Изменения в проверках ГИТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в проверках ГИТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание ГИТ
(КонсультантПлюс, 2025)Решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда... по возражениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений акт проверки... и предписание... частично изменены...
(КонсультантПлюс, 2025)Решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда... по возражениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений акт проверки... и предписание... частично изменены...
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Средства индивидуальной защиты водителя
(КонсультантПлюс, 2025)Решение Кировского областного суда от 03.03.2020 по делу N 77-73/2020 (оставлено без изменения Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2020 N 16-3358/2020)
(КонсультантПлюс, 2025)Решение Кировского областного суда от 03.03.2020 по делу N 77-73/2020 (оставлено без изменения Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2020 N 16-3358/2020)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование механизмов государственного регулирования охраны труда в сельском хозяйстве
(Глеба О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 2)Важным нововведением следует назвать закрепление прямой обязанности работодателя организовывать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ). Основная цель, которую преследовал законодатель, вводя такое требование, - максимально снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь. Однако следует заметить, что данная мера не является новой, а необходимость реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками закреплена в Типовом положении о системе управления охраной труда (п. 33 - 39) <10>. Но, как показала статистика Роструда, большинство работодателей это требование не исполняли, что регулярно подтверждалось результатами проверок государственными инспекциями труда <11>. Думается, изменения трудового законодательства, закрепляющие обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками и дающие четкое представление о том, что такое опасности и профессиональные риски, как их нужно выявлять (ст. 209, 218 ТК РФ), должны помочь работодателям усовершенствовать систему управления охраной труда. В действующем законодательстве отсутствуют обязательные методики по управлению рисками, т.е. каждый руководитель может самостоятельно разработать план мероприятий, опираясь на рекомендуемые национальные стандарты. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, представляется крайне важным. В настоящее время Минтруд РФ утвердил Рекомендации по выбору метода оценки профессиональных рисков <12>, а также разработал проект Приказа "Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей", где работодателю рекомендуется исходя из специфики своей деятельности сформировать классификатор опасностей путем их группировки по тем или иным признакам, например по значимости выявленной опасности. Кроме прочего, в проекте приведены следующие рекомендации: по сбору исходной информации, необходимой для нахождения и распознавания опасностей на рабочих местах; по нахождению и распознаванию опасностей на основе анализа государственных нормативных требований охраны труда, а также на основе обследования рабочих мест путем их обхода и осмотра; по описанию опасностей.
(Глеба О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 2)Важным нововведением следует назвать закрепление прямой обязанности работодателя организовывать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ). Основная цель, которую преследовал законодатель, вводя такое требование, - максимально снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь. Однако следует заметить, что данная мера не является новой, а необходимость реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками закреплена в Типовом положении о системе управления охраной труда (п. 33 - 39) <10>. Но, как показала статистика Роструда, большинство работодателей это требование не исполняли, что регулярно подтверждалось результатами проверок государственными инспекциями труда <11>. Думается, изменения трудового законодательства, закрепляющие обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками и дающие четкое представление о том, что такое опасности и профессиональные риски, как их нужно выявлять (ст. 209, 218 ТК РФ), должны помочь работодателям усовершенствовать систему управления охраной труда. В действующем законодательстве отсутствуют обязательные методики по управлению рисками, т.е. каждый руководитель может самостоятельно разработать план мероприятий, опираясь на рекомендуемые национальные стандарты. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, представляется крайне важным. В настоящее время Минтруд РФ утвердил Рекомендации по выбору метода оценки профессиональных рисков <12>, а также разработал проект Приказа "Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей", где работодателю рекомендуется исходя из специфики своей деятельности сформировать классификатор опасностей путем их группировки по тем или иным признакам, например по значимости выявленной опасности. Кроме прочего, в проекте приведены следующие рекомендации: по сбору исходной информации, необходимой для нахождения и распознавания опасностей на рабочих местах; по нахождению и распознаванию опасностей на основе анализа государственных нормативных требований охраны труда, а также на основе обследования рабочих мест путем их обхода и осмотра; по описанию опасностей.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)65. При привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда необходимо проверять наличие либо отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для освобождения работодателя от проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда его работниками.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)65. При привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда необходимо проверять наличие либо отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для освобождения работодателя от проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда его работниками.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 N 32-П
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской"Полагая свои права нарушенными, Е.В. Царегородская обратилась с заявлением в Государственную инспекцию труда в городе Санкт-Петербурге, которая в ходе проверки по факту применения указанных дисциплинарных взысканий и неначисления дополнительных выплат не установила нарушений трудового законодательства (акт от 24 декабря 2019 года).
