Изменение условий государственного контракта в судебном порядке
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение условий государственного контракта в судебном порядке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2022 N 305-ЭС22-4781 по делу N А40-82590/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о внесении изменений в государственный контракт на выполнение работ.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют основания для внесения изменений в государственный контракт.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Доводы агентства, изложенные в кассационной жалобе, о том, что продление срока государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства с учетом изменения условий его исполнения, в судебном порядке не запрещено и не противоречит действующему законодательству, являются несостоятельными в силу следующего.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о внесении изменений в государственный контракт на выполнение работ.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют основания для внесения изменений в государственный контракт.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Доводы агентства, изложенные в кассационной жалобе, о том, что продление срока государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства с учетом изменения условий его исполнения, в судебном порядке не запрещено и не противоречит действующему законодательству, являются несостоятельными в силу следующего.
Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2025 N 305-ЭС24-24183 по делу N А40-303186/2023
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку доводы об извлечении истцом выгоды из недобросовестного поведения в виде освобождения от оплаты принятых услуг, получении ответчиком денежных средств в счет оплаты надлежащим образом оказанных по государственным контрактам услуг, о том, что ущерб, причиненный нарушением бюджетного законодательства, должен возмещаться лицом, его допустившим, которым ответчик не является, что суды допустили нарушение единообразия судебной практики, сформированной по спорам со схожими обстоятельствами, заслуживают внимания.Также предприятие отмечает, что возмещение ущерба, причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, должно осуществляться лицом, допустившим указанное нарушение, и которым предприятие не является. Ни действующее законодательство, ни условия заключенных сторонами государственных контрактов не содержат норм, позволяющих истребовать возврат денежных средств за оказанные, полученные и принятые заказчиком услуги.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку доводы об извлечении истцом выгоды из недобросовестного поведения в виде освобождения от оплаты принятых услуг, получении ответчиком денежных средств в счет оплаты надлежащим образом оказанных по государственным контрактам услуг, о том, что ущерб, причиненный нарушением бюджетного законодательства, должен возмещаться лицом, его допустившим, которым ответчик не является, что суды допустили нарушение единообразия судебной практики, сформированной по спорам со схожими обстоятельствами, заслуживают внимания.Также предприятие отмечает, что возмещение ущерба, причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, должно осуществляться лицом, допустившим указанное нарушение, и которым предприятие не является. Ни действующее законодательство, ни условия заключенных сторонами государственных контрактов не содержат норм, позволяющих истребовать возврат денежных средств за оказанные, полученные и принятые заказчиком услуги.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Возможность изменения условий контракта в судебном порядке Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Однако изменение договора в суде в связи с существенным изменением обстоятельств предусмотрено положениями ст. 451 ГК РФ. При этом есть риск, что вам откажут во внесении изменений в связи с тем, что не доказан факт существенного изменения обстоятельств. Полагаем, что п. 4 ст. 451 ГК РФ является общей нормой и не учитывает специфику правоотношений при заключении государственных контрактов, поэтому изменить контракт можно только по соглашению сторон.
(КонсультантПлюс, 2025)Возможность изменения условий контракта в судебном порядке Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Однако изменение договора в суде в связи с существенным изменением обстоятельств предусмотрено положениями ст. 451 ГК РФ. При этом есть риск, что вам откажут во внесении изменений в связи с тем, что не доказан факт существенного изменения обстоятельств. Полагаем, что п. 4 ст. 451 ГК РФ является общей нормой и не учитывает специфику правоотношений при заключении государственных контрактов, поэтому изменить контракт можно только по соглашению сторон.
"Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд"
(Куличев Р.Б.)
("Юстицинформ", 2016)Иные суды придерживались мнения, что любые условия государственного контракта изменению не подлежат. Также существовала позиция, что запрет на изменение условий государственного контракта в одностороннем порядке и по соглашению сторон не препятствует изменению условий контракта в судебном порядке <102>.
(Куличев Р.Б.)
("Юстицинформ", 2016)Иные суды придерживались мнения, что любые условия государственного контракта изменению не подлежат. Также существовала позиция, что запрет на изменение условий государственного контракта в одностороннем порядке и по соглашению сторон не препятствует изменению условий контракта в судебном порядке <102>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 N 1646
(ред. от 09.06.2025)
"О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов"
(вместе с "Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов", "Положением о ведомственных программах цифровой трансформации")42(7). Необходимость изменений бюджетных ассигнований возникает в государственном органе в связи с исполнением обязательств по оплате государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на основании судебных актов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
(ред. от 09.06.2025)
"О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов"
(вместе с "Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов", "Положением о ведомственных программах цифровой трансформации")42(7). Необходимость изменений бюджетных ассигнований возникает в государственном органе в связи с исполнением обязательств по оплате государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на основании судебных актов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
<Письмо> ДЭПиР г. Москвы от 09.06.2009 N ДПР/9-9415
<Рекомендации государственным заказчикам по расторжению (продлению сроков, изменению иных условий) государственных контрактов в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств>В отношении указанных государственных контрактов (группа 3) государственным заказчикам следует в установленном порядке заключать соглашения об уменьшении объемов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг пропорционально уменьшению лимитов бюджетных обязательств. В случае отказа поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее - исполнитель контракта) от изменения условий государственного контракта осуществлять изменение условий в судебном порядке.
