Как отразить плату за негативное воздействие на окружающую среду
Подборка наиболее важных документов по запросу Как отразить плату за негативное воздействие на окружающую среду (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16.3 "Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца неправомерной, ответчиком была представлена декларация с отражением расчетов суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и за размещение отходов производства и потребления. Также были представлены отчеты ПЭК. В ходе проведения контроля за правильностью исчисления платы за НВОС истцом были выявлены несоответствия сведений в представленных документах, однако ответчик корректировку декларации не произвел. Вследствие этого истец рассчитал плату за НВОС с повышающим коэффициентом.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца неправомерной, ответчиком была представлена декларация с отражением расчетов суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и за размещение отходов производства и потребления. Также были представлены отчеты ПЭК. В ходе проведения контроля за правильностью исчисления платы за НВОС истцом были выявлены несоответствия сведений в представленных документах, однако ответчик корректировку декларации не произвел. Вследствие этого истец рассчитал плату за НВОС с повышающим коэффициентом.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16.4 "Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды""Исходя из пункта 1 статьи 16.3, пункта 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункта 8 Правил N 255 ПНВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин и подлежит отражению в представляемой в уполномоченный орган по итогам отчетного периода декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как с 1 апреля 2026 г. заполнить платежное поручение на перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие реквизиты отразить в платежном поручении на перечисление платы за НВОС
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие реквизиты отразить в платежном поручении на перечисление платы за НВОС
Статья: Институт возмещения вреда как обеспечительный экономико-правовой механизм реализации требований экологической безопасности
(Гаевская Е.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)Отметим, необходимость реформирования данной сферы обусловлена не только прямым указанием Президента России В.В. Путина о "зеленом" окрашивании так называемых экологических платежей <28>, но и статистическими данными, наглядно отражающими достаточно печальную ситуацию растворения экологических платежей в консолидированных бюджетах субъектов РФ. В частности, за период с 2018 по 2020 г. в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило более 38,9 млрд руб. от платы за негативное воздействие на окружающую среду. За данный период в субъектах РФ были реализованы природоохранные мероприятия на общую сумму 721 млн руб., что составило менее 2% от поступившей в бюджет суммы <29>. В итоге экологическое окрашивание аккумулирующихся в бюджете денежных средств, по своей сути, представляет собой образование экологического фонда РФ, однако отметим, что в законе данного определения он так и не получил.
(Гаевская Е.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)Отметим, необходимость реформирования данной сферы обусловлена не только прямым указанием Президента России В.В. Путина о "зеленом" окрашивании так называемых экологических платежей <28>, но и статистическими данными, наглядно отражающими достаточно печальную ситуацию растворения экологических платежей в консолидированных бюджетах субъектов РФ. В частности, за период с 2018 по 2020 г. в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило более 38,9 млрд руб. от платы за негативное воздействие на окружающую среду. За данный период в субъектах РФ были реализованы природоохранные мероприятия на общую сумму 721 млн руб., что составило менее 2% от поступившей в бюджет суммы <29>. В итоге экологическое окрашивание аккумулирующихся в бюджете денежных средств, по своей сути, представляет собой образование экологического фонда РФ, однако отметим, что в законе данного определения он так и не получил.
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Информацию о платежной базе отразите в декларации о плате за НВОС, которую нужно подать по итогам отчетного года (п. 5 ст. 16.2, п. 2 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, п. 13 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)Информацию о платежной базе отразите в декларации о плате за НВОС, которую нужно подать по итогам отчетного года (п. 5 ст. 16.2, п. 2 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, п. 13 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Готовое решение: Как заполнить платежное поручение на перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)В поле 104 отразите КБК для платы за НВОС (20 цифр).
(КонсультантПлюс, 2025)В поле 104 отразите КБК для платы за НВОС (20 цифр).