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской"Полагая свои права нарушенными, Е.В. Царегородская обратилась с заявлением в Государственную инспекцию труда в городе Санкт-Петербурге, которая в ходе проверки по факту применения указанных дисциплинарных взысканий и неначисления дополнительных выплат не установила нарушений трудового законодательства (акт от 24 декабря 2019 года).
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Выбор мер зависит от многих факторов, в том числе от вашей финансовой ситуации. Это может быть, например, перевод работника на дистанционную работу с сохранением оплаты, оформление простоя (в частности, если обеспечить работой не получается), изменение режима работы. Отправить работника в отпуск не по графику без его согласия нельзя. То же самое касается отпусков без сохранения зарплаты: направлять в такой отпуск в одностороннем порядке вы не имеете права. Ниже указаны возможные риски таких мероприятий: незаконные действия могут спровоцировать всплеск обращений ваших работников в трудинспекцию и, как следствие, повлекут за собой позднее внеплановые проверки, штрафы, а также возможные суды по восстановлению на работе с оплатой вынужденного прогула.
(КонсультантПлюс, 2023)Выбор мер зависит от многих факторов, в том числе от вашей финансовой ситуации. Это может быть, например, перевод работника на дистанционную работу с сохранением оплаты, оформление простоя (в частности, если обеспечить работой не получается), изменение режима работы. Отправить работника в отпуск не по графику без его согласия нельзя. То же самое касается отпусков без сохранения зарплаты: направлять в такой отпуск в одностороннем порядке вы не имеете права. Ниже указаны возможные риски таких мероприятий: незаконные действия могут спровоцировать всплеск обращений ваших работников в трудинспекцию и, как следствие, повлекут за собой позднее внеплановые проверки, штрафы, а также возможные суды по восстановлению на работе с оплатой вынужденного прогула.
Статья: Специалист по охране труда: подбор, контроль, увольнение
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 12)Также в период работы штатного специалиста по охране труда стоит периодически обращаться за услугами внешнего аудита (таким может стать и плановая проверка ГИТ). Периодичность избирается самим работодателем и зависит от уверенности в своем работнике, в среднем рекомендуется это делать 1 раз в 3 года, а вот если в законодательстве произошли изменения, то обращаться за такой услугой следует по истечении 1 - 3 месяцев с момента вступления изменений в силу. Не стоит забывать, что законодательство в области охраны труда с марта 2022 года активно меняется, а повышение квалификации работников является обязанностью работодателя, только если это предусмотрено трудовым и/или коллективным договорами.
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 12)Также в период работы штатного специалиста по охране труда стоит периодически обращаться за услугами внешнего аудита (таким может стать и плановая проверка ГИТ). Периодичность избирается самим работодателем и зависит от уверенности в своем работнике, в среднем рекомендуется это делать 1 раз в 3 года, а вот если в законодательстве произошли изменения, то обращаться за такой услугой следует по истечении 1 - 3 месяцев с момента вступления изменений в силу. Не стоит забывать, что законодательство в области охраны труда с марта 2022 года активно меняется, а повышение квалификации работников является обязанностью работодателя, только если это предусмотрено трудовым и/или коллективным договорами.
Статья: Аудит трудовых отношений компании на предмет соответствия законодательству РФ (как самим провести такой аудит и на что обращать особое внимание)
(Бойкова Т.)
("Трудовое право", 2022, N 11)В Письме Роструд предлагает воспользоваться бесплатным сервисом "Электронный инспектор", размещенным на электронном портале "Онлайнинспекция.рф" на сайте Роструда, с помощью проверочных листов - списка критериев (показателей) в тестовой форме, по которым можно самостоятельно оценить соответствие оформления трудовых отношений требованиям трудового законодательства. Ценность этого ресурса состоит в том, что в результате проведенной проверки работодатель получает рекомендации по устранению нарушений до проведения проверки государственной инспекцией труда, с приложением правового обоснования и необходимых форм документов.
(Бойкова Т.)
