Изменения в учетной политике на 2021 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в учетной политике на 2021 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Основные изменения учетной политики на 2021 год связаны с вступлением в силу ФСБУ 5/2019 "Запасы". Так, организации вправе применять или не применять ФСБУ 5/2019 к запасам для управленческих нужд. При этом при выборе второго варианта стоимость указанных активов включается в состав расходов на управление в момент осуществления.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Основные изменения учетной политики на 2021 год связаны с вступлением в силу ФСБУ 5/2019 "Запасы". Так, организации вправе применять или не применять ФСБУ 5/2019 к запасам для управленческих нужд. При этом при выборе второго варианта стоимость указанных активов включается в состав расходов на управление в момент осуществления.
"Годовой отчет. Бухгалтерская отчетность для коммерческих организаций - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Строки 3402 - 3502 (корректировки других статей капитала, кроме нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)). Если изменение учетной политики на 2021 год или исправление в отчетном году существенных ошибок прошлых лет затронули иные статьи капитала (кроме нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)), то по каждой из таких статей капитала организация приводит соответствующие показатели.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Строки 3402 - 3502 (корректировки других статей капитала, кроме нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)). Если изменение учетной политики на 2021 год или исправление в отчетном году существенных ошибок прошлых лет затронули иные статьи капитала (кроме нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)), то по каждой из таких статей капитала организация приводит соответствующие показатели.
Нормативные акты
"Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 13.12.2023)139V Документом "Раскрытие информации об учетной политике", выпущенным в феврале 2021 года, внесены изменения в пункты 7, 10, 114, 117 и 122, добавлены пункты 117A - 117E и удалены пункты 118, 119 и 121. Данным документом также внесены поправки в Практические рекомендации N 2 по применению МСФО "Формирование суждений о существенности". Организация должна применять поправки к МСФО (IAS) 1 в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2023 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна будет раскрыть этот факт.
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 13.12.2023)139V Документом "Раскрытие информации об учетной политике", выпущенным в феврале 2021 года, внесены изменения в пункты 7, 10, 114, 117 и 122, добавлены пункты 117A - 117E и удалены пункты 118, 119 и 121. Данным документом также внесены поправки в Практические рекомендации N 2 по применению МСФО "Формирование суждений о существенности". Организация должна применять поправки к МСФО (IAS) 1 в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2023 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна будет раскрыть этот факт.
"Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации"
(введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 04.06.2024)44II Документом "Раскрытие информации об учетной политике", выпущенным в феврале 2021 года, который внес поправки в МСФО (IAS) 1 и Практические рекомендации N 2 по применению МСФО "Формирование суждений о существенности", внесены изменения в пункты 21 и В5. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2023 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна будет раскрыть этот факт.
(введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 04.06.2024)44II Документом "Раскрытие информации об учетной политике", выпущенным в феврале 2021 года, который внес поправки в МСФО (IAS) 1 и Практические рекомендации N 2 по применению МСФО "Формирование суждений о существенности", внесены изменения в пункты 21 и В5. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2023 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна будет раскрыть этот факт.
Статья: Применение ФСБУ 6/2020 и 26/2020: практика отражения последствий изменения учетной политики
(Куликова Л.И.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 6)В связи с началом применения с 2022 г. новых федеральных стандартов последствия изменения учетной политики отражены путем корректировки показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций в соответствии с переходными положениями, установленными нормативными правовыми актами. Результаты единовременной корректировки показателей бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2021 г., осуществленной организациями, представлены в таблице 3.
(Куликова Л.И.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 6)В связи с началом применения с 2022 г. новых федеральных стандартов последствия изменения учетной политики отражены путем корректировки показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций в соответствии с переходными положениями, установленными нормативными правовыми актами. Результаты единовременной корректировки показателей бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2021 г., осуществленной организациями, представлены в таблице 3.
Статья: Проблемы бухгалтерского учета малоценных материальных объектов
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 4)10. Куликова Л.И. Практика отражения последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 "Запасы" // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. N 13. С. 2 - 12.
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 4)10. Куликова Л.И. Практика отражения последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 "Запасы" // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. N 13. С. 2 - 12.
Статья: ФСБУ 14/2022: последствия изменения учетной политики. Может ли это повлиять на проведение обязательного аудита
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)- или по этой графе указываются те же данные, что и в годовом балансе за 2021 (2023) г., а последствия изменения учетной политики были (будут) отражены вместе с результатами ее применения в данных на соответствующую отчетную дату 2022 (2024) г.
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)- или по этой графе указываются те же данные, что и в годовом балансе за 2021 (2023) г., а последствия изменения учетной политики были (будут) отражены вместе с результатами ее применения в данных на соответствующую отчетную дату 2022 (2024) г.
