Этапирование обвиняемого
Подборка наиболее важных документов по запросу Этапирование обвиняемого (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 07.08.2024 по делу N 33а-7551/2024 (УИД 22RS0068-01-2024-001163-53)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования: О взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Обстоятельства: Гражданин ссылается на то, что при его этапировании из следственного изолятора в здание суда конвоирами не был обеспечен режим отдельного содержания инфекционных больных, что повлекло нарушение его конституционного права на охрану здоровья.
Решение: Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что объективных, достоверных и достаточных доказательств грубого нарушения прав административного истца вследствие этапировании ДД.ММ.ГГ в специализированном автомобиле, предназначенном для конвоирования подозреваемых и обвиняемых, с ФИО, имеющим инфекционное заболевание, не представлено, наступление для ФИО каких-либо неблагоприятных последствий не установлено. Сам по себе факт установления наличия какого-либо нарушения не является безусловным основанием для присуждения компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования: О взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Обстоятельства: Гражданин ссылается на то, что при его этапировании из следственного изолятора в здание суда конвоирами не был обеспечен режим отдельного содержания инфекционных больных, что повлекло нарушение его конституционного права на охрану здоровья.
Решение: Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что объективных, достоверных и достаточных доказательств грубого нарушения прав административного истца вследствие этапировании ДД.ММ.ГГ в специализированном автомобиле, предназначенном для конвоирования подозреваемых и обвиняемых, с ФИО, имеющим инфекционное заболевание, не представлено, наступление для ФИО каких-либо неблагоприятных последствий не установлено. Сам по себе факт установления наличия какого-либо нарушения не является безусловным основанием для присуждения компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2024 N 88а-4039/2024 по делу N 2а-432/2023 (УИД 24RS0017-01-2022-003031-77)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании недействительным постановления о наложении дисциплинарных взысканий.
Обстоятельства: Административный истец полагает, что административным ответчиком была нарушена процедура наложения дисциплинарного взыскания.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Административными ответчиками в материалы дела представлена видеозапись заседания дисциплинарной комиссии, из которой усматривается, что С.В.А. в ходе рассмотрения в отношении него дисциплинарного обвинения пояснял, что ему неизвестно откуда могло появиться изъятое лезвие. В период этапирования из СИЗО-3 в СИЗО-1 в отношении него неоднократно проводились обыски и никаких запрещенных предметов не было выявлено. До прибытия в СИЗО-1 г. Красноярска он 2 года содержался в СИЗО-3, в котором правила хранения бритвенных станков аналогичны правилам, установленным СИЗО-1 г. Красноярска.
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании недействительным постановления о наложении дисциплинарных взысканий.
Обстоятельства: Административный истец полагает, что административным ответчиком была нарушена процедура наложения дисциплинарного взыскания.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Административными ответчиками в материалы дела представлена видеозапись заседания дисциплинарной комиссии, из которой усматривается, что С.В.А. в ходе рассмотрения в отношении него дисциплинарного обвинения пояснял, что ему неизвестно откуда могло появиться изъятое лезвие. В период этапирования из СИЗО-3 в СИЗО-1 в отношении него неоднократно проводились обыски и никаких запрещенных предметов не было выявлено. До прибытия в СИЗО-1 г. Красноярска он 2 года содержался в СИЗО-3, в котором правила хранения бритвенных станков аналогичны правилам, установленным СИЗО-1 г. Красноярска.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сроки содержания под стражей, их разумные и допустимые пределы
(Цоколова О.И.)
("Российский следователь", 2024, N 5)А.П. Гуляев в своих трудах, посвященных рассматриваемым вопросам, считает действовавшие тогда процессуальные сроки и порядок их продления оптимальными, обеспечивающими быстроту и полноту расследования. Он указывает на объективные факторы, препятствующие быстрому окончанию следствия. К таковым он относит необходимость длительного исследования при производстве некоторого вида экспертиз, большой объем работы по многоэпизодным и групповым делам, в том числе запросы, выезды следователя, отдельные поручения, розыск и этапирование обвиняемого. Вместе с тем имеются и субъективные факторы: низкое качество расследования, плохая организация работы следователя и следственного подразделения. Именно здесь, по мнению ученого, имеются резервы для обеспечения быстрого производства предварительного следствия <5>. Работа была написана более 40 лет назад, но изложенные позиции актуальны и по сей день.
(Цоколова О.И.)
("Российский следователь", 2024, N 5)А.П. Гуляев в своих трудах, посвященных рассматриваемым вопросам, считает действовавшие тогда процессуальные сроки и порядок их продления оптимальными, обеспечивающими быстроту и полноту расследования. Он указывает на объективные факторы, препятствующие быстрому окончанию следствия. К таковым он относит необходимость длительного исследования при производстве некоторого вида экспертиз, большой объем работы по многоэпизодным и групповым делам, в том числе запросы, выезды следователя, отдельные поручения, розыск и этапирование обвиняемого. Вместе с тем имеются и субъективные факторы: низкое качество расследования, плохая организация работы следователя и следственного подразделения. Именно здесь, по мнению ученого, имеются резервы для обеспечения быстрого производства предварительного следствия <5>. Работа была написана более 40 лет назад, но изложенные позиции актуальны и по сей день.
