Как назначаются пенсии по возрасту в 2021 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Как назначаются пенсии по возрасту в 2021 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 35 "Переходные положения" Федерального закона "О страховых пенсиях""Вместе с тем, учитывая положения ст. 8, ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", проверив представленный расчет индивидуального пенсионного коэффициента, представленного ответчиком, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования истца об обязании ответчика назначить страховую пенсию по старости с 10.11.2021, поскольку у истца отсутствует необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента - 21,0."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона "О страховых пенсиях""Таким образом, с учетом переходных положений при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 10 лет 04 мес. 11 дней снижение возраста, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (60 лет), производится на 40 месяцев (10 лет. х 04 мес.) или на 03 года 04 мес., т.е. в этом случае право на досрочное назначение страховой пенсии по указанному основанию возникает в 56 лет 08 месяцев. Указанного возраста истец достиг 14 декабря 2021 года, в связи с чем с учетом приложения N 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" пенсия ему может быть назначена не ранее 14 декабря 2024 года, что верно установлено ответчиком и судами при рассмотрении настоящего спора."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Аналогичным образом в Апелляционном определении Московского городского суда от 15.06.2023 по делу N 33-24587/2023 указано, что, принимая во внимание положения Закона 400-ФЗ, п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, страховая пенсия по старости может быть назначена истцу не ранее чем через один год и шесть месяцев после 01.03.2020, т.е. не ранее 01.09.2021, а с учетом даты обращения - не ранее 29.09.2021, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 29.09.2021.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Аналогичным образом в Апелляционном определении Московского городского суда от 15.06.2023 по делу N 33-24587/2023 указано, что, принимая во внимание положения Закона 400-ФЗ, п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, страховая пенсия по старости может быть назначена истцу не ранее чем через один год и шесть месяцев после 01.03.2020, т.е. не ранее 01.09.2021, а с учетом даты обращения - не ранее 29.09.2021, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 29.09.2021.
Статья: Какие секреты хранит пенсионная система? За что и как начисляют пенсию в ПФР и какие споры чаще решают суды?
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)Решением ГУ-ОПФР по РД от 20.09.2021 истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемого льготного 30-летнего стажа. При этом указано, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестрой терапевтического отделения санатория "Дагестан" входят в общий стаж, поскольку наименование организации не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)Решением ГУ-ОПФР по РД от 20.09.2021 истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемого льготного 30-летнего стажа. При этом указано, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестрой терапевтического отделения санатория "Дагестан" входят в общий стаж, поскольку наименование организации не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)В обоснование исковых требований С., 1959 г. р., ссылалась на то, что является инвалидом III группы, проживает одна, родственников, которые могли бы ей помочь разобраться с пенсионными вопросами, не имеет, начиная с даты назначения ей страховой пенсии по старости (23 января 2014 г.) и до мая 2021 года она не была проинформирована сотрудниками пенсионного органа и отдела социальной защиты населения администрации района о наличии у нее права на получение ежемесячной социальной выплаты. Только в мае 2021 года С. была извещена по телефону сотрудником отдела социальной защиты населения администрации района о наличии у нее права на получение ежемесячной социальной выплаты, после чего она обратилась в администрацию с соответствующим заявлением и ежемесячная социальная выплата была ей назначена с 2 июня 2021 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)В обоснование исковых требований С., 1959 г. р., ссылалась на то, что является инвалидом III группы, проживает одна, родственников, которые могли бы ей помочь разобраться с пенсионными вопросами, не имеет, начиная с даты назначения ей страховой пенсии по старости (23 января 2014 г.) и до мая 2021 года она не была проинформирована сотрудниками пенсионного органа и отдела социальной защиты населения администрации района о наличии у нее права на получение ежемесячной социальной выплаты. Только в мае 2021 года С. была извещена по телефону сотрудником отдела социальной защиты населения администрации района о наличии у нее права на получение ежемесячной социальной выплаты, после чего она обратилась в администрацию с соответствующим заявлением и ежемесячная социальная выплата была ей назначена с 2 июня 2021 г.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Кроме того, Ш. является инвалидом II группы, вынуждена передвигаться с помощью инвалидного кресла-коляски, в связи с чем нуждается в постоянном постороннем уходе, осуществляемом проживающим совместно с ней сыном В., сын ввиду этого не работает, собственного дохода не имеет, пенсионным органом В. производится компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным лицом, установленная с 1 марта 2021 г. в размере 1440 руб. Ее семья признана малоимущей, получаемая Ш. страховая пенсия по старости и назначенная к этой пенсии ежемесячная компенсационная выплата ее сыну в размере 1440 руб. являются для ее семьи единственным источником средств к существованию.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Кроме того, Ш. является инвалидом II группы, вынуждена передвигаться с помощью инвалидного кресла-коляски, в связи с чем нуждается в постоянном постороннем уходе, осуществляемом проживающим совместно с ней сыном В., сын ввиду этого не работает, собственного дохода не имеет, пенсионным органом В. производится компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным лицом, установленная с 1 марта 2021 г. в размере 1440 руб. Ее семья признана малоимущей, получаемая Ш. страховая пенсия по старости и назначенная к этой пенсии ежемесячная компенсационная выплата ее сыну в размере 1440 руб. являются для ее семьи единственным источником средств к существованию.