Статья: Оценка новаций в бухгалтерском учете запасов и основных средств: дискуссионные вопросы и перспективы их решения
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)2. Куликова Л.И. Практика отражения последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 "Запасы" // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. N 13. С. 2 - 12.
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)2. Куликова Л.И. Практика отражения последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 "Запасы" // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. N 13. С. 2 - 12.
Статья: Оценка инвестиционной недвижимости по переоцененной стоимости
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. Организация могла перейти к оценке инвестиционной недвижимости по переоцененной стоимости начиная с 2022 года (если организация начала применять ФСБУ 6/2020 с периода его обязательного применения - с 2022 года) или даже начиная с 2021 года (если организация начала применять ФСБУ 6/2020 "досрочно" (до начала его обязательного применения) - с периода 2021 года) с соответствующим изменением учетной политики. В обоих случаях основание перехода организации к оценке инвестиционной недвижимости по переоцененной стоимости - начало применения организацией нового стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ 6/2020). Это достаточное основание для изменения учетной политики (п. 1 ч. 6 ст. 8 Закона "О бухгалтерском учете", п. 10 ПБУ 1/2008). Здесь вопросов никаких не возникает. Это подтверждено также в Рекомендации Р-106/2019-КпР "Изменение модели оценки основных средств при переходе на ФСБУ" (Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), принята Комитетом по рекомендациям 27.09.2019).
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. Организация могла перейти к оценке инвестиционной недвижимости по переоцененной стоимости начиная с 2022 года (если организация начала применять ФСБУ 6/2020 с периода его обязательного применения - с 2022 года) или даже начиная с 2021 года (если организация начала применять ФСБУ 6/2020 "досрочно" (до начала его обязательного применения) - с периода 2021 года) с соответствующим изменением учетной политики. В обоих случаях основание перехода организации к оценке инвестиционной недвижимости по переоцененной стоимости - начало применения организацией нового стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ 6/2020). Это достаточное основание для изменения учетной политики (п. 1 ч. 6 ст. 8 Закона "О бухгалтерском учете", п. 10 ПБУ 1/2008). Здесь вопросов никаких не возникает. Это подтверждено также в Рекомендации Р-106/2019-КпР "Изменение модели оценки основных средств при переходе на ФСБУ" (Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), принята Комитетом по рекомендациям 27.09.2019).
Вопрос: Что необходимо учесть при переходе на МСФО при составлении финансовой отчетности?
(Консультация эксперта, 2025)учетная политика должна соответствовать Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России N 217н) (далее - МСФО (IAS) 8), иным МСФО, которые обязательны к применению на отчетную дату, а также тем стандартам, которые необязательны, но допускают досрочное применение;
(Консультация эксперта, 2025)учетная политика должна соответствовать Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России N 217н) (далее - МСФО (IAS) 8), иным МСФО, которые обязательны к применению на отчетную дату, а также тем стандартам, которые необязательны, но допускают досрочное применение;
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)Что касается особенностей формирования учетной политики на 2022 год, то необходимо учитывать следующие изменения, произошедшие в 2020 - 2021 гг.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)Что касается особенностей формирования учетной политики на 2022 год, то необходимо учитывать следующие изменения, произошедшие в 2020 - 2021 гг.
Вопрос: Организация в октябре 2025 г. решила внести изменения в учетную политику и прописать создание резерва на ремонт. Возможны ли риски в части непризнания расходов, связанных с формированием резерва?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, в ситуации, когда в течение года в учетную политику вносятся изменения, не связанные с изменением законодательства или началом ведения новой деятельности, по нашему мнению, велика вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов в части непризнания расходов, связанных с формированием резерва.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, в ситуации, когда в течение года в учетную политику вносятся изменения, не связанные с изменением законодательства или началом ведения новой деятельности, по нашему мнению, велика вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов в части непризнания расходов, связанных с формированием резерва.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)В результате перспективно (без осуществления пересчетов) отражаются изменения учетной политики:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)В результате перспективно (без осуществления пересчетов) отражаются изменения учетной политики:
Готовое решение: Как организовать налоговый учет по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы внести изменения и (или) дополнения в учетную политику, нужно утвердить их приказом (распоряжением) руководителя организации. В таком приказе нужно определить дату начала применения изменений (дополнений), также рекомендуем вам указать, в связи с чем вносятся изменения.
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы внести изменения и (или) дополнения в учетную политику, нужно утвердить их приказом (распоряжением) руководителя организации. В таком приказе нужно определить дату начала применения изменений (дополнений), также рекомендуем вам указать, в связи с чем вносятся изменения.