Статья: Психиатрическая помощь в уголовном судопроизводстве
(Мухлаев А.А.)
("Законность", 2025, N 7)Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правила внутреннего распорядка СИЗО (утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 4 июля 2022 г. N 110) четко регламентируют перечень категорий лиц, которые могут содержаться в этих учреждениях. В этот перечень входят подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; осужденные к лишению свободы, ожидающие этапирования в исправительные учреждения; осужденные, временно находящиеся в СИЗО для участия в следственных действиях или судебных разбирательствах.
(Мухлаев А.А.)
("Законность", 2025, N 7)Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правила внутреннего распорядка СИЗО (утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 4 июля 2022 г. N 110) четко регламентируют перечень категорий лиц, которые могут содержаться в этих учреждениях. В этот перечень входят подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; осужденные к лишению свободы, ожидающие этапирования в исправительные учреждения; осужденные, временно находящиеся в СИЗО для участия в следственных действиях или судебных разбирательствах.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314
(ред. от 27.03.2023)
"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"Федеральную службу исполнения наказаний, передав ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов;
(ред. от 27.03.2023)
"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"Федеральную службу исполнения наказаний, передав ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов;
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)- условия этапирования заключенных, многочисленные примеры решений Суда о присуждении компенсации в таких делах;
(подготовлен Верховным Судом РФ)- условия этапирования заключенных, многочисленные примеры решений Суда о присуждении компенсации в таких делах;
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Анализ действующего законодательства показывает, что термин "предварительное заключение" нормативного определения не имеет. При применении рассматриваемой нормы в данной части необходимо руководствоваться соответствующими положениями УПК РФ, Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Анализ действующего законодательства показывает, что термин "предварительное заключение" нормативного определения не имеет. При применении рассматриваемой нормы в данной части необходимо руководствоваться соответствующими положениями УПК РФ, Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий".
Статья: Дистанционное участие обвиняемого (подозреваемого) на стадии предварительного расследования как альтернатива приостановлению производства по уголовному делу
(Бондарцева О.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Несмотря на отсутствие в УПК РФ статьи, регламентирующей дистанционное участие обвиняемого (подозреваемого) в ходе досудебного производства, обвиняемый имеет возможность, согласно сложившейся судебной практике и разъяснениям Верховного Суда РФ, дистанционно, не покидая изолятор временного содержания или следственный изолятор, принимать участие в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, например при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей. В данном случае дистанционное участие обвиняемого (подозреваемого) посредством видео-конференц-связи доказало свою эффективность для решения задач предотвращения фактов побега лиц, содержащихся в следственном изоляторе, сокращения и ресурсных затрат государства на этапирование, а в настоящее время - для предотвращения распространения коронавирусной инфекции и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности участников уголовного судопроизводства.
(Бондарцева О.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Несмотря на отсутствие в УПК РФ статьи, регламентирующей дистанционное участие обвиняемого (подозреваемого) в ходе досудебного производства, обвиняемый имеет возможность, согласно сложившейся судебной практике и разъяснениям Верховного Суда РФ, дистанционно, не покидая изолятор временного содержания или следственный изолятор, принимать участие в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, например при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей. В данном случае дистанционное участие обвиняемого (подозреваемого) посредством видео-конференц-связи доказало свою эффективность для решения задач предотвращения фактов побега лиц, содержащихся в следственном изоляторе, сокращения и ресурсных затрат государства на этапирование, а в настоящее время - для предотвращения распространения коронавирусной инфекции и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности участников уголовного судопроизводства.
Статья: Видео-конференц-связь как средство доступа к уголовному правосудию: ожидания в доктрине и реалии в судебной практике
(Гизатуллин И.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Совершенно иное положение складывается в ходе производства по уголовному делу, процессуальный статус участников которого имеет ряд особенностей. В частности, едва ли не единственным лицом, с кем вообще организуется видео-конференц-связь в уголовном судопроизводстве, является подсудимый (обвиняемый), находящийся под стражей <9>. По объективным причинам данное лицо не в состоянии самостоятельно распорядиться об участии в судебном заседании, для этого всегда необходима санкция со стороны администрации следственного изолятора или исправительного учреждения (если речь идет об экстраординарных судебных производствах), которая непременно повлечет череду неудобных и весьма затратных последствий: этапирование подсудимого в здание суда и обратно, обеспечение его охраны и безопасности посторонних и т.п. Любому государству эти действия всегда обходятся дорого, и не случайно в специальной литературе высказывается мнение, что цифровизация нередко проводится именно в тех сферах, где это выгодно <10>. Сказанное образует вторую причину удобства использования дистанционных технологий именно в уголовном процессе - экономическую.
