Как поставить на учет бесхозяйный объект
Подборка наиболее важных документов по запросу Как поставить на учет бесхозяйный объект (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Договор теплоснабжения" Федерального закона "О теплоснабжении""Таким образом, ряд предусмотренных в статье 15 закона мероприятий для надлежащего принятия на учет бесхозяйной сети уже фактически проведен, имело место обследование объекта, выявлено, что его ввод в эксплуатацию имел место, объект эксплуатируется и включен в схему теплоснабжения города, поставлен на учет в качестве бесхозяйного объекта, право органа местного самоуправления на бесхозяйный объект уже зарегистрировано.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 6 "Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Из содержания указанных норм следует, что при выявлении на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа бесхозяйных сетей, а равно сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, орган местного самоуправления обязан принять меры по постановке данных сетей на учет в качестве бесхозяйного объекта водоотведения, при этом становится участником правоотношений по водоотведению и несет обязанность по определению гарантирующего поставщика в сфере водоснабжения и водоотведения, обслуживающей соответствующие бесхозяйные сети."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как признать право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество
Статья: Расходы на содержание сетей теплоснабжения органами местного самоуправления: нерешенные вопросы
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Если участок сети является бесхозяйным имуществом (ст. 225 ГК РФ), то ч. 6 ст. 15 Закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") определяет последствия выявления бесхозяйных тепловых сетей, в том числе постановку на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечение кадастровых работ в отношении такого объекта. Впоследствии осуществляется регистрация права собственности за органом местного самоуправления. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган публичной власти организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Если участок сети является бесхозяйным имуществом (ст. 225 ГК РФ), то ч. 6 ст. 15 Закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") определяет последствия выявления бесхозяйных тепловых сетей, в том числе постановку на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечение кадастровых работ в отношении такого объекта. Впоследствии осуществляется регистрация права собственности за органом местного самоуправления. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган публичной власти организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказ Росреестра от 15.03.2023 N П/0086
"Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2023 N 74831)Зарегистрировано в Минюсте России 17 августа 2023 г. N 74831
"Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2023 N 74831)Зарегистрировано в Минюсте России 17 августа 2023 г. N 74831
Статья: Приобретение права собственности на бесхозяйные линейные объекты в упрощенном порядке
(Мурзин Д.В.)
("Закон", 2023, N 12)Нельзя не признать, что общественные интересы оправдывают скорейшее установление права собственности эксплуатантов на бесхозяйные объекты, вынужденно используемые ими в своей деятельности. Но сокращение сроков между постановкой бесхозяйных линейных объектов на учет и обращением в суд за признанием права собственности до трех месяцев превращает процедуру в пустую формальность.
(Мурзин Д.В.)
("Закон", 2023, N 12)Нельзя не признать, что общественные интересы оправдывают скорейшее установление права собственности эксплуатантов на бесхозяйные объекты, вынужденно используемые ими в своей деятельности. Но сокращение сроков между постановкой бесхозяйных линейных объектов на учет и обращением в суд за признанием права собственности до трех месяцев превращает процедуру в пустую формальность.
Статья: Приобретение муниципалитетами и эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные линейные объекты
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Для предъявления иска о признании права собственности на бесхозяйный линейный объект требуется, чтобы объект притязаний был поставлен на учет в качестве бесхозяйного. До вступления в силу Закона N 430-ФЗ в теории обсуждался вопрос о том, является постановка на учет бесхозяйных линейных объектов правом или обязанностью для муниципальных образований. В пользу того, что постановка на учет является правом органов муниципальной власти, приводится следующий аргумент. Муниципальные образования в соответствии со статьей 124 ГК РФ являются такими же участниками гражданских правоотношений, как юридические и физические лица. Следовательно, возложение на эту категорию участников гражданского оборота каких-либо дополнительных обязанностей должно быть установлено федеральным законом, а сама обязанность должна быть явно и недвусмысленно сформулирована. В положениях абзаца 2 пункта 3 статьи 225 ГК РФ явно не выражена обязанность подачи заявления о постановке на учет линейного объекта в качестве бесхозяйного, а значит, эти положения не должны трактоваться как обязывающие органы местного самоуправления подавать заявления о постановке бесхозяйных линейных объектов на учет. Кроме того, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2008 года N 1128/08 отказал в передаче дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда, указав, что нижестоящие суды пришли к правильному выводу о том, что положения пункта 3 статьи 225 ГК РФ "не содержат обязательного предписания для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет и об обращении с иском о признании права муниципальной собственности на это имущество". В судебной практике после вступления в силу Закона N 430-ФЗ также встречается позиция судов о том, что постановка на учет бесхозяйного линейного объекта является реализацией предоставленного муниципальному органу права (см. [5]).
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Для предъявления иска о признании права собственности на бесхозяйный линейный объект требуется, чтобы объект притязаний был поставлен на учет в качестве бесхозяйного. До вступления в силу Закона N 430-ФЗ в теории обсуждался вопрос о том, является постановка на учет бесхозяйных линейных объектов правом или обязанностью для муниципальных образований. В пользу того, что постановка на учет является правом органов муниципальной власти, приводится следующий аргумент. Муниципальные образования в соответствии со статьей 124 ГК РФ являются такими же участниками гражданских правоотношений, как юридические и физические лица. Следовательно, возложение на эту категорию участников гражданского оборота каких-либо дополнительных обязанностей должно быть установлено федеральным законом, а сама обязанность должна быть явно и недвусмысленно сформулирована. В положениях абзаца 2 пункта 3 статьи 225 ГК РФ явно не выражена обязанность подачи заявления о постановке на учет линейного объекта в качестве бесхозяйного, а значит, эти положения не должны трактоваться как обязывающие органы местного самоуправления подавать заявления о постановке бесхозяйных линейных объектов на учет. Кроме того, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2008 года N 1128/08 отказал в передаче дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда, указав, что нижестоящие суды пришли к правильному выводу о том, что положения пункта 3 статьи 225 ГК РФ "не содержат обязательного предписания для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет и об обращении с иском о признании права муниципальной собственности на это имущество". В судебной практике после вступления в силу Закона N 430-ФЗ также встречается позиция судов о том, что постановка на учет бесхозяйного линейного объекта является реализацией предоставленного муниципальному органу права (см. [5]).