("Трудовое право", 2022, N 11)В Письме Роструд предлагает воспользоваться бесплатным сервисом "Электронный инспектор", размещенным на электронном портале "Онлайнинспекция.рф" на сайте Роструда, с помощью проверочных листов - списка критериев (показателей) в тестовой форме, по которым можно самостоятельно оценить соответствие оформления трудовых отношений требованиям трудового законодательства. Ценность этого ресурса состоит в том, что в результате проведенной проверки работодатель получает рекомендации по устранению нарушений до проведения проверки государственной инспекцией труда, с приложением правового обоснования и необходимых форм документов.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В качестве примера можно привести Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2021 N 4-КАД20-29-К1. Из этого судебного акта следует, что гражданин, уволившийся с государственной гражданской службы, обратился в государственную инспекцию труда с заявлением о проведении проверки соблюдения его нанимателем правильности произведенного с ним расчета при увольнении и принятии соответствующих мер по восстановлению его нарушенного права, привлечении к ответственности виновных лиц, допустивших задержку расчета и выплаты денежных средств. На данное обращение гражданину дан письменный ответ, содержащий разъяснение отдельных норм Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которым органы федеральной инспекции труда не наделены полномочиями по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации. Не согласившись с письмом государственной инспекции труда, гражданин обратился в городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе проверки его заявления, просил возложить на государственную инспекцию труда обязанность возбудить в отношении должностных лиц нанимателя дела об административных правонарушениях, в том числе по факту несвоевременной выплаты ему заработной платы. Определением судьи городского суда, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, в принятии указанного административного искового заявления отказано со ссылкой на то, что в порядке административного судопроизводства не могут быть рассмотрены требования административного истца о возложении на государственную инспекцию труда обязанности возбудить дела об административных правонарушениях.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В качестве примера можно привести Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2021 N 4-КАД20-29-К1. Из этого судебного акта следует, что гражданин, уволившийся с государственной гражданской службы, обратился в государственную инспекцию труда с заявлением о проведении проверки соблюдения его нанимателем правильности произведенного с ним расчета при увольнении и принятии соответствующих мер по восстановлению его нарушенного права, привлечении к ответственности виновных лиц, допустивших задержку расчета и выплаты денежных средств. На данное обращение гражданину дан письменный ответ, содержащий разъяснение отдельных норм Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которым органы федеральной инспекции труда не наделены полномочиями по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации. Не согласившись с письмом государственной инспекции труда, гражданин обратился в городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе проверки его заявления, просил возложить на государственную инспекцию труда обязанность возбудить в отношении должностных лиц нанимателя дела об административных правонарушениях, в том числе по факту несвоевременной выплаты ему заработной платы. Определением судьи городского суда, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, в принятии указанного административного искового заявления отказано со ссылкой на то, что в порядке административного судопроизводства не могут быть рассмотрены требования административного истца о возложении на государственную инспекцию труда обязанности возбудить дела об административных правонарушениях.
Статья: Типичные ошибки, допускаемые при установлении и предоставлении перерыва для отдыха и питания
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)На практике нередко допускаются ошибки при установлении и предоставлении работникам обеденных перерывов. Они легко обнаруживаются инспекторами гострудинспекции при проверках, за что работодатели получают серьезные штрафы. Сегодня мы расскажем о таких ошибках и о том, как их исправить, а вы сможете проверить, нет ли их в вашей компании, и при необходимости внести изменения в документы, устанавливающие перерывы для отдыха и питания.
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)На практике нередко допускаются ошибки при установлении и предоставлении работникам обеденных перерывов. Они легко обнаруживаются инспекторами гострудинспекции при проверках, за что работодатели получают серьезные штрафы. Сегодня мы расскажем о таких ошибках и о том, как их исправить, а вы сможете проверить, нет ли их в вашей компании, и при необходимости внести изменения в документы, устанавливающие перерывы для отдыха и питания.
Статья: Различия двух видов премий в ТК РФ: "зарплатных" и "поощрительных"
(Ливена С.В., Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2025, N 7)За отсутствие пункта о мерах поощрения в ПВТР работодателей при проверках гострудинспекции штрафуют.
(Ливена С.В., Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2025, N 7)За отсутствие пункта о мерах поощрения в ПВТР работодателей при проверках гострудинспекции штрафуют.
Вопрос: Во многих разъяснениях Роструда по вопросам трудового законодательства указано, что изложенное мнение не является официальным разъяснением или нормативным правовым актом. Можно ли ссылаться на такие разъяснения в официальных ответах работникам и надзорным органам? Каковы порядок и сфера применения этих разъяснений?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)Соответственно, запрета на то, чтобы ссылаться на разъяснения Роструда в официальных ответах работникам и надзорным органам, нет. Однако перед ссылкой на конкретное разъяснение необходимо обязательно проверить, не потеряло ли его содержание своей актуальности в связи с изменениями законодательства и подзаконных актов.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)Соответственно, запрета на то, чтобы ссылаться на разъяснения Роструда в официальных ответах работникам и надзорным органам, нет. Однако перед ссылкой на конкретное разъяснение необходимо обязательно проверить, не потеряло ли его содержание своей актуальности в связи с изменениями законодательства и подзаконных актов.
