитражных судов независимо от их субъектного состава. Однако из всего приведенного перечня к самозанятым гражданам, на наш взгляд, отношение могут иметь лишь дела о несостоятельности и о защите деловой репутации (если не подвергать сомнению предпринимательский характер их деятельности). По мнению Е.В. Гаврилова, при широком понимании деловой репутации как некоего мнения, образа, складывающегося относительно существования и деятельности того или иного субъекта права на основании оценки его деловых (профессиональных) качеств, ее носителями вполне могут быть и самозанятые граждане <13>. На практике такие споры еще не встречаются, хотя можно увидеть некоторые предпосылки для их возникновения в будущем. Так, Первый кассационный суд общей юрисдикции признал факт нарушения личных неимущественных прав истца, который являлся самозанятым и на территории своего домовладения осуществлял деятельность по оказанию услуг шиномонтажа <14>. Гражданин - собственник соседнего участка установил видеонаблюдение, начал осуществлять видеофиксацию событий, происходящих на территории истца, и размещать видеоролики в социальных сетях, что, по мнению истца, привело к прекращению его предпринимательской деятельности. Взыскать убытки от ее прекращения самозанятому не удалось, однако ему как гражданину была присуждена компенсация морального вреда. Можно предположить, что если бы размещение роликов в сети Интернет сопровождалось нелестной оценкой профессиональных качеств самозанятого и его навыков в рамках оказания им услуг по шиномонтажу, то речь гипотетически могла бы идти и о защите его деловой репутации.
Статья: Доминанты, определенные международными организациями, и Европейская социальная хартия как ориентиры гибкой социальной политики государств в условиях коронакризиса
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Исходя из представленных на рисунке 1 данных, можно отметить в первой фазе коронакризиса акцент на меры поддержки доходов населения, лишившегося дохода в связи с увольнением, сокращением рабочего времени или прекращением экономической деятельности (при самозанятости). На пике распространения вируса главный фокус поддержки смещается с доходов населения на трудоустройство и сохранение рабочих мест, что определило актуальность обращения к активной политике занятости. В рамках этой фазы МОТ предлагает уделить повышенное внимание эффективности взаимодействия работников и работодателей, особенно с участием государственных служб занятости, а также развитию человеческого потенциала (прежде всего за счет обучения и переквалификации). По мере смягчения ограничений имеет место усиление мер активной политики занятости, в частности в отношении существовавших ранее программ и целей, что в совокупности с политикой финансового стимулирования предопределяет дальнейшее восстановление экономики.
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Исходя из представленных на рисунке 1 данных, можно отметить в первой фазе коронакризиса акцент на меры поддержки доходов населения, лишившегося дохода в связи с увольнением, сокращением рабочего времени или прекращением экономической деятельности (при самозанятости). На пике распространения вируса главный фокус поддержки смещается с доходов населения на трудоустройство и сохранение рабочих мест, что определило актуальность обращения к активной политике занятости. В рамках этой фазы МОТ предлагает уделить повышенное внимание эффективности взаимодействия работников и работодателей, особенно с участием государственных служб занятости, а также развитию человеческого потенциала (прежде всего за счет обучения и переквалификации). По мере смягчения ограничений имеет место усиление мер активной политики занятости, в частности в отношении существовавших ранее программ и целей, что в совокупности с политикой финансового стимулирования предопределяет дальнейшее восстановление экономики.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Судебная практика опережает в своем развитии законодательный процесс. Она более подвижна и поэтому оперативнее учитывает изменяющуюся правовую действительность, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие законодательства о занятости. Решения судов, обеспечивающие равенство прав безработных граждан, ранее состоявших в трудовых (служебных) отношениях, и граждан, прекративших индивидуальную трудовую деятельность, дают основание полагать, что в дальнейшем в Федеральном законе N 565-ФЗ появятся нормы, предусматривающие применение единого подхода к определению размера пособия по безработице указанным категориям граждан и установлению безработным гражданам, прекратившим индивидуальную деятельность или самозанятость и не имеющим задолженности по установленным им налоговым платежам, пособия по безработице не в минимальном размере, как это имеет место в Федеральном законе N 565-ФЗ (п. 3 ст. 45), а исходя из средней величины налоговых отчислений, произведенных за предшествующий периоду безработицы налоговый период.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Судебная практика опережает в своем развитии законодательный процесс. Она более подвижна и поэтому оперативнее учитывает изменяющуюся правовую действительность, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие законодательства о занятости. Решения судов, обеспечивающие равенство прав безработных граждан, ранее состоявших в трудовых (служебных) отношениях, и граждан, прекративших индивидуальную трудовую деятельность, дают основание полагать, что в дальнейшем в Федеральном законе N 565-ФЗ появятся нормы, предусматривающие применение единого подхода к определению размера пособия по безработице указанным категориям граждан и установлению безработным гражданам, прекратившим индивидуальную деятельность или самозанятость и не имеющим задолженности по установленным им налоговым платежам, пособия по безработице не в минимальном размере, как это имеет место в Федеральном законе N 565-ФЗ (п. 3 ст. 45), а исходя из средней величины налоговых отчислений, произведенных за предшествующий периоду безработицы налоговый период.