Как определить грузоподъемность транспортного средства
Подборка наиболее важных документов по запросу Как определить грузоподъемность транспортного средства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Доначисляя налоги по общей системе налогообложения, налоговый орган пришел к выводу, что предприниматель оказывал не предусмотренные подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ услуги по перевозке грузов, облагаемые ЕНВД, а выполнял комплекс транспортных услуг, работ для заказчика. Налоговый орган указал, что в договорах отсутствовали существенные условия договора перевозки: не указаны наименование и количество перевозимого груза, пункт отправления и назначения, сроки доставки груза, отсутствует обязанность перевозчика обеспечить транспортировку и сохранность груза. Суд признал правомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения. Суд указал, что налогоплательщик не осуществлял доставку груза в пункт назначения и не выдавал его уполномоченному на его получение лицу (получателю), обязанности доставить груз в пункт назначения в определенные сроки не имел, фактически предоставил заказчику транспортные средства с определенной грузоподъемностью с экипажем и спецтехнику в пользование за плату на определенный срок для осуществления деятельности, являющейся составной частью непрерывного технологического процесса заказчика по добыче золота. Основная обязанность предпринимателя состояла в перемещении песка в пределах участка недр, при этом сохранность перевозимого не имела существенного значения для заказчика, объем загруженного в автомобиль и перевезенного песка с точностью не определялся и при приемке не проверялся. В данном случае перевозка песка - это не услуга грузоперевозки конкретного груза, а необходимая часть (этап) технологического процесса по добыче золота заказчиком. Оказание в рамках одного договора комплекса связанных между собой услуг (транспортных и услуг по погрузке-разгрузке, стоимость которых включена в стоимость услуг по перевозке груза), в отношении которых предусмотрены различные системы налогообложения, влечет невозможность применения ЕНВД к доходам, полученным по таким договорам.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Доначисляя налоги по общей системе налогообложения, налоговый орган пришел к выводу, что предприниматель оказывал не предусмотренные подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ услуги по перевозке грузов, облагаемые ЕНВД, а выполнял комплекс транспортных услуг, работ для заказчика. Налоговый орган указал, что в договорах отсутствовали существенные условия договора перевозки: не указаны наименование и количество перевозимого груза, пункт отправления и назначения, сроки доставки груза, отсутствует обязанность перевозчика обеспечить транспортировку и сохранность груза. Суд признал правомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения. Суд указал, что налогоплательщик не осуществлял доставку груза в пункт назначения и не выдавал его уполномоченному на его получение лицу (получателю), обязанности доставить груз в пункт назначения в определенные сроки не имел, фактически предоставил заказчику транспортные средства с определенной грузоподъемностью с экипажем и спецтехнику в пользование за плату на определенный срок для осуществления деятельности, являющейся составной частью непрерывного технологического процесса заказчика по добыче золота. Основная обязанность предпринимателя состояла в перемещении песка в пределах участка недр, при этом сохранность перевозимого не имела существенного значения для заказчика, объем загруженного в автомобиль и перевезенного песка с точностью не определялся и при приемке не проверялся. В данном случае перевозка песка - это не услуга грузоперевозки конкретного груза, а необходимая часть (этап) технологического процесса по добыче золота заказчиком. Оказание в рамках одного договора комплекса связанных между собой услуг (транспортных и услуг по погрузке-разгрузке, стоимость которых включена в стоимость услуг по перевозке груза), в отношении которых предусмотрены различные системы налогообложения, влечет невозможность применения ЕНВД к доходам, полученным по таким договорам.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24.1 "Утилизационный сбор" Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Удовлетворяя требования истца, суд исходил из необоснованности исчисления размера утилизационного сбора с применением показателя полной массы ТС, включающего грузоподъемность. Суд учел, что законодательство не содержит понятие "полная масса транспортного средства", применение ответчиком иных определений массы ТС по аналогии является неправомерным. Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам ТС.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Удовлетворяя требования истца, суд исходил из необоснованности исчисления размера утилизационного сбора с применением показателя полной массы ТС, включающего грузоподъемность. Суд учел, что законодательство не содержит понятие "полная масса транспортного средства", применение ответчиком иных определений массы ТС по аналогии является неправомерным. Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам ТС.