Изменение схемы избирательных округов
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение схемы избирательных округов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 30.01.2024 N 29-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Антонова Сергея Михайловича и Лобеевой Татьяны Михайловны на нарушение их конституционных прав статьей 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и муниципальными правовыми актами"Как следует из представленных материалов, решением Липецкого областного суда, с которым согласились вышестоящие суды, отказано в удовлетворении административного искового заявления, поданного заявителями совместно с другими гражданами, об оспаривании указанных решений Совета депутатов сельского поселения. При этом суд апелляционной инстанции, отметив, что решением Липецкого областного суда от 29 июня 2022 года, вступившим в законную силу 6 октября 2022 года, Устав сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения от 10 апреля 2020 года N 263, признан недействующим со дня принятия, указал, что это не отвергает установленного статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка определения правомочности заседания представительного органа и не изменяет утвержденной схемы избирательных округов на территории Липецкой области. В этой связи, в частности, были отклонены доводы заявителей об отсутствии на заседании Совета депутатов сельского поселения, на котором были приняты оспариваемые решения, кворума с учетом положений Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения от 18 апреля 2014 года N 134.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Антонова Сергея Михайловича и Лобеевой Татьяны Михайловны на нарушение их конституционных прав статьей 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и муниципальными правовыми актами"Как следует из представленных материалов, решением Липецкого областного суда, с которым согласились вышестоящие суды, отказано в удовлетворении административного искового заявления, поданного заявителями совместно с другими гражданами, об оспаривании указанных решений Совета депутатов сельского поселения. При этом суд апелляционной инстанции, отметив, что решением Липецкого областного суда от 29 июня 2022 года, вступившим в законную силу 6 октября 2022 года, Устав сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения от 10 апреля 2020 года N 263, признан недействующим со дня принятия, указал, что это не отвергает установленного статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка определения правомочности заседания представительного органа и не изменяет утвержденной схемы избирательных округов на территории Липецкой области. В этой связи, в частности, были отклонены доводы заявителей об отсутствии на заседании Совета депутатов сельского поселения, на котором были приняты оспариваемые решения, кворума с учетом положений Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения от 18 апреля 2014 года N 134.
Решение Верховного Суда РФ от 29.02.2000 N ГКПИ99-1116
Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным Постановления Центризбиркома РФ от 04.09.1999 N 12/84-3 "Об опубликовании схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва".Кроме того, по мнению суда, приведенные выше доводы Козлова Н.И. не могут служить основанием к отмене оспариваемого Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по мотивам несоответствия опубликованной схемы избирательных округов требованиям закона, поскольку в соответствии с данным Постановлением опубликована фактически утвержденная Федеральным законом схема округов, вносить в которую какие-либо изменения либо дополнения Центральная избирательная комиссия Российской Федерации была не вправе. Факт опубликования этой схемы в "Российской газете" заявителем не оспаривается.
Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным Постановления Центризбиркома РФ от 04.09.1999 N 12/84-3 "Об опубликовании схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва".Кроме того, по мнению суда, приведенные выше доводы Козлова Н.И. не могут служить основанием к отмене оспариваемого Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по мотивам несоответствия опубликованной схемы избирательных округов требованиям закона, поскольку в соответствии с данным Постановлением опубликована фактически утвержденная Федеральным законом схема округов, вносить в которую какие-либо изменения либо дополнения Центральная избирательная комиссия Российской Федерации была не вправе. Факт опубликования этой схемы в "Российской газете" заявителем не оспаривается.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В 2012 г. законодатель установил, что одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет. Такой срок не случаен. Речь идет о неизменности избирательного округа в течение двух легислатур и, соответственно, двух избирательных кампаний. Колебания численности избирателей, превышающие допустимые законом отклонения от средней нормы представительства, по сложившейся судебной практике не являлись основанием для изменения схемы избирательных округов. В тренде принципа свободных выборов это весьма прогрессивное положение, которое должно было способствовать укреплению стабильности избирательной системы и повышению доверия к выборам со стороны населения. Оно, однако, не нашло всеобщей поддержки со стороны властных структур, так как создавало препятствия для перекройки избирательных округов перед каждой новой избирательной кампанией с учетом меняющейся расстановки электоральных сил. Сами эти препятствия на практике легко преодолеваются путем изменения перед каждой избирательной кампанией либо численного состава представительного органа, либо соотношения частей депутатского корпуса, избираемых по разным избирательным системам, либо того и другого. Реальной же целью таких действий, как правило, является создание легального обоснования необходимости изменения схемы избирательных округов.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В 2012 г. законодатель установил, что одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет. Такой срок не случаен. Речь идет о неизменности избирательного округа в течение двух легислатур и, соответственно, двух избирательных кампаний. Колебания численности избирателей, превышающие допустимые законом отклонения от средней нормы представительства, по сложившейся судебной практике не являлись основанием для изменения схемы избирательных округов. В тренде принципа свободных выборов это весьма прогрессивное положение, которое должно было способствовать укреплению стабильности избирательной системы и повышению доверия к выборам со стороны населения. Оно, однако, не нашло всеобщей поддержки со стороны властных структур, так как создавало препятствия для перекройки избирательных округов перед каждой новой избирательной кампанией с учетом меняющейся расстановки электоральных сил. Сами эти препятствия на практике легко преодолеваются путем изменения перед каждой избирательной кампанией либо численного состава представительного органа, либо соотношения частей депутатского корпуса, избираемых по разным избирательным системам, либо того и другого. Реальной же целью таких действий, как правило, является создание легального обоснования необходимости изменения схемы избирательных округов.
