Изменение существенных условий контракта коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение существенных условий контракта коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка строительного контроля по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Администрацией города... принято распоряжение... "Об изменении существенных условий муниципального контракта... на оказание услуг по авторскому надзору за выполнением работ по вышеуказанному объекту, в связи с чем... между Департаментом и ООО "ТВС-КРЫМ" заключено дополнительное соглашение... к муниципальному контракту...
(КонсультантПлюс, 2025)...Администрацией города... принято распоряжение... "Об изменении существенных условий муниципального контракта... на оказание услуг по авторскому надзору за выполнением работ по вышеуказанному объекту, в связи с чем... между Департаментом и ООО "ТВС-КРЫМ" заключено дополнительное соглашение... к муниципальному контракту...
Решение Свердловского областного суда от 24.01.2024 по делу N 72-53/2024(72-1037/2023)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ за нарушение порядка заключения, изменения контракта.
Решение: Отказано.Доводы о заключении дополнительного соглашения к вышеуказанному государственному контракту на поставку томографа, не повлекшего увеличения цены контракта, об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствуют, поскольку состав указанного правонарушения является формальным, а законодательством о контрактной системе возможность изменения существенных условий контракта не предусмотрена.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ за нарушение порядка заключения, изменения контракта.
Решение: Отказано.Доводы о заключении дополнительного соглашения к вышеуказанному государственному контракту на поставку томографа, не повлекшего увеличения цены контракта, об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствуют, поскольку состав указанного правонарушения является формальным, а законодательством о контрактной системе возможность изменения существенных условий контракта не предусмотрена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О замене штрафа за увеличение цены контракта на предупреждение
(Манкина О.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Административный орган привлек организацию к ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ (штраф в сумме 200 000 руб.) за изменение существенных условий муниципального контракта. Есть ли у организации шансы добиться замены штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ?
(Манкина О.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Административный орган привлек организацию к ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ (штраф в сумме 200 000 руб.) за изменение существенных условий муниципального контракта. Есть ли у организации шансы добиться замены штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ?
Статья: Замена товара, работы, услуги на улучшенные. Возможности или риски?
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)В итоге контролеры отметили, что из буквального толкования ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что характеристики должны быть именно улучшенными по сравнению с указанными в контракте. Поскольку улучшения доказаны не были, у сторон отсутствовали правовые основания для изменения существенного условия контракта. Действия заказчика квалифицировали по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ <8>.
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)В итоге контролеры отметили, что из буквального толкования ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что характеристики должны быть именно улучшенными по сравнению с указанными в контракте. Поскольку улучшения доказаны не были, у сторон отсутствовали правовые основания для изменения существенного условия контракта. Действия заказчика квалифицировали по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ <8>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)36. При решении вопроса о наличии события административного правонарушения, выражающегося в совершении действий (бездействии), повлекших неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства (часть 7 статьи 7.32 КоАП РФ), следует учитывать, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допускает возможность изменения существенных условий контракта, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (часть 65.1 статьи 112 названного Федерального закона).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)36. При решении вопроса о наличии события административного правонарушения, выражающегося в совершении действий (бездействии), повлекших неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства (часть 7 статьи 7.32 КоАП РФ), следует учитывать, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допускает возможность изменения существенных условий контракта, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (часть 65.1 статьи 112 названного Федерального закона).
"Методические указания по проведению аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 11.10.2023 N 57К (1662))
(ред. от 27.11.2024)Необходимо оценивать каждый случай заключения дополнительных соглашений к контрактам на соответствие Федеральному закону N 44-ФЗ, при этом важно проанализировать как обоснованность изменения цены контракта, так и изменений других существенных условий контракта (по предмету, количеству, объему, срокам, порядку оплаты).
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 11.10.2023 N 57К (1662))
(ред. от 27.11.2024)Необходимо оценивать каждый случай заключения дополнительных соглашений к контрактам на соответствие Федеральному закону N 44-ФЗ, при этом важно проанализировать как обоснованность изменения цены контракта, так и изменений других существенных условий контракта (по предмету, количеству, объему, срокам, порядку оплаты).