(Гизатуллин И.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Совершенно иное положение складывается в ходе производства по уголовному делу, процессуальный статус участников которого имеет ряд особенностей. В частности, едва ли не единственным лицом, с кем вообще организуется видео-конференц-связь в уголовном судопроизводстве, является подсудимый (обвиняемый), находящийся под стражей <9>. По объективным причинам данное лицо не в состоянии самостоятельно распорядиться об участии в судебном заседании, для этого всегда необходима санкция со стороны администрации следственного изолятора или исправительного учреждения (если речь идет об экстраординарных судебных производствах), которая непременно повлечет череду неудобных и весьма затратных последствий: этапирование подсудимого в здание суда и обратно, обеспечение его охраны и безопасности посторонних и т.п. Любому государству эти действия всегда обходятся дорого, и не случайно в специальной литературе высказывается мнение, что цифровизация нередко проводится именно в тех сферах, где это выгодно <10>. Сказанное образует вторую причину удобства использования дистанционных технологий именно в уголовном процессе - экономическую.
"Обеспечение судом правовых интересов в досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства: монография"
(Хроменков И.Р., Качалова О.В.)
("Проспект", 2023)Б.Я. Гаврилов обоснованно обратил внимание на то, что "содержащийся в УПК РФ запрет на заочное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, скрывшихся от следствия, обусловил в 2003 г. невозможность доставления или несвоевременное доставление в органы расследования нескольких десятков тысяч подозреваемых и обвиняемых, что повлекло дальнейшую криминализацию и послужило условием совершения частью указанных лиц новых преступлений" <1>. Автор видит решение этой проблемы путем внесения изменения в ст. 210 УПК РФ "о возможности этапирования по судебному решению после задержания объявленного в федеральный розыск подозреваемого, обвиняемого к месту производства расследования. При его доставлении следователь незамедлительно (в течение 48 часов) обращается в суд с ходатайством о заключении такого лица под стражу. Срок этапирования засчитывается в срок содержания под стражей" <2>.
(Хроменков И.Р., Качалова О.В.)
("Проспект", 2023)Б.Я. Гаврилов обоснованно обратил внимание на то, что "содержащийся в УПК РФ запрет на заочное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, скрывшихся от следствия, обусловил в 2003 г. невозможность доставления или несвоевременное доставление в органы расследования нескольких десятков тысяч подозреваемых и обвиняемых, что повлекло дальнейшую криминализацию и послужило условием совершения частью указанных лиц новых преступлений" <1>. Автор видит решение этой проблемы путем внесения изменения в ст. 210 УПК РФ "о возможности этапирования по судебному решению после задержания объявленного в федеральный розыск подозреваемого, обвиняемого к месту производства расследования. При его доставлении следователь незамедлительно (в течение 48 часов) обращается в суд с ходатайством о заключении такого лица под стражу. Срок этапирования засчитывается в срок содержания под стражей" <2>.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)3. Совершил ли обвиняемый побег из-под стражи или скрывается от суда без побега, прокурор обязан поручить его розыск, задержание, избрание меры пресечения, экстрадицию, этапирование соответствующим службам (полиция, Интерпол) и осуществлять надзор за их деятельностью с тем, чтобы согласно принципу неотвратимости уголовного наказания за каждое преступление процесс по приостановленному уголовному делу был возобновлен как можно скорее.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)3. Совершил ли обвиняемый побег из-под стражи или скрывается от суда без побега, прокурор обязан поручить его розыск, задержание, избрание меры пресечения, экстрадицию, этапирование соответствующим службам (полиция, Интерпол) и осуществлять надзор за их деятельностью с тем, чтобы согласно принципу неотвратимости уголовного наказания за каждое преступление процесс по приостановленному уголовному делу был возобновлен как можно скорее.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, гражданин, являясь обвиняемым по уголовному делу, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений следователя о переводе его из одного следственного изолятора в другой в связи с расследованием уголовного дела. По мнению административного истца, необходимости в его этапировании не имелось, поскольку следственные и процессуальные действия с его участием не производились. Судами административные исковые требования разрешены по существу с отказом административному истцу в их удовлетворении. Однако Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.01.2023 N 3-П указала, что содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в целях, предусмотренных УПК РФ, в связи с чем законность решения следователя, лица, производящего дознание, о переводе подозреваемого, обвиняемого из одного следственного изолятора в другой не подлежит проверке по правилам КАС РФ, в связи с чем постановленные по делу судебные акты отменены и производство по делу прекращено (Кассационное определение от 12.07.2023 N 18-КАД23-19-К4).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, гражданин, являясь обвиняемым по уголовному делу, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений следователя о переводе его из одного следственного изолятора в другой в связи с расследованием уголовного дела. По мнению административного истца, необходимости в его этапировании не имелось, поскольку следственные и процессуальные действия с его участием не производились. Судами административные исковые требования разрешены по существу с отказом административному истцу в их удовлетворении. Однако Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.01.2023 N 3-П указала, что содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в целях, предусмотренных УПК РФ, в связи с чем законность решения следователя, лица, производящего дознание, о переводе подозреваемого, обвиняемого из одного следственного изолятора в другой не подлежит проверке по правилам КАС РФ, в связи с чем постановленные по делу судебные акты отменены и производство по делу прекращено (Кассационное определение от 12.07.2023 N 18-КАД23-19-К4).