Экономическая основа конституционного строя
Подборка наиболее важных документов по запросу Экономическая основа конституционного строя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 169 "Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности" ГК РФ"Для применения статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо наличие следующих признаков: сделка нарушает требования правовых норм, обеспечивающих основы правопорядка, то есть направленных на охрану и защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обороноспособности, безопасности и экономической системы государства, либо противоречит основам общественной нравственности; наличие умысла у обеих или одной из сторон сделки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Свобода человека и экономическая система в науке конституционного права России
(Тупиков Н.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)И.Н. Плотникова отмечает, что в период раннего буржуазного конституционализма экономической свободой человека было принято считать возможность самостоятельного распоряжения своими силами и своей деятельностью в сфере производства, распределения и потребления благ при отсутствии неправомерного вмешательства государственной власти. В середине XIX в. под влиянием идей марксизма экономическая свобода начала рассматриваться во взаимосвязи с ее социальным аспектом, гармоничным сочетанием частного и общественного интереса, теориями социальной солидарности <21>. Воплощение идей марксизма в Конституции РСФСР 1918 г., впервые установившей отличные от буржуазных экономические основы конституционного строя, преобладание общественных форм собственности над индивидуальными, по существу, оформили новый тип законности, в последующем получивший закрепление в иных социалистических конституциях.
(Тупиков Н.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)И.Н. Плотникова отмечает, что в период раннего буржуазного конституционализма экономической свободой человека было принято считать возможность самостоятельного распоряжения своими силами и своей деятельностью в сфере производства, распределения и потребления благ при отсутствии неправомерного вмешательства государственной власти. В середине XIX в. под влиянием идей марксизма экономическая свобода начала рассматриваться во взаимосвязи с ее социальным аспектом, гармоничным сочетанием частного и общественного интереса, теориями социальной солидарности <21>. Воплощение идей марксизма в Конституции РСФСР 1918 г., впервые установившей отличные от буржуазных экономические основы конституционного строя, преобладание общественных форм собственности над индивидуальными, по существу, оформили новый тип законности, в последующем получивший закрепление в иных социалистических конституциях.
Статья: Семья в конституционно-правовом регулировании Кыргызской Республики и некоторых стран СНГ
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)В Кыргызской Республике, перенесшей неоднократные политические и, как следствие, социальные катаклизмы в период суверенного развития: в 2005, 2010, 2020 гг., вопросы социальной политики государства, семейной политики в частности, являются весьма важными и актуальными. В связи с этим на самом высоком уровне - в Конституции КР - заложены ориентиры семейной политики государства, более того, последняя конституционная реформа усилила социальную составляющую внутренней политики государства, в том числе и семейную, расширив социальные гарантии прав и свобод человека. Так, была введена отдельная самостоятельная глава "Социально-экономические основы конституционного строя" <4>, что предполагает придание особого внимания социальному блоку государственно-правовых отношений. В ст. 20 данной главы закреплены положения, направленные на защиту и охрану института семьи. Кыргызстанский законодатель ясно и четко определил важность института семьи положением о том, что семья - основа общества. Безусловно, это утверждение является аксиомой, но отражение его в тексте Основного Закона демонстрирует государственные приоритеты в социальной политике государства.
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)В Кыргызской Республике, перенесшей неоднократные политические и, как следствие, социальные катаклизмы в период суверенного развития: в 2005, 2010, 2020 гг., вопросы социальной политики государства, семейной политики в частности, являются весьма важными и актуальными. В связи с этим на самом высоком уровне - в Конституции КР - заложены ориентиры семейной политики государства, более того, последняя конституционная реформа усилила социальную составляющую внутренней политики государства, в том числе и семейную, расширив социальные гарантии прав и свобод человека. Так, была введена отдельная самостоятельная глава "Социально-экономические основы конституционного строя" <4>, что предполагает придание особого внимания социальному блоку государственно-правовых отношений. В ст. 20 данной главы закреплены положения, направленные на защиту и охрану института семьи. Кыргызстанский законодатель ясно и четко определил важность института семьи положением о том, что семья - основа общества. Безусловно, это утверждение является аксиомой, но отражение его в тексте Основного Закона демонстрирует государственные приоритеты в социальной политике государства.