Статья: Способы и условия заключения государственных контрактов
(Новрузова О.Б., Клевцов И.А., Шикова Е.Р.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Общим условием для заключения государственного контракта является соответствие требованиям к участникам закупки. В отдельных случаях Правительство РФ может предъявить к участникам закупок дополнительные требования, которые призваны выявить возможность выполнения исполнителем своих контрактных обязанностей. Обязательные условия государственного контракта содержатся в тексте самого контракта и напрямую зависят от его предмета. Также стоит обратить внимание на то, что в большинстве случаев обязательные условия государственного контракта нельзя изменить. При невыполнении или ненадлежащем выполнении контрактных обязательств стороны несут ответственность, которая может исходить из текста самого контракта, КоАП РФ или УК РФ.
(Новрузова О.Б., Клевцов И.А., Шикова Е.Р.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Общим условием для заключения государственного контракта является соответствие требованиям к участникам закупки. В отдельных случаях Правительство РФ может предъявить к участникам закупок дополнительные требования, которые призваны выявить возможность выполнения исполнителем своих контрактных обязанностей. Обязательные условия государственного контракта содержатся в тексте самого контракта и напрямую зависят от его предмета. Также стоит обратить внимание на то, что в большинстве случаев обязательные условия государственного контракта нельзя изменить. При невыполнении или ненадлежащем выполнении контрактных обязательств стороны несут ответственность, которая может исходить из текста самого контракта, КоАП РФ или УК РФ.
Статья: Обзор судебной практики по вопросам применения запрета на допуск иностранных промышленных товаров
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)Правовая оценка судов: отказ производителей в передаче товара поставщику не может являться основанием для освобождения его от предусмотренной действующим законодательством РФ ответственности. Довод о том, что заказчику предлагались аналогичные товары других российских производителей из числа включенных в РРПП, подлежит отклонению: действия поставщика нельзя назвать добросовестным поведением, изменение существенных условий контракта является нарушением требований Закона N 44-ФЗ и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ <28>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)Правовая оценка судов: отказ производителей в передаче товара поставщику не может являться основанием для освобождения его от предусмотренной действующим законодательством РФ ответственности. Довод о том, что заказчику предлагались аналогичные товары других российских производителей из числа включенных в РРПП, подлежит отклонению: действия поставщика нельзя назвать добросовестным поведением, изменение существенных условий контракта является нарушением требований Закона N 44-ФЗ и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ <28>.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Изменение существенных условий контракта допускается при наличии доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств и независимой гарантии, предоставленной поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Изменение существенных условий контракта допускается при наличии доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств и независимой гарантии, предоставленной поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Статья: Минздрав о нарушениях в сфере закупок, выявляемых при проверках
(Суворова Т.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- изменялись существенные условия контрактов в случаях и порядке, не предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе (увеличивались сроки исполнения контрактов по основаниям, не предусмотренным Законом N 44-ФЗ, изменялась цена контракта без определения дополнительного объема работ, заменялась страна происхождения товара и др.) (нарушение ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
(Суворова Т.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- изменялись существенные условия контрактов в случаях и порядке, не предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе (увеличивались сроки исполнения контрактов по основаниям, не предусмотренным Законом N 44-ФЗ, изменялась цена контракта без определения дополнительного объема работ, заменялась страна происхождения товара и др.) (нарушение ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
Вопрос: В соответствии с соглашением о предоставлении бюджетной субсидии, но вопреки условиям контракта мы произвели оплату 30 декабря 2021 г. Как можно уйти от административной ответственности за незаконное изменение существенных условий контракта?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)Как можно уйти от административной ответственности за незаконное изменение существенных условий контракта?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)Как можно уйти от административной ответственности за незаконное изменение существенных условий контракта?
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Действия Подрядчика, изменившего существенные условия заключенного контракта с нарушением законодательства о контрактной системе, образуют состав административного правонарушения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Действия Подрядчика, изменившего существенные условия заключенного контракта с нарушением законодательства о контрактной системе, образуют состав административного правонарушения.