Статья: Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел в законодательство о выборах несколько десятков составов преступлений, наличие судимости за совершение которых препятствует гражданам в течение определенного срока реализовать пассивное избирательное право <8>. Интересен данный Закон еще и тем, что его первоначальная редакция на стадии внесения в Государственную Думу в качестве законопроекта и при его рассмотрении в первом чтении даже близко не предусматривала подобных ограничений, устанавливая лишь возможность внесения изменений в схему избирательных округов и несколько других незначительных изменений. Подобная ситуация ярко подпадает под выделяемую в науке "технологию выдвижных ящиков", проявлением которой являются поправки к законопроекту, коренным образом изменяющие его тематику и содержание и затем становящиеся объектом пристального внимания и критики со стороны общества. Подробному изучению данного вопроса посвящена работа С.С. Заикина <9>.
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел в законодательство о выборах несколько десятков составов преступлений, наличие судимости за совершение которых препятствует гражданам в течение определенного срока реализовать пассивное избирательное право <8>. Интересен данный Закон еще и тем, что его первоначальная редакция на стадии внесения в Государственную Думу в качестве законопроекта и при его рассмотрении в первом чтении даже близко не предусматривала подобных ограничений, устанавливая лишь возможность внесения изменений в схему избирательных округов и несколько других незначительных изменений. Подобная ситуация ярко подпадает под выделяемую в науке "технологию выдвижных ящиков", проявлением которой являются поправки к законопроекту, коренным образом изменяющие его тематику и содержание и затем становящиеся объектом пристального внимания и критики со стороны общества. Подробному изучению данного вопроса посвящена работа С.С. Заикина <9>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"7.2. Если по состоянию на 1 июля года, предшествующего году проведения основных выборов депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, будет установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей, превышающее 20 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов - 40 процентов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии вносит изменения в схему избирательных округов не позднее чем за девять месяцев до дня голосования в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи. При этом изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи. Если указанные изменения привели к тому, что изменяются границы иных округов, границы таких округов также могут быть изменены в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи. Если в связи с необходимостью внесения изменений в схему избирательных округов в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи требуется изменение границ более 50 процентов избирательных округов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии утверждает новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в срок, указанный в настоящем пункте. Если соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не внесет изменения в схему избирательных округов в указанный срок или не утвердит новую схему, в том числе в связи с отсутствием законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такие изменения вносятся в схему избирательных округов (такая схема утверждается) организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через тридцать дней после истечения срока, в который такие изменения должны были быть внесены (такая схема должна была быть утверждена) указанными органами.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"7.2. Если по состоянию на 1 июля года, предшествующего году проведения основных выборов депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, будет установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей, превышающее 20 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов - 40 процентов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии вносит изменения в схему избирательных округов не позднее чем за девять месяцев до дня голосования в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи. При этом изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи. Если указанные изменения привели к тому, что изменяются границы иных округов, границы таких округов также могут быть изменены в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи. Если в связи с необходимостью внесения изменений в схему избирательных округов в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи требуется изменение границ более 50 процентов избирательных округов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии утверждает новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в срок, указанный в настоящем пункте. Если соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не внесет изменения в схему избирательных округов в указанный срок или не утвердит новую схему, в том числе в связи с отсутствием законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такие изменения вносятся в схему избирательных округов (такая схема утверждается) организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через тридцать дней после истечения срока, в который такие изменения должны были быть внесены (такая схема должна была быть утверждена) указанными органами.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.2000 N 4-П
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" в связи с жалобой граждан Г.С. Борисова, А.П. Бучнева, В.И. Лошманова и Л.Г. Маховой"2) при замещении вакантных депутатских мандатов в связи со сложением депутатом своих полномочий или их прекращением по иным основаниям положение части второй статьи 3 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области", а также основанный на нем Закон Оренбургской области "Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" не могут применяться без необходимых изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Постановления.
