Изменения по транспортному налогу с 2020 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения по транспортному налогу с 2020 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Транспортный налог: Налоговый орган при исчислении (доначислении) транспортного налога не применил право на освобождение для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 N 18АП-6499/2020 по делу N А76-43385/2019 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 03.11.2020 N Ф09-6498/20)
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 N 18АП-6499/2020 по делу N А76-43385/2019 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 03.11.2020 N Ф09-6498/20)
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2023 N 88а-20894/2023 по делу N 2а-59/2023 (УИД 68RS0003-01-2022-001861-28)
Категория спора: Транспортный налог.
Требования налогового органа: О взыскании недоимки по транспортному налогу.
Обстоятельства: Административным ответчиком ненадлежащим образом исполнены обязательства.
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о необоснованном исчислении налоговым органом транспортного налога исчисленного за автомобиль ПОРШЕ CAYENNE за 2020 года, поскольку транспортное средство им было отчуждено 13 декабря 2019 года по договору купли-продажи, и о неправомерности возложения на него последствий недобросовестного бездействия нового собственника транспортного средства, выразившегося в необращении в регистрирующий орган за изменением регистрационных данных в установленный срок с момента приобретения транспортного средства, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов.
Категория спора: Транспортный налог.
Требования налогового органа: О взыскании недоимки по транспортному налогу.
Обстоятельства: Административным ответчиком ненадлежащим образом исполнены обязательства.
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о необоснованном исчислении налоговым органом транспортного налога исчисленного за автомобиль ПОРШЕ CAYENNE за 2020 года, поскольку транспортное средство им было отчуждено 13 декабря 2019 года по договору купли-продажи, и о неправомерности возложения на него последствий недобросовестного бездействия нового собственника транспортного средства, выразившегося в необращении в регистрирующий орган за изменением регистрационных данных в установленный срок с момента приобретения транспортного средства, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)АС Поволжского округа в подобной ситуации пришел к выводу, что продажа предприятием транспортных средств другим лицам без изменения регистрационных данных не является основанием для исключения данных транспортных средств из объектов налогообложения транспортным налогом (Постановление от 04.02.2020 N Ф06-57347/2019 по делу N А49-3734/2019).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)АС Поволжского округа в подобной ситуации пришел к выводу, что продажа предприятием транспортных средств другим лицам без изменения регистрационных данных не является основанием для исключения данных транспортных средств из объектов налогообложения транспортным налогом (Постановление от 04.02.2020 N Ф06-57347/2019 по делу N А49-3734/2019).
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)- наиболее пострадавшие отрасли освобождены от уплаты налогов на имущество и транспортного налога в 2020 г.
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)- наиболее пострадавшие отрасли освобождены от уплаты налогов на имущество и транспортного налога в 2020 г.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/566@
"Об утверждении форм уведомления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, а также о внесении изменений в приказ ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2020 N 57226)Зарегистрировано в Минюсте России 22 января 2020 г. N 57226
"Об утверждении форм уведомления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, а также о внесении изменений в приказ ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2020 N 57226)Зарегистрировано в Минюсте России 22 января 2020 г. N 57226
Приказ ФНС России от 29.12.2020 N ЕД-7-21/972@
"Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, порядка ее заполнения, формата представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, формы сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2021 N 62733)В соответствии с пунктом 3.1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2020, N 48, ст. 7627), на основании подпункта 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), в целях реализации порядка исчисления транспортного налога в случае гибели или уничтожения объекта налогообложения, а также в связи с принятием Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7627) приказываю:
"Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, порядка ее заполнения, формата представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, формы сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2021 N 62733)В соответствии с пунктом 3.1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2020, N 48, ст. 7627), на основании подпункта 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), в целях реализации порядка исчисления транспортного налога в случае гибели или уничтожения объекта налогообложения, а также в связи с принятием Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7627) приказываю:
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)В силу п. 7 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 (далее - Правила), заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы подаются владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение в 10-дневный срок со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства или возникновения иных обстоятельств, требующих изменения регистрационных данных.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)В силу п. 7 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 (далее - Правила), заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы подаются владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение в 10-дневный срок со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства или возникновения иных обстоятельств, требующих изменения регистрационных данных.
Статья: О влиянии цифровизации на институт налоговой ответственности организаций за неуплату транспортного и земельного налогов
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Одной из новелл законодательства о налогах и сборах является изменение администрирования по имущественным налогам организаций. В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ <1> за налоговый период 2020 г. и последующие периоды налоговые декларации по транспортному и земельному налогам в налоговые органы не представляются. Статьи 398 и 363.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс), предусматривавшие ранее соответствующую обязанность налогоплательщиков-организаций, утратили силу. Начиная с 2021 г. налоговые инспекции будут направлять в адрес организаций сообщения об исчисленной сумме налога. Всю необходимую информацию для этого налоговые органы получают от регистрирующих органов без контактов с налогоплательщиками. В случае уплаты налогоплательщиком налога в меньшем размере, чем исчислил налоговый орган и указал в сообщении, налогоплательщику направят требование об уплате недоимки и пени.