"Защита права собственности на недвижимое имущество в цивилистической парадигме: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)Вне зависимости от вида субъекта, обладающего правом собственности, права всех собственников охраняются и защищаются одинаково. Равенство всех форм собственности - основа экономического строя и гарантия конституционных прав и свобод человека и гражданина.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)Вне зависимости от вида субъекта, обладающего правом собственности, права всех собственников охраняются и защищаются одинаково. Равенство всех форм собственности - основа экономического строя и гарантия конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Статья: Судебный конституционализм и конституционализация предпринимательской деятельности и статуса юридического лица (в контексте конституционной реформы 2020)
(Кравец И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)В качестве метаотрасли конституционное право создает основополагающий юридический каркас для регулирования статуса предпринимателя, экономической деятельности в стране, предусматривает нормативные и процессуальные требования к использованию средств конституционно-процессуальной защиты прав предпринимателей, юридических лиц, занимающихся коммерческой и иной не запрещенной законом деятельностью. Закономерен вопрос о формировании в России предпринимательского конституционализма как относительно нового правового образования в системе двух отраслей права (конституционного и предпринимательского права), в системе отечественного конституционного правосудия и в судебном конституционализме. Предпринимательский конституционализм формируется благодаря использованию правоохранительного механизма, защиты прав и обязанностей юридических лиц средствами конституционного правосудия. В частности, такое правовое образование, как предпринимательский конституционализм, можно рассматривать в качестве интегральной части и судебного конституционализма, и правоохранительного конституционализма (Н.С. Бондарь). Помимо этого, следует отметить, что конституционное правосудие влияет на интерпретацию конституционных положений об экономической основе конституционного строя и создает нормативно-интерпретационный каркас для экономического конституционализма, который рассматривается в трудах ученых с более широких научных и процессуальных оснований (экономический конституционализм развивается с активной ролью судебной власти в целом: не только конституционного судопроизводства, но и гражданского, арбитражного и административного судопроизводства) <7>. И в этом контексте многообразия средств процессуальной защиты необходимо поддерживать "конституционный патернализм" судебного конституционализма в отношении иных правоположений, возникающих вследствие деятельности судебной власти и конкретных судов. Однако в системе предпринимательского конституционализма именно предпринимателям и коммерческим организациям в первую очередь принадлежат права на конституционно-процессуальную защиту элементов своего конституционно-правового статуса и связанных с ним "генетическими нитями" уставных прав и обязанностей, согласованных с конституционными положениями и относимыми к ним конституционными принципами регулирования предпринимательской деятельности.
(Кравец И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)В качестве метаотрасли конституционное право создает основополагающий юридический каркас для регулирования статуса предпринимателя, экономической деятельности в стране, предусматривает нормативные и процессуальные требования к использованию средств конституционно-процессуальной защиты прав предпринимателей, юридических лиц, занимающихся коммерческой и иной не запрещенной законом деятельностью. Закономерен вопрос о формировании в России предпринимательского конституционализма как относительно нового правового образования в системе двух отраслей права (конституционного и предпринимательского права), в системе отечественного конституционного правосудия и в судебном конституционализме. Предпринимательский конституционализм формируется благодаря использованию правоохранительного механизма, защиты прав и обязанностей юридических лиц средствами конституционного правосудия. В частности, такое правовое образование, как предпринимательский конституционализм, можно рассматривать в качестве интегральной части и судебного конституционализма, и правоохранительного конституционализма (Н.С. Бондарь). Помимо этого, следует отметить, что конституционное правосудие влияет на интерпретацию конституционных положений об экономической основе конституционного строя и создает нормативно-интерпретационный каркас для экономического конституционализма, который рассматривается в трудах ученых с более широких научных и процессуальных оснований (экономический конституционализм развивается с активной ролью судебной власти в целом: не только конституционного судопроизводства, но и гражданского, арбитражного и административного судопроизводства) <7>. И в этом контексте многообразия средств процессуальной защиты необходимо поддерживать "конституционный патернализм" судебного конституционализма в отношении иных правоположений, возникающих вследствие деятельности судебной власти и конкретных судов. Однако в системе предпринимательского конституционализма именно предпринимателям и коммерческим организациям в первую очередь принадлежат права на конституционно-процессуальную защиту элементов своего конституционно-правового статуса и связанных с ним "генетическими нитями" уставных прав и обязанностей, согласованных с конституционными положениями и относимыми к ним конституционными принципами регулирования предпринимательской деятельности.