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" в связи с жалобой граждан Г.С. Борисова, А.П. Бучнева, В.И. Лошманова и Л.Г. Маховой"2) при замещении вакантных депутатских мандатов в связи со сложением депутатом своих полномочий или их прекращением по иным основаниям положение части второй статьи 3 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области", а также основанный на нем Закон Оренбургской области "Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" не могут применяться без необходимых изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Постановления.
Статья: Очередная попытка стабилизации института выборов: чьи права гарантируются?
(Вискулова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 7)<11> Решение Волгоградской городской Думы от 6 марта 2013 г. N 73/2209 "О внесении изменения в схему избирательных округов Волгограда для проведения выборов депутатов Волгоградской городской Думы, утвержденную решением Волгоградской городской Думы от 30.01.2013 N 72/2150 "Об утверждении схемы избирательных округов Волгограда и ее графического изображения для проведения выборов депутатов Волгоградской городской Думы".
(Вискулова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 7)<11> Решение Волгоградской городской Думы от 6 марта 2013 г. N 73/2209 "О внесении изменения в схему избирательных округов Волгограда для проведения выборов депутатов Волгоградской городской Думы, утвержденную решением Волгоградской городской Думы от 30.01.2013 N 72/2150 "Об утверждении схемы избирательных округов Волгограда и ее графического изображения для проведения выборов депутатов Волгоградской городской Думы".
Статья: Проблема конституционного закрепления принципов избирательной системы Российской Федерации
(Зражевская Т.Д.)
("Право и власть", N 1, 2001)Разбивка избирательных округов - сложная политическая и юридическая проблема. Из-за постоянно усиливающейся миграции населения Центральная избирательная комиссия попыталась внести соответствующие изменения в ранее действующую схему избирательных округов, однако Государственная Дума не поддержала их. Отсутствие закрепления в Конституции принципа равных выборов в отношении депутатов Государственной Думы, с одной стороны, привело к тому, что выборы депутатов в Государственную Думу 1999 года пришлось проводить по устаревшей схеме, а с другой стороны, лишает возможности обратиться в Конституционный Суд с соответствующим запросом.
(Зражевская Т.Д.)
("Право и власть", N 1, 2001)Разбивка избирательных округов - сложная политическая и юридическая проблема. Из-за постоянно усиливающейся миграции населения Центральная избирательная комиссия попыталась внести соответствующие изменения в ранее действующую схему избирательных округов, однако Государственная Дума не поддержала их. Отсутствие закрепления в Конституции принципа равных выборов в отношении депутатов Государственной Думы, с одной стороны, привело к тому, что выборы депутатов в Государственную Думу 1999 года пришлось проводить по устаревшей схеме, а с другой стороны, лишает возможности обратиться в Конституционный Суд с соответствующим запросом.
"Комментарий к Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ"
(постатейный)
(под ред. Е.И. Колюшина)
("Юстицинформ", 2003)Центральная избирательная комиссия РФ не полностью свободна в принятии решения о проведении выборов по новой схеме - она вправе лишь скорректировать (изменить) границы тех избирательных округов, численность избирателей в которых изменилась и не соответствует рассмотренным требованиям Закона. Таким образом, Закон закрепляет безусловный приоритет в вопросе определения одномандатных избирательных округов за федеральным законодателем, предусматривая правомерное делегирование полномочий в этой сфере Центральной избирательной комиссии РФ (правоприменительному органу) только в строго определенных ситуациях и в строго определенных пределах. Такой подход законодателя согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 22 января 2002 г.
(постатейный)
(под ред. Е.И. Колюшина)
("Юстицинформ", 2003)Центральная избирательная комиссия РФ не полностью свободна в принятии решения о проведении выборов по новой схеме - она вправе лишь скорректировать (изменить) границы тех избирательных округов, численность избирателей в которых изменилась и не соответствует рассмотренным требованиям Закона. Таким образом, Закон закрепляет безусловный приоритет в вопросе определения одномандатных избирательных округов за федеральным законодателем, предусматривая правомерное делегирование полномочий в этой сфере Центральной избирательной комиссии РФ (правоприменительному органу) только в строго определенных ситуациях и в строго определенных пределах. Такой подход законодателя согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 22 января 2002 г.
"Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций"
(Зимненко Б.Л.)
("Статут", "РАП", 2010)498. Определение Верховного Суда РФ от 21 января 2003 г. по делу N 92-Г03-1. Рассмотрение в кассационном порядке заявления о признании недействительными и не порождающими последствий постановлений Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 31 октября 2002 г. N 46-ЗП-1 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва "Об утверждении схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" и от 21 ноября 2002 г. N 23 "Об утверждении схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва".
(Зимненко Б.Л.)
("Статут", "РАП", 2010)498. Определение Верховного Суда РФ от 21 января 2003 г. по делу N 92-Г03-1. Рассмотрение в кассационном порядке заявления о признании недействительными и не порождающими последствий постановлений Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 31 октября 2002 г. N 46-ЗП-1 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва "Об утверждении схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" и от 21 ноября 2002 г. N 23 "Об утверждении схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва".
"Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Игнатов С.Л.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)В такой схеме избирательных округов согласно рассматриваемому пункту должны быть: обозначены границы избирательных округов, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. В новой редакции данного пункта (после внесения изменений Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ), как и ранее, устанавливалось, что в схеме избирательных округов должны быть указаны место нахождения каждой ОИК или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия ОИК, но это положение исключено Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ.
(постатейный)
(2-е издание)
(Игнатов С.Л.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)В такой схеме избирательных округов согласно рассматриваемому пункту должны быть: обозначены границы избирательных округов, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. В новой редакции данного пункта (после внесения изменений Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ), как и ранее, устанавливалось, что в схеме избирательных округов должны быть указаны место нахождения каждой ОИК или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия ОИК, но это положение исключено Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ.
"Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений"
(Колюшин Е.И.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)В Определении от 21 января 2003 г. (дело N 92-Г03-1) Верховный Суд РФ указал, что "при изменении схем избирательных округов не было учтено, что при назначении повторных выборов и дополнительных выборов... запрещается изменение порядка проведения и подготовки выборов, поскольку в ходе уже начатых выборов в таком случае нарушается принцип равного избирательного права, соблюдение которого является необходимым условием свободных выборов". Верховный Суд РФ сделал вывод, что изменение схемы избирательных округов "привело к неравенству граждан при осуществлении ими избирательных прав в ходе одних и тех же выборов".
(Колюшин Е.И.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)В Определении от 21 января 2003 г. (дело N 92-Г03-1) Верховный Суд РФ указал, что "при изменении схем избирательных округов не было учтено, что при назначении повторных выборов и дополнительных выборов... запрещается изменение порядка проведения и подготовки выборов, поскольку в ходе уже начатых выборов в таком случае нарушается принцип равного избирательного права, соблюдение которого является необходимым условием свободных выборов". Верховный Суд РФ сделал вывод, что изменение схемы избирательных округов "привело к неравенству граждан при осуществлении ими избирательных прав в ходе одних и тех же выборов".
Статья: Достоинства и недостатки проекта Кодекса о выборах и референдумах
(Юсубов Э.С., Тищенко В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 12)Мы также возражаем против положений проекта о том, что только 25% мандатов депутатов можно распределить по пропорциональной избирательной системе. В настоящее время сложилась устойчивая практика формирования представительных органов регионов в соотношении 50% + 50%. Эта система соответствует принципу многопартийности, стимулирует ее развитие и укрепляет авторитет партий в обществе. Изменение избирательной системы путем увеличения доли кандидатов, выдвигаемых в одномандатных и (или) многомандатных округах, влечет за собой изменение сложившейся схемы этих округов. Ключевым правовым аспектом этой проблемы являются нормы действующей редакции Закона N 67-ФЗ. Поэтому авторам проекта необходимо согласовать свое предложение со сложившейся практикой и действующими нормами закона.
(Юсубов Э.С., Тищенко В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 12)Мы также возражаем против положений проекта о том, что только 25% мандатов депутатов можно распределить по пропорциональной избирательной системе. В настоящее время сложилась устойчивая практика формирования представительных органов регионов в соотношении 50% + 50%. Эта система соответствует принципу многопартийности, стимулирует ее развитие и укрепляет авторитет партий в обществе. Изменение избирательной системы путем увеличения доли кандидатов, выдвигаемых в одномандатных и (или) многомандатных округах, влечет за собой изменение сложившейся схемы этих округов. Ключевым правовым аспектом этой проблемы являются нормы действующей редакции Закона N 67-ФЗ. Поэтому авторам проекта необходимо согласовать свое предложение со сложившейся практикой и действующими нормами закона.