Готовое решение: Как учесть обязательные платежи в бюджет при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Как плату за негативное воздействие на окружающую среду отразить в декларации по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Как плату за негативное воздействие на окружающую среду отразить в декларации по налогу на прибыль
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду до 31 августа 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Информацию о платежной базе отразите в декларации о плате за НВОС, которую нужно подать по итогам отчетного года (п. 11 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2023)Информацию о платежной базе отразите в декларации о плате за НВОС, которую нужно подать по итогам отчетного года (п. 11 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Статья: О трансформации платы за негативное воздействие на окружающую среду в экологический налог
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)5) возможность манипуляции платежной базой: база для ПНВОС определяется лицами, обязанными вносить плату, а не государственным контролирующим (регулирующим) органом. Но даже законопослушный налогоплательщик не в состоянии достоверно отразить все виды загрязняющих веществ в платежной базе. Причина кроется в источнике информации. К примеру, по выбросам данные о платежной базе формируются на основании отчета о результатах ПЭК. Согласно Закону N 7-ФЗ отчет о ПЭК - это платежная база, но так как этот документ ориентирован на контроль соблюдения нормативов, он не в полном объеме дает информацию о выбросах ЗВ от объекта. Для того чтобы определить платежную базу и рассчитать ПНВОС, плательщику необходимо обращаться к нескольким документам и проводить ежегодные сложные перерасчеты фактических выбросов, которые при этом не являются достаточно достоверными. Согласно статьям 31.1 и 22 Закона N 7-ФЗ объем фактических выбросов определяется по данным ПЭК, маркерные вещества и нормативы сверяются с комплексным экологическим разрешением (далее - КЭР) на выброс (сброс) ЗВ и нормативами допустимых выбросов и сбросов, а вещества 3 - 4-го классов опасности и вещества, для которых класс опасности не определен, определяются по данным отчета об инвентаризации источников выбросов (сбросов) ЗВ.
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)5) возможность манипуляции платежной базой: база для ПНВОС определяется лицами, обязанными вносить плату, а не государственным контролирующим (регулирующим) органом. Но даже законопослушный налогоплательщик не в состоянии достоверно отразить все виды загрязняющих веществ в платежной базе. Причина кроется в источнике информации. К примеру, по выбросам данные о платежной базе формируются на основании отчета о результатах ПЭК. Согласно Закону N 7-ФЗ отчет о ПЭК - это платежная база, но так как этот документ ориентирован на контроль соблюдения нормативов, он не в полном объеме дает информацию о выбросах ЗВ от объекта. Для того чтобы определить платежную базу и рассчитать ПНВОС, плательщику необходимо обращаться к нескольким документам и проводить ежегодные сложные перерасчеты фактических выбросов, которые при этом не являются достаточно достоверными. Согласно статьям 31.1 и 22 Закона N 7-ФЗ объем фактических выбросов определяется по данным ПЭК, маркерные вещества и нормативы сверяются с комплексным экологическим разрешением (далее - КЭР) на выброс (сброс) ЗВ и нормативами допустимых выбросов и сбросов, а вещества 3 - 4-го классов опасности и вещества, для которых класс опасности не определен, определяются по данным отчета об инвентаризации источников выбросов (сбросов) ЗВ.
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)В строке 060 отразите сумму платы за выбросы загрязняющих веществ от сжигания на факельных установках (рассеивания ПНГ) без учета корректировки ее размера. Рассчитайте ее по формуле:
(КонсультантПлюс, 2025)В строке 060 отразите сумму платы за выбросы загрязняющих веществ от сжигания на факельных установках (рассеивания ПНГ) без учета корректировки ее размера. Рассчитайте ее по формуле:
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)наименование (номер) источника и код по ОКТМО территориального образования, в котором он расположен. В декларации о плате за НВОС отразите эту информацию в таблице разд. 1;
(КонсультантПлюс, 2025)наименование (номер) источника и код по ОКТМО территориального образования, в котором он расположен. В декларации о плате за НВОС отразите эту информацию в таблице разд. 1;
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)По результатам проверки представленной обществом декларации о плате за НВОС за 2019 год Росприроднадзор установил и в акте проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 01.02.2021 отразил неправомерное неисчисление обществом платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды объектом III категории в отсутствие отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)По результатам проверки представленной обществом декларации о плате за НВОС за 2019 год Росприроднадзор установил и в акте проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 01.02.2021 отразил неправомерное неисчисление обществом платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды объектом III категории в отсутствие отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.