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Одной из новелл законодательства о налогах и сборах является изменение администрирования по имущественным налогам организаций. В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ <1> за налоговый период 2020 г. и последующие периоды налоговые декларации по транспортному и земельному налогам в налоговые органы не представляются. Статьи 398 и 363.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс), предусматривавшие ранее соответствующую обязанность налогоплательщиков-организаций, утратили силу. Начиная с 2021 г. налоговые инспекции будут направлять в адрес организаций сообщения об исчисленной сумме налога. Всю необходимую информацию для этого налоговые органы получают от регистрирующих органов без контактов с налогоплательщиками. В случае уплаты налогоплательщиком налога в меньшем размере, чем исчислил налоговый орган и указал в сообщении, налогоплательщику направят требование об уплате недоимки и пени.
Статья: Уклонение от уплаты транспортного налога: причины и условия возникновения
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)<13> Баскакова Е.Е., Рогова К.В. Транспортный налог: проблемы и перспективы развития в РФ // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Сборник статей по материалам XXXV студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК. 2017. URL: http://www.sibac.info/archive/science/24(35).pdf.
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)<13> Баскакова Е.Е., Рогова К.В. Транспортный налог: проблемы и перспективы развития в РФ // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Сборник статей по материалам XXXV студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК. 2017. URL: http://www.sibac.info/archive/science/24(35).pdf.
Вопрос: Необходимо ли подавать уведомление об исчисленных суммах налогов в отношении транспортного налога или налога на имущество организаций в случае, если налог уплачивается за 2022 г.? Какой код отчетного периода в уведомлении необходимо указать, если налог уплачивается за год?
(Консультация эксперта, 2023)В отношении транспортного налога с 1 января 2020 г. не предусмотрено представление декларации (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
(Консультация эксперта, 2023)В отношении транспортного налога с 1 января 2020 г. не предусмотрено представление декларации (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
Статья: Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)В результате предложенных законодателем нововведений <4> организации и индивидуальные предприниматели с 2022 г. используют единый налоговый платеж (далее - ЕНП) для исполнения налоговых обязательств в новом формате. ЕНП позволяет одним платежным поручением оплатить все налоги, авансовые платежи и иные задолженности, образующие недоимку. В отношении имущественных налогов физических лиц (транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц) с 2019 г. действует похожий механизм оплаты налогов, а с 2020 г. физическими лицами в отношении НДФЛ может применяться ЕНП.
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)В результате предложенных законодателем нововведений <4> организации и индивидуальные предприниматели с 2022 г. используют единый налоговый платеж (далее - ЕНП) для исполнения налоговых обязательств в новом формате. ЕНП позволяет одним платежным поручением оплатить все налоги, авансовые платежи и иные задолженности, образующие недоимку. В отношении имущественных налогов физических лиц (транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц) с 2019 г. действует похожий механизм оплаты налогов, а с 2020 г. физическими лицами в отношении НДФЛ может применяться ЕНП.
Статья: Налоговики утвердили новую схему рассмотрения документов по налогообложению имущества
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)- заявление о прекращении исчисления транспортного налога (авансового платежа по налогу) в отношении транспортного средства, находящегося в розыске в связи с его угоном (хищением), транспортного средства, находившегося в розыске в связи с его угоном (хищением), розыск которого прекращен (форма по КНД 1150136, представляется в соответствии с п. 3.5 ст. 362 НК РФ);
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)- заявление о прекращении исчисления транспортного налога (авансового платежа по налогу) в отношении транспортного средства, находящегося в розыске в связи с его угоном (хищением), транспортного средства, находившегося в розыске в связи с его угоном (хищением), розыск которого прекращен (форма по КНД 1150136, представляется в соответствии с п. 3.5 ст. 362 НК РФ);
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм в 2019 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)Установлена несвоевременность внесения изменений в систему критериев риска. Например, заявка по корректировке источников расчета критериев риска <36> в связи с отменой деклараций по транспортному и земельному налогам организаций с 2020 года подана только 3 июня 2022 года. Заявка о добавлении КБК 18210102080010000110, направленная для корректного расчета критерия риска по НДФЛ (сумма начисленного налога не совпадает с суммой уплаченного по данным КРСБ налогоплательщика) при расчете показателя "Поступления НДФЛ" начиная с 2021 года, направлена 7 июня 2022 года.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)Установлена несвоевременность внесения изменений в систему критериев риска. Например, заявка по корректировке источников расчета критериев риска <36> в связи с отменой деклараций по транспортному и земельному налогам организаций с 2020 года подана только 3 июня 2022 года. Заявка о добавлении КБК 18210102080010000110, направленная для корректного расчета критерия риска по НДФЛ (сумма начисленного налога не совпадает с суммой уплаченного по данным КРСБ налогоплательщика) при расчете показателя "Поступления НДФЛ" начиная с 2021 года, направлена 7 июня 2022 года.