Статья: Угроза экономической безопасности Российской Федерации как юридическая категория
(Ванин В.В., Карпенко Г.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)<14> Якимова Е.М. Концепция свободы предпринимательской деятельности как элемент экономической основы конституционного строя в России и в мире: поиск оптимального решения // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. N 1. С. 51.
(Ванин В.В., Карпенко Г.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)<14> Якимова Е.М. Концепция свободы предпринимательской деятельности как элемент экономической основы конституционного строя в России и в мире: поиск оптимального решения // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. N 1. С. 51.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Исходные (отправные, учредительные) нормы имеют наиболее общий характер (наиболее высокая степень абстрагирования). Они определяют цели, задачи, принципы правового регулирования общественных отношений, его пределы, направления, закрепляют юридические понятия и категории. Исходные нормы, в свою очередь, подразделяются по своему характеру, содержанию и целевому назначению. Среди них выделяют нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-начала закрепляют устои конституционного строя, политические, экономические, социальные основы государства и общества. Такие нормы содержатся в актах конституционного характера, в частности в гл. 1 Конституции РФ. Нормы-принципы - предписания, закрепляющие принципы права. Они также классифицируются на общеправовые (нравственные и организационные), межотраслевые и отраслевые.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Исходные (отправные, учредительные) нормы имеют наиболее общий характер (наиболее высокая степень абстрагирования). Они определяют цели, задачи, принципы правового регулирования общественных отношений, его пределы, направления, закрепляют юридические понятия и категории. Исходные нормы, в свою очередь, подразделяются по своему характеру, содержанию и целевому назначению. Среди них выделяют нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-начала закрепляют устои конституционного строя, политические, экономические, социальные основы государства и общества. Такие нормы содержатся в актах конституционного характера, в частности в гл. 1 Конституции РФ. Нормы-принципы - предписания, закрепляющие принципы права. Они также классифицируются на общеправовые (нравственные и организационные), межотраслевые и отраслевые.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Мера принуждения, закрепленная в комментируемой статье, служит целям обеспечения добросовестной конкуренции среди участников водных отношений, снижения коррупционных рисков в сфере водного хозяйства и стимулирования хозяйствующих субъектов к рациональному и законному использованию водных объектов. Данные цели вытекают из более общей конституционной установки об охране основ конституционного строя (свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции, сохранения природных ресурсов, защиты законности и др.), поэтому считаются легитимными основаниями ограничения прав и свобод по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Мера принуждения, закрепленная в комментируемой статье, служит целям обеспечения добросовестной конкуренции среди участников водных отношений, снижения коррупционных рисков в сфере водного хозяйства и стимулирования хозяйствующих субъектов к рациональному и законному использованию водных объектов. Данные цели вытекают из более общей конституционной установки об охране основ конституционного строя (свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции, сохранения природных ресурсов, защиты законности и др.), поэтому считаются легитимными основаниями ограничения прав и свобод по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Статья: Обязательные требования к предпринимательской деятельности: вопросы дефиниции понятия
(Ермолова О.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 11)17. Якимова Е.М. Концепция свободы предпринимательской деятельности как элемент экономической основы конституционного строя в России и в мире: поиск оптимального решения // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. N 1. С. 47 - 51.
(Ермолова О.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 11)17. Якимова Е.М. Концепция свободы предпринимательской деятельности как элемент экономической основы конституционного строя в России и в мире: поиск оптимального решения // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. N 1. С. 47 - 51.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Роль бухгалтерского учета наиболее емко определена КС России: бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики в Российской Федерации и относится к числу конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя России. Данная правовая позиция, основанная на положениях ст. 71 (п. "ж", "р") Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. "б" ч. 1), выражена КС России в Постановлении от 1 апреля 2003 г. N 4-П <23> и подтверждена в Постановлении от 18 июля 2003 г. N 14-П <24> и Определении от 13 июня 2006 г. N 319-О <25>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Роль бухгалтерского учета наиболее емко определена КС России: бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики в Российской Федерации и относится к числу конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя России. Данная правовая позиция, основанная на положениях ст. 71 (п. "ж", "р") Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. "б" ч. 1), выражена КС России в Постановлении от 1 апреля 2003 г. N 4-П <23> и подтверждена в Постановлении от 18 июля 2003 г. N 14-П <24> и Определении от 13 июня 2006 г. N 319-О <25>.
