Кадастровый учет самовольной постройки
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастровый учет самовольной постройки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 58 "Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Из указанных норм следует, что решение суда о сносе самовольной постройки является основанием после сноса такой постройки для одновременного внесения в ЕГРН записи о государственной регистрации прекращения права собственности и снятия объекта недвижимости с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за незаконную перепланировку нежилого помещения и за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию
(КонсультантПлюс, 2025)"...Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности на объект недвижимости (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 ГК РФ) и для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости (статья 219 ГК РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости).
(КонсультантПлюс, 2025)"...Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности на объект недвижимости (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 ГК РФ) и для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости (статья 219 ГК РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инфраструктурные объекты недвижимости: понятие, виды и особенности правового регулирования
(Иванов А.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)Ключевые слова: инфраструктурные объекты; недвижимость; правовое регулирование; линейные объекты; градостроительное законодательство; инвестиции; кадастровый учет; технический учет; государственно-частное партнерство; инфраструктурные облигации; самовольные постройки.
(Иванов А.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)Ключевые слова: инфраструктурные объекты; недвижимость; правовое регулирование; линейные объекты; градостроительное законодательство; инвестиции; кадастровый учет; технический учет; государственно-частное партнерство; инфраструктурные облигации; самовольные постройки.
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Является ли железнодорожный путь объектом недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункта 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, принимая во внимание, что ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на линейное сооружение (железнодорожный путь) протяженностью 195,8 м, кадастровый номер 77:07:0012005:1192, выдан технический паспорт, составленный по состоянию на 23.10.2008; право собственности на железнодорожные пути протяженностью 195,8 м зарегистрировано 21.03.2014 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 22.01.2014, суды пришли к выводу о том, что железнодорожный подъездной путь относится к недвижимому имуществу, обладает индивидуально определенными признаками, право собственности на объект недвижимости зарегистрировано установленном порядке, объект прошел государственный кадастровый и технический учет и не является самовольной постройкой.
Является ли железнодорожный путь объектом недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункта 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, принимая во внимание, что ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на линейное сооружение (железнодорожный путь) протяженностью 195,8 м, кадастровый номер 77:07:0012005:1192, выдан технический паспорт, составленный по состоянию на 23.10.2008; право собственности на железнодорожные пути протяженностью 195,8 м зарегистрировано 21.03.2014 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 22.01.2014, суды пришли к выводу о том, что железнодорожный подъездной путь относится к недвижимому имуществу, обладает индивидуально определенными признаками, право собственности на объект недвижимости зарегистрировано установленном порядке, объект прошел государственный кадастровый и технический учет и не является самовольной постройкой.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)В связи с приобретением права на спорный гараж в силу закона, а также с учетом его расположения в границах предоставленного для этих целей земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования отсутствие в ЕГРН регистрации права собственности на гараж и государственного кадастрового учета расположенного под ним земельного участка не является критерием для отнесения такого объекта к самовольной постройке.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)В связи с приобретением права на спорный гараж в силу закона, а также с учетом его расположения в границах предоставленного для этих целей земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования отсутствие в ЕГРН регистрации права собственности на гараж и государственного кадастрового учета расположенного под ним земельного участка не является критерием для отнесения такого объекта к самовольной постройке.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"45. Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности на объект недвижимости (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 ГК РФ) и для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости (статья 219 ГК РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости).
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"45. Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности на объект недвижимости (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 ГК РФ) и для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости (статья 219 ГК РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее снос части самовольной постройки или необходимость ее реконструкции, является основанием для подготовки технического плана в связи с изменением основных характеристик здания, сооружения и (или) помещений, машино-мест в них, объекта незавершенного строительства и осуществления государственного кадастрового учета в связи с таким изменением;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее снос части самовольной постройки или необходимость ее реконструкции, является основанием для подготовки технического плана в связи с изменением основных характеристик здания, сооружения и (или) помещений, машино-мест в них, объекта незавершенного строительства и осуществления государственного кадастрового учета в связи с таким изменением;
Статья: Объекты вспомогательного использования: критерии утверждены
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Государственный кадастровый учет и госрегистрация прав на созданные здание или сооружение, являющиеся объектами вспомогательного использования по отношению к объектам капитального строительства производственного или непроизводственного назначения - зданиям, сооружениям жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, могут быть осуществлены при соблюдении следующих условий:
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Государственный кадастровый учет и госрегистрация прав на созданные здание или сооружение, являющиеся объектами вспомогательного использования по отношению к объектам капитального строительства производственного или непроизводственного назначения - зданиям, сооружениям жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, могут быть осуществлены при соблюдении следующих условий:
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В-третьих, явно пора наметить пределы самой практики, когда потребности в регуляторных действиях перманентно отстают от фактического положения дел. Элементом системы таких организационных действий являются и положения Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" <13>, предусматривающего уточнение практики о государственной регистрации "ранее учтенных, бесхозяйных и выморочных" объектов недвижимости, совершенствование процедуры выявления органами исполнительной власти и местного самоуправления ранее учтенной недвижимости. Собственно говоря, частичные изменения, облегчающие государственную регистрацию таких объектов, уже были предусмотрены <14>. Имелись нормы и о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости <15>. В силу указанного Закона органы власти и местного самоуправления уполномочены сами подавать заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости в ряде случаев, а также упрощена процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Разумеется, все эти случаи не касаются ситуаций, когда объект возведен в нарушение правил, в том числе на земельном участке других субъектов без разрешения и, по сути, представляет собой самовольную постройку.