Вопрос: При выполнении служебного поручения в командировке в филиале организации на работника воздействуют вредные производственные факторы (подкласс 3.1). На рабочем месте в организации нет такого воздействия. Включается ли период командировки в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости?
(Консультация эксперта, 2025)Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2021 N 1532 (далее - Правила N 1532) (ч. 4 ст. 32 Закона N 400-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2021 N 1532 (далее - Правила N 1532) (ч. 4 ст. 32 Закона N 400-ФЗ).
Статья: Беззаявительный и автоматический порядок назначения социального обеспечения как новый тренд развития социально-обеспечительных процедурных правоотношений в условиях цифровизации экономики
(Аверьянова М.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Автоматический порядок, в отличие от беззаявительного, предусматривает подачу гражданином в соответствующем порядке заявления о назначении ему социального обеспечения. В автоматическом порядке на основании Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ может быть назначена страховая пенсия по старости (кроме военнослужащих и космонавтов) лицам, обратившимся с заявлением о назначении такой пенсии в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
(Аверьянова М.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Автоматический порядок, в отличие от беззаявительного, предусматривает подачу гражданином в соответствующем порядке заявления о назначении ему социального обеспечения. В автоматическом порядке на основании Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ может быть назначена страховая пенсия по старости (кроме военнослужащих и космонавтов) лицам, обратившимся с заявлением о назначении такой пенсии в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
Статья: Сбережение народа России и развитие пенсионной системы страны
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)В преддверии выборов в Государственную Думу фракция КПРФ внесла в Думу 17 августа 2021 г. законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" по вопросам установления возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам)". Началась процедура его рассмотрения Государственной Думой.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)В преддверии выборов в Государственную Думу фракция КПРФ внесла в Думу 17 августа 2021 г. законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" по вопросам установления возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам)". Началась процедура его рассмотрения Государственной Думой.
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Очевидно, что введение для накопительной пенсии самостоятельного условия о возрасте, с которого она назначается, преследует цель смягчить последствия его повышения для страховой пенсии по старости (наряду с иными похожими мерами - например, сохранение в законодательстве субъектов РФ ранее установленного пенсионного возраста для предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и другим категориям так называемых региональных льготников). Однако реальная возможность такого решения способствовать достижению обозначенной цели вызывает определенные сомнения. Накопительная пенсия невелика по размеру и, по сути, играет роль доплаты к страховой пенсии по старости. Например, если застрахованному лицу удалось сформировать 1 млн руб. пенсионных накоплений (что в текущей ситуации можно считать очень хорошим результатом), размер назначенной ему в 2021 г. накопительной пенсии составит всего 3 787,88 руб. (1 млн руб. / 264 месяца <7>). Пенсия в таком размере вряд ли может служить основным источником средств существования застрахованного лица, компенсировать на приемлемом уровне утраченный им заработок или иной доход. Отметим, что в отличие от иных пенсий, предоставляемых по российскому законодательству, к накопительной пенсии не может быть установлена социальная доплата, призванная поднять уровень материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера <8>. Это следует из легального определения социальной доплаты к пенсии, закрепленного в ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому данная доплата устанавливается либо к страховой пенсии, либо к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета. Причем указанная конкретизация в части видов пенсий, к которым может быть установлена социальная доплата, внесена Законом N 350-ФЗ и со всей очевидностью связана с разделением возраста приобретения права на накопительную пенсию и страховую пенсию по старости. Тем самым предоставление накопительной пенсии без одновременного назначения иных видов страхового обеспечения, право на которые обусловлено достижением пенсионного возраста, во-первых, не влечет для застрахованного лица существенных изменений в уровне его материального обеспечения, во-вторых, в определенной степени умаляет значение данной выплаты как пенсии и как обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Очевидно, что введение для накопительной пенсии самостоятельного условия о возрасте, с которого она назначается, преследует цель смягчить последствия его повышения для страховой пенсии по старости (наряду с иными похожими мерами - например, сохранение в законодательстве субъектов РФ ранее установленного пенсионного возраста для предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и другим категориям так называемых региональных льготников). Однако реальная возможность такого решения способствовать достижению обозначенной цели вызывает определенные сомнения. Накопительная пенсия невелика по размеру и, по сути, играет роль доплаты к страховой пенсии по старости. Например, если застрахованному лицу удалось сформировать 1 млн руб. пенсионных накоплений (что в текущей ситуации можно считать очень хорошим результатом), размер назначенной ему в 2021 г. накопительной пенсии составит всего 3 787,88 руб. (1 млн руб. / 264 месяца <7>). Пенсия в таком размере вряд ли может служить основным источником средств существования застрахованного лица, компенсировать на приемлемом уровне утраченный им заработок или иной доход. Отметим, что в отличие от иных пенсий, предоставляемых по российскому законодательству, к накопительной пенсии не может быть установлена социальная доплата, призванная поднять уровень материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера <8>. Это следует из легального определения социальной доплаты к пенсии, закрепленного в ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому данная доплата устанавливается либо к страховой пенсии, либо к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета. Причем указанная конкретизация в части видов пенсий, к