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Не зная информации об одном элементе системы, эксперт-транспортник не сможет познать другой объект. Например, без данных о метеорологических условиях (элемент "транспортные и природно-климатические условия эксплуатации транспортного средства") и информации о переговорах пилота с диспетчером управления воздушным движением (элемент "лица, участвующие в обеспечении движения и эксплуатации транспорта") не будет решен вопрос о влиянии на процесс полета воздушного судна (элемент "транспортное средство") и наличия технической возможности у пилота предотвратить его падение ("лицо, управляющее транспортным средством"). Каждый из всех вышеназванных элементов обладает определенными свойствами (техническими и эксплуатационными: скорость, масса, грузоподъемность, вместимость транспортного средства и др.; технологическими, связанными с процессом изготовления и строением объектов транспорта; психофизиологическими, связанными с реакцией водителя на возникшую ситуацию в процессе движения, и др.). А.И. Усов в одной из своих публикаций (применительно к компьютерно-техническим и комплексным психолого-лингвистическим экспертизам) справедливо пишет о том, что "сложные объекты судебной экспертизы необходимо рассматривать как систему. Все элементы данной системы взаимосвязаны, упорядочены, организованы и в совокупности обладают свойствами, не присущими ни одной из составляющей его частей. Использование системного подхода в производстве судебных экспертиз позволит избежать ошибок, ведущих к недостоверным выводам" <1>. Данный тезис полностью применим к рассматриваемым нами судебным транспортным экспертизам.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Не зная информации об одном элементе системы, эксперт-транспортник не сможет познать другой объект. Например, без данных о метеорологических условиях (элемент "транспортные и природно-климатические условия эксплуатации транспортного средства") и информации о переговорах пилота с диспетчером управления воздушным движением (элемент "лица, участвующие в обеспечении движения и эксплуатации транспорта") не будет решен вопрос о влиянии на процесс полета воздушного судна (элемент "транспортное средство") и наличия технической возможности у пилота предотвратить его падение ("лицо, управляющее транспортным средством"). Каждый из всех вышеназванных элементов обладает определенными свойствами (техническими и эксплуатационными: скорость, масса, грузоподъемность, вместимость транспортного средства и др.; технологическими, связанными с процессом изготовления и строением объектов транспорта; психофизиологическими, связанными с реакцией водителя на возникшую ситуацию в процессе движения, и др.). А.И. Усов в одной из своих публикаций (применительно к компьютерно-техническим и комплексным психолого-лингвистическим экспертизам) справедливо пишет о том, что "сложные объекты судебной экспертизы необходимо рассматривать как систему. Все элементы данной системы взаимосвязаны, упорядочены, организованы и в совокупности обладают свойствами, не присущими ни одной из составляющей его частей. Использование системного подхода в производстве судебных экспертиз позволит избежать ошибок, ведущих к недостоверным выводам" <1>. Данный тезис полностью применим к рассматриваемым нами судебным транспортным экспертизам.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Удовлетворяя требования истца, суд исходил из необоснованности исчисления размера утилизационного сбора с применением показателя полной массы ТС, включающего грузоподъемность. Суд учел, что законодательство не содержит понятие "полная масса транспортного средства", применение ответчиком иных определений массы ТС по аналогии является неправомерным. Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам ТС (Постановление АС МО от 15.10.2024 N Ф05-23390/2024 по делу N А40-246914/2023).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Удовлетворяя требования истца, суд исходил из необоснованности исчисления размера утилизационного сбора с применением показателя полной массы ТС, включающего грузоподъемность. Суд учел, что законодательство не содержит понятие "полная масса транспортного средства", применение ответчиком иных определений массы ТС по аналогии является неправомерным. Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам ТС (Постановление АС МО от 15.10.2024 N Ф05-23390/2024 по делу N А40-246914/2023).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 23
"О применении судами правил о залоге вещей"21. В договоре залога, залогодателем по которому является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, предмет залога может быть определен любым способом, позволяющим его идентифицировать на момент обращения взыскания, в том числе путем указания на залог всего имущества залогодателя или определенной части его имущества либо на залог имущества определенного рода или вида (абзац второй пункта 2 статьи 339 ГК РФ). Например, предмет залога может быть согласован посредством включения в договор условия о передаче в залог всех транспортных средств определенной грузоподъемности, принадлежащих залогодателю. В этом случае перечень конкретных транспортных средств, находящихся в залоге, устанавливается на момент обращения взыскания. При этом до начала процедуры обращения взыскания правомочия залогодателя по пользованию и распоряжению вещами, подпадающими под такое описание предмета залога, определяются в соответствии с правилами, предусмотренными для залога товаров в обороте (статья 357 ГК РФ).
