Изменение существенных условий труда уменьшение должностных окладов

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение существенных условий труда уменьшение должностных окладов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2008 N 48-Г07-12
Об оставлении без изменения решения Челябинского областного суда от 22.11.2007, которым отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Челябинской области "О предельных нормативах размера оплаты труда глав муниципальных образований, депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений" от 25.05.2006 N 29-ЗО.
В обоснование заявленных требований Л. указала, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает ее права и противоречит ст. ст. 2, 132, 135, 144 Трудового кодекса РФ, не учитывает положений Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2007 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 20 октября 2006 г. (абз. 2 части 7, и подраздел 4.3), Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 г. N 256 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 154-ФЗ от 28.08.1995 и ст. 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. Соотношение установленного норматива денежного вознаграждения заместителя председателя представительного органа городского поселения и председателя этого органа менее 80 процентов, как по другим группам муниципальных образований, необоснованно и влечет за собой изменение существенных условий труда путем понижения размера должностного оклада заявителя. Размер установленного норматива нарушает права заявителя, так как принятие оспариваемого Закона повлекло уменьшение размера ее вознаграждения, установленного Собранием депутатов Коркинского городского поселения до вступления в действие оспариваемой нормы.
Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2006 N 56-Г06-20
В удовлетворении заявления о признании недействующими статей 2, 7, приложения N 2 Закона Приморского края от 23.12.2005 N 324-КЗ отказано правомерно, поскольку законодатель субъекта РФ вправе установить предельный норматив оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях.
Считает, что суд при вынесении решения не учел обстоятельства, имеющего юридическое значение по данному делу, а именно то, что установленный норматив 80 процентов не является экономически обоснованным и влечет за собой изменение существенных условий труда путем понижения размера должностного оклада.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Оформление снижения заработной платы
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 8)
ТК РФ не содержит требования об уведомлении работников об изменении ЛНА не менее чем за 2 месяца. Вместе с тем надо понимать, что если изменения будут существенными, то недовольные работники, скорее всего, будут жаловаться в ГИТ и/или обратятся с исками в суд. И в этом случае существует риск, что уменьшение премий может быть квалифицировано как изменение обязательных условий трудового договора.
Вопрос: Можно ли изменить наименование должности и уточнить должностную инструкцию при внедрении профстандартов по инициативе работодателя (обязанности в силу закона нет) и уволить работника за отказ продолжать работать в новых условиях?
(Консультация эксперта, 2024)
Так, изменение должности (ее наименования) в штатном расписании с соответствующим изменением в сторону уменьшения должностных обязанностей со снижением размера заработной платы безусловно свидетельствует о том, что прежняя трудовая функция работника не сохранилась. Порядок, установленный ст. 74 ТК РФ, при таком изменении неприменим (см. Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2014 N 5-КГ14-14, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.07.2020 N 88-12346/2020). Изменением трудовой функции считается и добавление обязанностей по чужой, хоть и очень схожей должности, а это возможно только с согласия работника, но никак не в порядке ст. 74 ТК РФ (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 N 37-П).

Нормативные акты

Приказ Банка России от 05.05.1994 N 01-100
"О проведении аттестации работников Центрального банка Российской Федерации"
§ 1. Запрещение требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, до 5 февраля 1988 г. трактовалось не только как незыблемость трудовой функции, но как неизменность всех тех условий трудового договора, которые были определены при его заключении. Считалось, например, что снижение рабочему квалификационного разряда не допускается без его согласия, поскольку разряд - существенное условие трудового договора. Аналогично решался вопрос о снижении должностных окладов служащим, поскольку их конкретный размер в пределах "вилки" был когда-то обусловлен соглашением сторон. Изменение любых иных существенных условий труда рассматривалось в качестве перевода на другую работу, требующую согласия работника. Столь жесткая регламентация влекла за собой не столько стабильность, сколько окостенелость трудовых отношений, не способствовала задачам развития производства.
"Отраслевое региональное соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в системе образования в Московской области, на 2023-2025 годы"
(Заключено в г. Красногорске МО 08.02.2023)
(Зарегистрировано в Министерстве социального развития МО 21.02.2023 N 0092/2023С)
(вместе с "Положением о комиссии по заключению и контролю выполнения отраслевого регионального соглашения, регулирующего социально-трудовые отношения в системе образования в Московской области, на 2023-2025 гг.", "Перечнем работ, при выполнении которых имеются риски воздействия вредных производственных факторов", "Положением об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях", "Перечнем должностей работников, которым может устанавливаться ненормированный рабочий день", "Порядком и условиями предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в государственных образовательных организациях Московской области")
92. Увольнение по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением, а равно изменение обязательных условий трудового договора (уменьшение размера оплаты труда в связи с изменением объема учебной нагрузки или объема иной работы не по вине работника, отмена установленных доплат и надбавок, иных стимулирующих и поощрительных выплат и др.) членов выборного профсоюзного органа в период осуществления своих полномочий и в течение 2 лет после его окончания в соответствии с пунктами 2, 3, 5 части первой статьи 81 ТК РФ, допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а руководителей (их заместителей) профсоюзных организаций - с согласия вышестоящего профсоюзного органа.