<Рекомендации государственным заказчикам по расторжению (продлению сроков, изменению иных условий) государственных контрактов в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств>В отношении указанных государственных контрактов (группа 3) государственным заказчикам следует в установленном порядке заключать соглашения об уменьшении объемов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг пропорционально уменьшению лимитов бюджетных обязательств. В случае отказа поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее - исполнитель контракта) от изменения условий государственного контракта осуществлять изменение условий в судебном порядке.
"Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право: Учебник"
(том 2)
(2-е издание, стереотипное)
(отв. ред. Е.А. Суханов)
("Статут", 2011)Во-вторых, правомерное уменьшение бюджетного финансирования является обязательным основанием изменения государственного (муниципального) контракта в части сроков проведения подрядных работ, а при необходимости и иных условий. Следовательно, если подрядчик или государственный (муниципальный) заказчик не пожелают вносить такие изменения, их контрагент вправе предъявить требование об изменении контракта в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК). Заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда могут быть переданы и разногласия, касающиеся отдельных условий соглашения об изменении государственного (муниципального) контракта.
(том 2)
(2-е издание, стереотипное)
(отв. ред. Е.А. Суханов)
("Статут", 2011)Во-вторых, правомерное уменьшение бюджетного финансирования является обязательным основанием изменения государственного (муниципального) контракта в части сроков проведения подрядных работ, а при необходимости и иных условий. Следовательно, если подрядчик или государственный (муниципальный) заказчик не пожелают вносить такие изменения, их контрагент вправе предъявить требование об изменении контракта в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК). Заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда могут быть переданы и разногласия, касающиеся отдельных условий соглашения об изменении государственного (муниципального) контракта.
Статья: Размещение государственного и муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме
(Сатюков А.А.)
("Право и политика", 2011, N 10)Однако после заключения государственного контракта может сложиться ситуация, когда государственный заказчик вынужден изменить место своего нахождения. При этом изменение условий государственного контракта в части адреса оказания услуги оказывается невозможным в силу требований ч. 5 ст. 9 и ч. 10 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ. То есть государственный заказчик будет вынужден расторгать государственный контракт через арбитражный суд, а также проводить новый аукцион в отношении услуг доступа к сети Интернет по своему новому месту нахождения.
(Сатюков А.А.)
("Право и политика", 2011, N 10)Однако после заключения государственного контракта может сложиться ситуация, когда государственный заказчик вынужден изменить место своего нахождения. При этом изменение условий государственного контракта в части адреса оказания услуги оказывается невозможным в силу требований ч. 5 ст. 9 и ч. 10 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ. То есть государственный заказчик будет вынужден расторгать государственный контракт через арбитражный суд, а также проводить новый аукцион в отношении услуг доступа к сети Интернет по своему новому месту нахождения.
"Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография"
(Цатурян Е.А.)
("Статут", 2020)Ввиду того что нельзя вносить изменения в проект и в заключенный госконтракт, то заинтересованная сторона должна в судебном порядке требовать признать соответствующее условие контракта ничтожным <1>.
(Цатурян Е.А.)
("Статут", 2020)Ввиду того что нельзя вносить изменения в проект и в заключенный госконтракт, то заинтересованная сторона должна в судебном порядке требовать признать соответствующее условие контракта ничтожным <1>.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2017 г.
(Карапетов А.Г., Фетисова Е.М., Матвиенко С.В., Сафонова М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2017, N 10)В соответствии с ч. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
(Карапетов А.Г., Фетисова Е.М., Матвиенко С.В., Сафонова М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2017, N 10)В соответствии с ч. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2017 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что Заказчиком в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе заключено дополнительное соглашение, изменяющее существенные условия государственного контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что Заказчиком в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе заключено дополнительное соглашение, изменяющее существенные условия государственного контракта.
Статья: Государственный (муниципальный) контракт, УСН и НДС
(Кошкина Т.Ю.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 6)Заказчик обязан заключить контракт по цене, предложенной победителем закупки. Применение организацией УСН - повод исключить упоминание об НДС из условия контракта о цене товаров (работ, услуг). С этой целью победитель вправе направить заказчику протокол разногласий к контракту либо письмо с предложением об изъятии условия о выделении НДС. Если заказчик отказывается внести указанные изменения, победитель может добиться изменения формулировок в судебном порядке. Право организации обратиться в суд с таким иском подтверждено на уровне Верховного Суда. Это касается вновь заключаемых государственных (муниципальных) контрактов.