которым может быть установлена социальная доплата, внесена Законом N 350-ФЗ и со всей очевидностью связана с разделением возраста приобретения права на накопительную пенсию и страховую пенсию по старости. Тем самым предоставление накопительной пенсии без одновременного назначения иных видов страхового обеспечения, право на которые обусловлено достижением пенсионного возраста, во-первых, не влечет для застрахованного лица существенных изменений в уровне его материального обеспечения, во-вторых, в определенной степени умаляет значение данной выплаты как пенсии и как обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Статья: Отдельные проблемы реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Полагаем, что, устраняя неопределенность правового регулирования пенсионного страхования и пенсионного обеспечения пенсионеров из числа военнослужащих, законодатель должен обратить особое внимание на возможность зачета "излишней" выслуги, не учтенной при определении размера пенсии за выслугу лет (в календарном порядке), в страховой стаж, что позволит военным пенсионерам иметь требуемый норматив по стажу (не менее 15 лет, на 2021 г. - 12 лет) для назначения страховой пенсии по старости в более короткий период, а также рассмотреть возможность дифференцированного исчисления ИПК за указанный период службы (в зависимости от сложности, напряженности службы и прочих условий ее прохождения) по аналогии с периодами ухода за детьми <16> (от 1,8 баллов и выше ИПК за год), что, несомненно, на практике ускорило бы процесс накопления требуемой величины ИПК для военных пенсионеров.
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Полагаем, что, устраняя неопределенность правового регулирования пенсионного страхования и пенсионного обеспечения пенсионеров из числа военнослужащих, законодатель должен обратить особое внимание на возможность зачета "излишней" выслуги, не учтенной при определении размера пенсии за выслугу лет (в календарном порядке), в страховой стаж, что позволит военным пенсионерам иметь требуемый норматив по стажу (не менее 15 лет, на 2021 г. - 12 лет) для назначения страховой пенсии по старости в более короткий период, а также рассмотреть возможность дифференцированного исчисления ИПК за указанный период службы (в зависимости от сложности, напряженности службы и прочих условий ее прохождения) по аналогии с периодами ухода за детьми <16> (от 1,8 баллов и выше ИПК за год), что, несомненно, на практике ускорило бы процесс накопления требуемой величины ИПК для военных пенсионеров.
Статья: Споры о пенсиях: кто и как выигрывает у ПФР
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 7)П.А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ, сославшись на то, что он имеет право на досрочное назначение пенсии по старости как лицо, работавшее с тяжелыми условиями труда, однако решением ответчика от 5 июля 2021 года ему в этом было отказано по причине отсутствия требуемого законом специального стажа. Судом установлено, что 12.07.2019 истцу исполнилось 55 лет (т. 1, л. д. 8). Для назначения досрочной пенсии по старости в указанном возрасте истцу, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", необходимо иметь специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и страховой стаж не менее 25 лет. Согласно записям из трудовой книжки оказалось, что время службы в армии не было взято в расчет. П.А.Н. представил расчетные листки со всех мест работы, и в расчетных листках имеется запись "вредные условия".
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 7)П.А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ, сославшись на то, что он имеет право на досрочное назначение пенсии по старости как лицо, работавшее с тяжелыми условиями труда, однако решением ответчика от 5 июля 2021 года ему в этом было отказано по причине отсутствия требуемого законом специального стажа. Судом установлено, что 12.07.2019 истцу исполнилось 55 лет (т. 1, л. д. 8). Для назначения досрочной пенсии по старости в указанном возрасте истцу, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", необходимо иметь специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и страховой стаж не менее 25 лет. Согласно записям из трудовой книжки оказалось, что время службы в армии не было взято в расчет. П.А.Н. представил расчетные листки со всех мест работы, и в расчетных листках имеется запись "вредные условия".
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)- включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, имевших место с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2021 г., без учета требования о наличии вредных или опасных условий труда по результатам спецоценки и без установленных особенностей ее проведения;
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)- включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, имевших место с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2021 г., без учета требования о наличии вредных или опасных условий труда по результатам спецоценки и без установленных особенностей ее проведения;
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.02.2025 N 21-1/10/В-1965 <Досрочная пенсия у женщин, работающих на Крайнем Севере: какие периоды включают в стаж>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2021 N 1532 (далее - Правила N 1532).
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2021 N 1532 (далее - Правила N 1532).
Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок подсчета стажаПри назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 2, 6 и 7 ч. 1 ст. 32 названного Закона используется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 (ч. 2 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в указанных случаях, исчисляются по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2021 N 1532 (ч. 4 ст. 32 Закона о страховых пенсиях).
Статья: Спор о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости и об обязании назначить страховую пенсию по старости (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истцу следует учитывать, что Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержден Приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н. В нем перечислены все документы, которые нужно представить в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ для назначения страховой пенсии по старости.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истцу следует учитывать, что Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержден Приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н. В нем перечислены все документы, которые нужно представить в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ для назначения страховой пенсии по старости.