"О применении судами правил о залоге вещей"21. В договоре залога, залогодателем по которому является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, предмет залога может быть определен любым способом, позволяющим его идентифицировать на момент обращения взыскания, в том числе путем указания на залог всего имущества залогодателя или определенной части его имущества либо на залог имущества определенного рода или вида (абзац второй пункта 2 статьи 339 ГК РФ). Например, предмет залога может быть согласован посредством включения в договор условия о передаче в залог всех транспортных средств определенной грузоподъемности, принадлежащих залогодателю. В этом случае перечень конкретных транспортных средств, находящихся в залоге, устанавливается на момент обращения взыскания. При этом до начала процедуры обращения взыскания правомочия залогодателя по пользованию и распоряжению вещами, подпадающими под такое описание предмета залога, определяются в соответствии с правилами, предусмотренными для залога товаров в обороте (статья 357 ГК РФ).
"Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)В другом деле предприниматель обратился с иском об изменении (увеличении) размера платы за сервитут, установленный соглашением, ссылаясь на то, что плата, которая была согласована сторонами, подлежит пересмотру, поскольку изменился характер и объем пользования его участком (увеличены интенсивность движения и грузоподъемность автотранспортных средств обладателя сервитута). Однако ответчик отказался от внесения изменений в договор.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)В другом деле предприниматель обратился с иском об изменении (увеличении) размера платы за сервитут, установленный соглашением, ссылаясь на то, что плата, которая была согласована сторонами, подлежит пересмотру, поскольку изменился характер и объем пользования его участком (увеличены интенсивность движения и грузоподъемность автотранспортных средств обладателя сервитута). Однако ответчик отказался от внесения изменений в договор.
Статья: ИП на ПСН снова спрашивают
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2023, N 15)Но нужно смотреть условия регионального закона: региональные власти вправе установить потенциальный доход по грузовым перевозкам не только на единицу автотранспорта, но и на 1 тонну грузоподъемности <24>. К примеру, в Хабаровском крае для грузоперевозок размер потенциального дохода определяется в зависимости от грузоподъемности авто <25>:
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2023, N 15)Но нужно смотреть условия регионального закона: региональные власти вправе установить потенциальный доход по грузовым перевозкам не только на единицу автотранспорта, но и на 1 тонну грузоподъемности <24>. К примеру, в Хабаровском крае для грузоперевозок размер потенциального дохода определяется в зависимости от грузоподъемности авто <25>:
Вопрос: Вправе ли ИП в рамках патента, полученного в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, оказывать эти услуги на легковом автомобиле?
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. 25 Правил N 2200 пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием.
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. 25 Правил N 2200 пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием.
Вопрос: Вправе ли перевозчик (не проверяет погрузку) взыскать с грузоотправителя (осуществляет погрузку с учетом максимальной грузоподъемности ТС) штраф за превышение допустимой нагрузки на ось ТС более чем на 10% без спецразрешения?
(Консультация эксперта, 2024)Более того, как следует из вопроса, обязанность грузоотправителя по погрузке груза с учетом максимальной грузоподъемности транспортного средства установлена договором между грузоотправителем и перевозчиком.
(Консультация эксперта, 2024)Более того, как следует из вопроса, обязанность грузоотправителя по погрузке груза с учетом максимальной грузоподъемности транспортного средства установлена договором между грузоотправителем и перевозчиком.
Статья: Унификация классификации транспортных средств как основа совершенствования правового регулирования в области дорожного движения
(Митрошин Д.В., Сторожев С.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Усугубляло ситуацию то обстоятельство, что в регистрационных данных таких транспортных средств, содержащихся в регистрационных документах, находящихся у владельцев, и информационных системах Госавтоинспекции, не предусмотрено указание информации о грузоподъемности, и данная характеристика определялась правоприменителем путем арифметического вычитания из значения максимальной разрешенной массы значения снаряженной массы, информация о которых в системе имеется.
(Митрошин Д.В., Сторожев С.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Усугубляло ситуацию то обстоятельство, что в регистрационных данных таких транспортных средств, содержащихся в регистрационных документах, находящихся у владельцев, и информационных системах Госавтоинспекции, не предусмотрено указание информации о грузоподъемности, и данная характеристика определялась правоприменителем путем арифметического вычитания из значения максимальной разрешенной массы значения снаряженной массы, информация о которых в системе имеется.
Статья: О некоторых аспектах установления, изменения и прекращения частных сервитутов
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)- увеличении/уменьшении размера платы за сервитут в случае изменения характера и объема использования обремененного сервитутом земельного участка (увеличены интенсивность движения и грузоподъемность автотранспортных средств обладателя сервитута), увеличения расходов собственника земельного участка по содержанию обремененного земельного участка и т.п.
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)- увеличении/уменьшении размера платы за сервитут в случае изменения характера и объема использования обремененного сервитутом земельного участка (увеличены интенсивность движения и грузоподъемность автотранспортных средств обладателя сервитута), увеличения расходов собственника земельного участка по содержанию обремененного земельного участка и т.п.