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В-третьих, явно пора наметить пределы самой практики, когда потребности в регуляторных действиях перманентно отстают от фактического положения дел. Элементом системы таких организационных действий являются и положения Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" <13>, предусматривающего уточнение практики о государственной регистрации "ранее учтенных, бесхозяйных и выморочных" объектов недвижимости, совершенствование процедуры выявления органами исполнительной власти и местного самоуправления ранее учтенной недвижимости. Собственно говоря, частичные изменения, облегчающие государственную регистрацию таких объектов, уже были предусмотрены <14>. Имелись нормы и о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости <15>. В силу указанного Закона органы власти и местного самоуправления уполномочены сами подавать заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости в ряде случаев, а также упрощена процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Разумеется, все эти случаи не касаются ситуаций, когда объект возведен в нарушение правил, в том числе на земельном участке других субъектов без разрешения и, по сути, представляет собой самовольную постройку.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Так, вступившие в законную силу судебные решения о признании права собственности на самовольную постройку являются основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (п. 1 ст. 209 ГПК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Так, вступившие в законную силу судебные решения о признании права собственности на самовольную постройку являются основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (п. 1 ст. 209 ГПК РФ).
Вопрос: Может ли являться объектом купли-продажи некапитальное каркасное здание, которое не состоит на кадастровом учете?
(Консультация эксперта, 2023)Соответственно, исходя из вышеприведенных норм законодательства объектом договора купли-продажи недвижимости может выступать только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу ст. 130 ГК РФ, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Закона N 218-ФЗ. То есть здание, не состоящее на кадастровом учете, не может являться предметом договора купли-продажи.
(Консультация эксперта, 2023)Соответственно, исходя из вышеприведенных норм законодательства объектом договора купли-продажи недвижимости может выступать только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу ст. 130 ГК РФ, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Закона N 218-ФЗ. То есть здание, не состоящее на кадастровом учете, не может являться предметом договора купли-продажи.
Ситуация: Как зарегистрировать право собственности на садовый дом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, не требуется направлять уведомления о начале и об окончании строительства в отношении садового дома, созданного на садовом земельном участке, кадастровый учет которого осуществлен до 04.08.2018 (ч. 22 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; ч. 6.1 ст. 16, ст. 17 Закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, не требуется направлять уведомления о начале и об окончании строительства в отношении садового дома, созданного на садовом земельном участке, кадастровый учет которого осуществлен до 04.08.2018 (ч. 22 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; ч. 6.1 ст. 16, ст. 17 Закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
Ситуация: Как узаконить самовольную постройку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)решение суда о признании права собственности на самовольную постройку.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)решение суда о признании права собственности на самовольную постройку.
Статья: Верховный Суд разрешил не сносить самострой, если он не угрожает гражданам
(Симонов Д., Цветков И., Бабушкина С., Тарасенко И.)
("Жилищное право", 2025, N 8)Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности на объект недвижимости и для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости <4>.
(Симонов Д., Цветков И., Бабушкина С., Тарасенко И.)
("Жилищное право", 2025, N 8)Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности на объект недвижимости и для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости <4>.
Статья: Комплексные кадастровые работы как инструмент актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Как указано в Письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 февраля 2024 года N 18-0862-ТГ/24, ККР приводят не только к таким экономическим эффектам, как увеличение исчисленного удельного земельного налога (актуализация налогооблагаемой базы), повышение инвестиционной привлекательности территорий, формирование эффективной градостроительной и земельной политики, выявление ранее не учтенных объектов недвижимости, самовольных захватов земельных участков, самовольных построек, но и имеют не менее важное социальное значение - освобождение правообладателей от оплаты кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, снижение количества земельных споров, включая освобождение правообладателей от судебных расходов (оплаты землеустроительной экспертизы, услуг представителя и т.д.).
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Как указано в Письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 февраля 2024 года N 18-0862-ТГ/24, ККР приводят не только к таким экономическим эффектам, как увеличение исчисленного удельного земельного налога (актуализация налогооблагаемой базы), повышение инвестиционной привлекательности территорий, формирование эффективной градостроительной и земельной политики, выявление ранее не учтенных объектов недвижимости, самовольных захватов земельных участков, самовольных построек, но и имеют не менее важное социальное значение - освобождение правообладателей от оплаты кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, снижение количества земельных споров, включая освобождение правообладателей от судебных расходов (оплаты землеустроительной экспертизы, услуг представителя и т.д.).