Статья: Конституционные ценности в содержании государственных программ Российской Федерации
(Суханова А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 1)При этом стоит отметить, что акцент в ценностной основе государственных программ рассматриваемого программного направления сделан на ценностях, образующих экономические основы конституционного строя, что, разумеется, обусловлено спецификой направления. Однако представляется, что такие немаловажные для экономической сферы конституционные ценности, как ценность социальной государственности, ценность прав и свобод человека и гражданина и др., не в полной мере нашли отражение в программах направления.
(Суханова А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 1)При этом стоит отметить, что акцент в ценностной основе государственных программ рассматриваемого программного направления сделан на ценностях, образующих экономические основы конституционного строя, что, разумеется, обусловлено спецификой направления. Однако представляется, что такие немаловажные для экономической сферы конституционные ценности, как ценность социальной государственности, ценность прав и свобод человека и гражданина и др., не в полной мере нашли отражение в программах направления.
Статья: Закономерности современных конституционных правоотношений
(Лунгу Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)В-четвертых, конституционные правоотношения занимают центральное место в системе правоотношений. Они охватывают наиболее важные общественные отношения, оказывающие прямо или косвенно влияние на большинство правоотношений в Российской Федерации. Например, получение на выборах в Государственную Думу РФ большинства мандатов позволило поднять в Российской Федерации в кратчайшие сроки пенсионный возраст. Отсутствие конституционного контроля над деятельностью Правительства РФ позволило ему фактически не выполнять задачи, поставленные Президентом РФ и закрепленные в национальных проектах и госпрограммах, в том числе и в социальной сфере. Необходимость качественной реализации конституционных правоотношений прослеживается в Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <17>, в котором, в соответствии с гуманистическими, социальными и экономическими основами конституционного строя, определены цели и задачи органов исполнительной власти на среднесрочную перспективу.
(Лунгу Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)В-четвертых, конституционные правоотношения занимают центральное место в системе правоотношений. Они охватывают наиболее важные общественные отношения, оказывающие прямо или косвенно влияние на большинство правоотношений в Российской Федерации. Например, получение на выборах в Государственную Думу РФ большинства мандатов позволило поднять в Российской Федерации в кратчайшие сроки пенсионный возраст. Отсутствие конституционного контроля над деятельностью Правительства РФ позволило ему фактически не выполнять задачи, поставленные Президентом РФ и закрепленные в национальных проектах и госпрограммах, в том числе и в социальной сфере. Необходимость качественной реализации конституционных правоотношений прослеживается в Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <17>, в котором, в соответствии с гуманистическими, социальными и экономическими основами конституционного строя, определены цели и задачи органов исполнительной власти на среднесрочную перспективу.
Статья: Евразийский конституционализм: понятие и содержание
(Скуратов Ю.И.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6; 2021, N 1)Так, основные принципы экономической основы конституционного строя определяет выделенная Н.Н. Алексеевым задача "освободить людей от жестокостей личной борьбы за существование путем создания минимально развитой материально-технической базы жизни, организации интенсивного производства необходимых благ и установления наиболее удобной системы их распределения для удовлетворения всех основных потребностей граждан, создания среднего уровня зажиточной жизни и окончательной ликвидации нищеты и бедности (принцип материальной интенсификации жизни)". Сюда же должны быть включены такие категории евразийского конституционализма, как функциональная частная собственность, государственно-частная система хозяйствования, личное хозяйственное начало, процесс государственного планирования экономики (п. 4.2 программного документа "Евразийство (формулировка 1927 г.)").
(Скуратов Ю.И.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6; 2021, N 1)Так, основные принципы экономической основы конституционного строя определяет выделенная Н.Н. Алексеевым задача "освободить людей от жестокостей личной борьбы за существование путем создания минимально развитой материально-технической базы жизни, организации интенсивного производства необходимых благ и установления наиболее удобной системы их распределения для удовлетворения всех основных потребностей граждан, создания среднего уровня зажиточной жизни и окончательной ликвидации нищеты и бедности (принцип материальной интенсификации жизни)". Сюда же должны быть включены такие категории евразийского конституционализма, как функциональная частная собственность, государственно-частная система хозяйствования, личное хозяйственное начало, процесс государственного планирования экономики (п. 4.2 программного документа "Евразийство (формулировка 1927 г.)").