Статья: О закупках услуг по осуществлению строительного контроля
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)Правовая оценка суда: контракты на осуществление функций строительного контроля и авторского надзора фактически являются неотъемлемой частью контракта на строительство, в связи с чем все три вышеуказанных контракта являются единым целым, направленным на выполнение работ по строительству объекта в целом. Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика не доказано наличие квалифицирующих признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ <18>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)Правовая оценка суда: контракты на осуществление функций строительного контроля и авторского надзора фактически являются неотъемлемой частью контракта на строительство, в связи с чем все три вышеуказанных контракта являются единым целым, направленным на выполнение работ по строительству объекта в целом. Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика не доказано наличие квалифицирующих признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ <18>.
Готовое решение: Как изменить срок государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время полагаем, что Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на исправление по соглашению сторон ошибок и опечаток, допущенных в тексте контракта. Поэтому заключение дополнительного соглашения об исправлении ошибки в сроке действия контракта представляется возможным, если это не влечет за собой изменение существенных условий контракта, в том числе сроков поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), сроков оплаты и исполнения иных обязательств, предусмотренных контрактом.
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время полагаем, что Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на исправление по соглашению сторон ошибок и опечаток, допущенных в тексте контракта. Поэтому заключение дополнительного соглашения об исправлении ошибки в сроке действия контракта представляется возможным, если это не влечет за собой изменение существенных условий контракта, в том числе сроков поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), сроков оплаты и исполнения иных обязательств, предусмотренных контрактом.
Готовое решение: Как заключить договор денежного займа между юридическими лицами
(КонсультантПлюс, 2025)Эти правила не применяются к договорам займа, заключенным до 14 апреля 2018 г. (кроме тех, существенные условия которых были изменены после указанной даты). Кроме того, такая ответственность не наступает в случаях, установленных примечаниями 7, 8 к ст. 15.25 КоАП РФ. Например, ответственность не применяется к резиденту, заключившему с нерезидентом внешнеторговый договор (контракт), сумма обязательств по которому не превышает 200 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 руб. Рекомендуем в договорах займа между резидентами и нерезидентами РФ предусмотреть в качестве банковских реквизитов для возврата займа именно реквизиты уполномоченного банка, в котором у резидента-заимодавца есть счет.
(КонсультантПлюс, 2025)Эти правила не применяются к договорам займа, заключенным до 14 апреля 2018 г. (кроме тех, существенные условия которых были изменены после указанной даты). Кроме того, такая ответственность не наступает в случаях, установленных примечаниями 7, 8 к ст. 15.25 КоАП РФ. Например, ответственность не применяется к резиденту, заключившему с нерезидентом внешнеторговый договор (контракт), сумма обязательств по которому не превышает 200 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 руб. Рекомендуем в договорах займа между резидентами и нерезидентами РФ предусмотреть в качестве банковских реквизитов для возврата займа именно реквизиты уполномоченного банка, в котором у резидента-заимодавца есть счет.
Готовое решение: Как внести изменения в закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда можно изменять существенные условия контракта, и требования, которые необходимо при этом соблюдать, закреплены, в частности, в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. За нарушение этих норм могут наказать по ч. 3 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Для должностных лиц санкция составит до 50 тыс. руб., для юрлиц - до 300 тыс. руб. Если это же нарушение повлекло дополнительный расход бюджетных средств, увеличение цены контракта или уменьшение объема закупки, штраф будет назначен в соответствии с ч. 4 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Например, для должностных лиц он составит 1% цены контракта, но не менее 50 тыс. руб. и не более 200 тыс. руб.
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда можно изменять существенные условия контракта, и требования, которые необходимо при этом соблюдать, закреплены, в частности, в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. За нарушение этих норм могут наказать по ч. 3 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Для должностных лиц санкция составит до 50 тыс. руб., для юрлиц - до 300 тыс. руб. Если это же нарушение повлекло дополнительный расход бюджетных средств, увеличение цены контракта или уменьшение объема закупки, штраф будет назначен в соответствии с ч. 4 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Например, для должностных лиц он составит 1% цены контракта, но не менее 50 тыс. руб. и не более 200 тыс. руб.