Статья: Правовая регламентация дифференцированных налоговых ставок по имущественным налогам в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 6)При рассмотрении различных аспектов правовой регламентации дифференцированных налоговых ставок по имущественным налогам необходимо учитывать изменения НК РФ. Например, можно найти разъяснения Минфина России по вопросу содержания понятий "категория налогоплательщиков" и "категория имущества" <34>. При этом в п. 2 ст. 380 НК РФ впоследствии внесены изменения <35>. Изменения характерны для транспортного налога <36>. Несколько слов можно сказать также о налоге на имущество физических лиц. В частности, А. Зреловым рассмотрены вопросы, связанные с рядом оснований дифференциации налоговых ставок по данному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 406 Кодекса <37>. При этом если ранее подп. 4 п. 5 ст. 406 НК РФ действовал, то с 1 января 2020 г. данный подпункт утратил силу <38>. Однако некоторые вопросы относительно дифференцированных налоговых ставок могут возникать и после соответствующих изменений НК РФ, примером чего является налог на имущество организаций <39>. Таким образом, если после изменений НК РФ правовая регламентация таких ставок остается недостаточно подробной, то потребность в разъяснениях норм НК РФ о критериях дифференциации, как представляется, может сохраниться и в дальнейшем.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 6)При рассмотрении различных аспектов правовой регламентации дифференцированных налоговых ставок по имущественным налогам необходимо учитывать изменения НК РФ. Например, можно найти разъяснения Минфина России по вопросу содержания понятий "категория налогоплательщиков" и "категория имущества" <34>. При этом в п. 2 ст. 380 НК РФ впоследствии внесены изменения <35>. Изменения характерны для транспортного налога <36>. Несколько слов можно сказать также о налоге на имущество физических лиц. В частности, А. Зреловым рассмотрены вопросы, связанные с рядом оснований дифференциации налоговых ставок по данному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 406 Кодекса <37>. При этом если ранее подп. 4 п. 5 ст. 406 НК РФ действовал, то с 1 января 2020 г. данный подпункт утратил силу <38>. Однако некоторые вопросы относительно дифференцированных налоговых ставок могут возникать и после соответствующих изменений НК РФ, примером чего является налог на имущество организаций <39>. Таким образом, если после изменений НК РФ правовая регламентация таких ставок остается недостаточно подробной, то потребность в разъяснениях норм НК РФ о критериях дифференциации, как представляется, может сохраниться и в дальнейшем.
Вопрос: О предоставлении льготы по транспортному налогу многодетному отцу, находящемуся в разводе и проживающему в г. Москве отдельно от бывшей супруги и детей.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 07.12.2023 N 23-22/1/144166@)На территории города Москвы согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге" (далее - Закон г. Москвы N 33) установлена льгота в отношении одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 07.12.2023 N 23-22/1/144166@)На территории города Москвы согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге" (далее - Закон г. Москвы N 33) установлена льгота в отношении одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.
Вопрос: Об исчислении сумм акциза и транспортного налога в отношении параллельных гибридных автомобилей.
(Письмо Минфина России от 20.02.2024 N 03-13-06/14993)Если в автомобиле легковом согласно имеющейся на него технической документации приводящим (приводящими) является (являются) только электродвигатель (электродвигатели), а ДВС не является приводящим, то есть не имеет механической связи с трансмиссией и предназначен для выработки электроэнергии, представляя собой часть тепловой электростанции (как, например, это указано для комбинированной энергоустановки последовательного типа в ГОСТ Р 59102-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками", утвержденном приказом Госстандарта от 9 октября 2020 г. N 799-ст), то мощность ДВС не учитывается при исчислении акциза, транспортного налога в отношении данного легкового автомобиля.
(Письмо Минфина России от 20.02.2024 N 03-13-06/14993)Если в автомобиле легковом согласно имеющейся на него технической документации приводящим (приводящими) является (являются) только электродвигатель (электродвигатели), а ДВС не является приводящим, то есть не имеет механической связи с трансмиссией и предназначен для выработки электроэнергии, представляя собой часть тепловой электростанции (как, например, это указано для комбинированной энергоустановки последовательного типа в ГОСТ Р 59102-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками", утвержденном приказом Госстандарта от 9 октября 2020 г. N 799-ст), то мощность ДВС не учитывается при исчислении акциза, транспортного налога в отношении данного легкового автомобиля.