(Кошкина Т.Ю.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 6)Заказчик обязан заключить контракт по цене, предложенной победителем закупки. Применение организацией УСН - повод исключить упоминание об НДС из условия контракта о цене товаров (работ, услуг). С этой целью победитель вправе направить заказчику протокол разногласий к контракту либо письмо с предложением об изъятии условия о выделении НДС. Если заказчик отказывается внести указанные изменения, победитель может добиться изменения формулировок в судебном порядке. Право организации обратиться в суд с таким иском подтверждено на уровне Верховного Суда. Это касается вновь заключаемых государственных (муниципальных) контрактов.
"Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования: Научно-практическое пособие"
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2018)Поэтому "нерушимый договор" имеет мало шансов на то, чтобы прижиться в сфере корпоративных закупок. Более того, у нас есть довольно длительная история с "нерушимыми" государственными контрактами, и это плохо. Потому что противодействие коррупции (в части запрета на практически любые изменения условий государственных контрактов) приводит к попранию интересов добросовестных заказчиков и поставщиков, так как легальное изменение контрактных условий оказывается возможным лишь на основании судебного решения (в порядке ст. 451 ГК РФ) <1>.
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2018)Поэтому "нерушимый договор" имеет мало шансов на то, чтобы прижиться в сфере корпоративных закупок. Более того, у нас есть довольно длительная история с "нерушимыми" государственными контрактами, и это плохо. Потому что противодействие коррупции (в части запрета на практически любые изменения условий государственных контрактов) приводит к попранию интересов добросовестных заказчиков и поставщиков, так как легальное изменение контрактных условий оказывается возможным лишь на основании судебного решения (в порядке ст. 451 ГК РФ) <1>.
"Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики: Монография"
(отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2017)ГК РФ предусмотрено изменение и расторжение государственного контракта по взаимному соглашению сторон и в судебном порядке по требованию заинтересованной стороны, а расторжение государственного контракта возможно и в одностороннем порядке. В работе проанализированы некоторые проблемные моменты изменения условий государственного контракта, показана необходимость более детального описания норм, касающихся изменений некоторых существенных условий государственного контракта. Законодатель устранил коллизию норм общего и специального законодательства в части одностороннего расторжения государственного контракта. При условии дальнейшего внесения изменений и дополнений одностороннее расторжение государственного контракта может стать действенным механизмом защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков.
(отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2017)ГК РФ предусмотрено изменение и расторжение государственного контракта по взаимному соглашению сторон и в судебном порядке по требованию заинтересованной стороны, а расторжение государственного контракта возможно и в одностороннем порядке. В работе проанализированы некоторые проблемные моменты изменения условий государственного контракта, показана необходимость более детального описания норм, касающихся изменений некоторых существенных условий государственного контракта. Законодатель устранил коллизию норм общего и специального законодательства в части одностороннего расторжения государственного контракта. При условии дальнейшего внесения изменений и дополнений одностороннее расторжение государственного контракта может стать действенным механизмом защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков.
"Седьмой Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18 - 19 ноября 2016 г.): Сборник научных статей"
(отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова)
("Статут", 2017)ГК РФ предусмотрено изменение и расторжение государственного контракта по взаимному соглашению сторон и в судебном порядке по требованию заинтересованной стороны, а расторжение государственного контракта возможно и в одностороннем порядке. В работе проанализированы некоторые проблемные моменты изменения условий государственного контракта, показана необходимость более детального описания норм, касающихся изменений некоторых существенных условий государственного контракта. Законодатель устранил коллизию норм общего и специального законодательства в части одностороннего расторжения государственного контракта. При условии дальнейшего внесения изменений и дополнений одностороннее расторжение государственного контракта может стать действенным механизмом защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков.
(отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова)
("Статут", 2017)ГК РФ предусмотрено изменение и расторжение государственного контракта по взаимному соглашению сторон и в судебном порядке по требованию заинтересованной стороны, а расторжение государственного контракта возможно и в одностороннем порядке. В работе проанализированы некоторые проблемные моменты изменения условий государственного контракта, показана необходимость более детального описания норм, касающихся изменений некоторых существенных условий государственного контракта. Законодатель устранил коллизию норм общего и специального законодательства в части одностороннего расторжения государственного контракта. При условии дальнейшего внесения изменений и дополнений одностороннее расторжение государственного контракта может стать действенным механизмом защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Вопрос: Государственный заказчик и поставщик заключили государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд. Возможно ли расторжение государственного контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика по причине утраты необходимости в его исполнении в судебном порядке?
(Консультация эксперта, 2013)В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
(Консультация эксперта, 2013)В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.