Вопрос: Медорганизация заключила трудовой договор с врачом. При проверке документа об образовании данные о нем в реестре не найдены. Можно ли подписать соглашение к трудовому договору об изменении даты начала работы, определив ее следующим календарным днем после поступления подтверждения от образовательной организации?
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2025)Вопрос: Медицинская организация заключила трудовой договор с врачом. В федеральном реестре сведений о документах об образовании не найдены данные о предъявленном документе об образовании. Руководитель медорганизации направил в соответствующую образовательную организацию запрос о подтверждении обучения врача и получения им документа об образовании. Можно ли подписать соглашение к трудовому договору об изменении даты начала работы, определив ее следующим календарным днем после поступления положительного ответа от образовательной организации?
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2025)Вопрос: Медицинская организация заключила трудовой договор с врачом. В федеральном реестре сведений о документах об образовании не найдены данные о предъявленном документе об образовании. Руководитель медорганизации направил в соответствующую образовательную организацию запрос о подтверждении обучения врача и получения им документа об образовании. Можно ли подписать соглашение к трудовому договору об изменении даты начала работы, определив ее следующим календарным днем после поступления положительного ответа от образовательной организации?
Статья: Кадровые перестановки между филиалами организации
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 3)Переместить работника можно, если не меняются другие условия трудового договора. Так, например, в условии трудового договора о месте работы может быть указана сама организация, а могут быть указаны и наименование организации, и сам филиал. В последнем случае при переходе работника в другой филиал произойдет изменение условия трудового договора о месте работы (о филиале). Тогда оформлять перемещение работника без его согласия нельзя. Приказ о перемещении работник сможет без особого труда оспорить в суде. Да и проверка гострудинспекции может выявить нарушение.
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 3)Переместить работника можно, если не меняются другие условия трудового договора. Так, например, в условии трудового договора о месте работы может быть указана сама организация, а могут быть указаны и наименование организации, и сам филиал. В последнем случае при переходе работника в другой филиал произойдет изменение условия трудового договора о месте работы (о филиале). Тогда оформлять перемещение работника без его согласия нельзя. Приказ о перемещении работник сможет без особого труда оспорить в суде. Да и проверка гострудинспекции может выявить нарушение.
Статья: Юридическая ответственность за уклонение от оформления трудового договора: проблемы правоприменения
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)Практическими работниками Государственной инспекции труда в Саратовской области высказаны предложения о необходимости изменения в КоАП РФ санкций за ненадлежащее оформление трудового договора с работниками либо увеличения штрафных санкций за незаключение трудовых договоров <4>. Предлагается также предусмотреть механизм возмещения убытков, которые понесли работники и государство. Например, работодателю, у которого выявлена неформальная занятость, необходимо произвести обязательные выплаты в Социальный фонд РФ и в налоговые органы за три месяца из расчета заработной платы в размере МРОТ. Формулируется предложение о необходимости ввести ответственность за дачу ложных показаний работника и работодателя в ходе проверочных мероприятий инспекции труда или мероприятий комиссии по выявлению неформальной занятости (когда работники и работодатель дают показания, что работник работает 1 день, поэтому трудовой договор в письменной форме не оформлен). По легализации трудовых отношений представляется необходимым изменить порядок организации проверок по вопросу неформальной занятости, т.е. следует внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", установив возможность проведения внеплановых выездных проверок без предварительного согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления контролируемого лица, а в случае уклонения контролируемого лица от проведения проверки - возможность ее проведения в его отсутствие.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)Практическими работниками Государственной инспекции труда в Саратовской области высказаны предложения о необходимости изменения в КоАП РФ санкций за ненадлежащее оформление трудового договора с работниками либо увеличения штрафных санкций за незаключение трудовых договоров <4>. Предлагается также предусмотреть механизм возмещения убытков, которые понесли работники и государство. Например, работодателю, у которого выявлена неформальная занятость, необходимо произвести обязательные выплаты в Социальный фонд РФ и в налоговые органы за три месяца из расчета заработной платы в размере МРОТ. Формулируется предложение о необходимости ввести ответственность за дачу ложных показаний работника и работодателя в ходе проверочных мероприятий инспекции труда или мероприятий комиссии по выявлению неформальной занятости (когда работники и работодатель дают показания, что работник работает 1 день, поэтому трудовой договор в письменной форме не оформлен). По легализации трудовых отношений представляется необходимым изменить порядок организации проверок по вопросу неформальной занятости, т.е. следует внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", установив возможность проведения внеплановых выездных проверок без предварительного согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления контролируемого лица, а в случае уклонения контролируемого лица от проведения проверки - возможность ее проведения в его отсутствие.