Изменение пзз
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение пзз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Общие вопросы аренды государственного (муниципального) земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Изменение правового режима земельного участка при утверждении (изменении) правил землепользования и застройки само по себе не свидетельствует, что воля публично-правового образования направлена на лишение арендатора права на выкуп земельного участка, даже если такие действия привели к тому, что участок не может быть предоставлен в собственность в ранее определенных целях
(КонсультантПлюс, 2025)Изменение правового режима земельного участка при утверждении (изменении) правил землепользования и застройки само по себе не свидетельствует, что воля публично-правового образования направлена на лишение арендатора права на выкуп земельного участка, даже если такие действия привели к тому, что участок не может быть предоставлен в собственность в ранее определенных целях
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Представительный орган местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление
(КонсультантПлюс, 2025)Суд может обязать представительный орган местного самоуправления принять решение по вопросу, отнесенному к его компетенции, например по внесению изменений в Правила землепользования и застройки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд может обязать представительный орган местного самоуправления принять решение по вопросу, отнесенному к его компетенции, например по внесению изменений в Правила землепользования и застройки
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ
(ред. от 03.02.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5) в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки общественные обсуждения или публичные слушания по проектам документов о внесении изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах населенного пункта, в отношении которого подготовлены такие изменения, а в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в отношении территории за границами населенных пунктов - в границах ближайшего населенного пункта с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства;
(ред. от 03.02.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5) в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки общественные обсуждения или публичные слушания по проектам документов о внесении изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах населенного пункта, в отношении которого подготовлены такие изменения, а в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в отношении территории за границами населенных пунктов - в границах ближайшего населенного пункта с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства;
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
(ред. от 31.07.2025)Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В судебной практике, с одной стороны, отмечается, что процедура изменения ПЗЗ, ДПТ нормативно урегулирована и не поставлена в зависимость ни от субъективного усмотрения органов, ни от наличия встречного имущественного предоставления заинтересованных лиц; внесение изменений в ПЗЗ с целью обеспечения возможности строительства объектов с иными параметрами застройки (большей плотностью и (или) этажностью) не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления; орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе обеспечением устойчивого развития территории города, создание благоприятной городской среды <1>. С другой - публичное образование, не обеспечившее содействие в выполнении работ, предусмотренных инвестиционным договором, не вправе возлагать на инвестора неблагоприятные имущественные последствия того, что договор не был исполнен; внеся оплату по инвестиционному договору в бюджет публичного образования, но не получив ожидаемого результата от его заключения, застройщик вправе требовать возврата уплаченных им средств; несогласованность позиций государственных органов, выступающих на стороне публичного образования, по вопросу о возможности использования земельного участка для целей, названных в инвестиционном договоре, не должна порождать негативные правовые последствия только для истца как инвестора, поскольку это нарушает баланс интересов сторон спорного правоотношения <2>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В судебной практике, с одной стороны, отмечается, что процедура изменения ПЗЗ, ДПТ нормативно урегулирована и не поставлена в зависимость ни от субъективного усмотрения органов, ни от наличия встречного имущественного предоставления заинтересованных лиц; внесение изменений в ПЗЗ с целью обеспечения возможности строительства объектов с иными параметрами застройки (большей плотностью и (или) этажностью) не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления; орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе обеспечением устойчивого развития территории города, создание благоприятной городской среды <1>. С другой - публичное образование, не обеспечившее содействие в выполнении работ, предусмотренных инвестиционным договором, не вправе возлагать на инвестора неблагоприятные имущественные последствия того, что договор не был исполнен; внеся оплату по инвестиционному договору в бюджет публичного образования, но не получив ожидаемого результата от его заключения, застройщик вправе требовать возврата уплаченных им средств; несогласованность позиций государственных органов, выступающих на стороне публичного образования, по вопросу о возможности использования земельного участка для целей, названных в инвестиционном договоре, не должна порождать негативные правовые последствия только для истца как инвестора, поскольку это нарушает баланс интересов сторон спорного правоотношения <2>.
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Представляется, что на развитие практики прямого применения положений генерального плана, которая напрямую связана с фактическим резервированием, существенное влияние оказало общее непонимание юридической силы и назначения документации территориального планирования. Генеральный план по своему юридическому назначению имеет лишь перспективный характер и сам по себе не может менять правовой режим земель. Правовой режим земельного участка с точки зрения застройки, если вникнуть в изначально заложенный в градостроительное регулирование смысл, определяется в первую очередь правилами землепользования и застройки (далее - ПЗЗ), что следует из нормы части 12 статьи 9 ГрК РФ. Несмотря на то что из норм ГрК РФ можно вывести некоторую подчиненность ПЗЗ генеральному плану и иным документам территориального планирования <27>, несоответствие территориального зонирования таким документам лишь является основанием для изменения ПЗЗ, но не изменяет их, в ином случае смысл существования ПЗЗ и документов территориального планирования ставится под сомнение.
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Представляется, что на развитие практики прямого применения положений генерального плана, которая напрямую связана с фактическим резервированием, существенное влияние оказало общее непонимание юридической силы и назначения документации территориального планирования. Генеральный план по своему юридическому назначению имеет лишь перспективный характер и сам по себе не может менять правовой режим земель. Правовой режим земельного участка с точки зрения застройки, если вникнуть в изначально заложенный в градостроительное регулирование смысл, определяется в первую очередь правилами землепользования и застройки (далее - ПЗЗ), что следует из нормы части 12 статьи 9 ГрК РФ. Несмотря на то что из норм ГрК РФ можно вывести некоторую подчиненность ПЗЗ генеральному плану и иным документам территориального планирования <27>, несоответствие территориального зонирования таким документам лишь является основанием для изменения ПЗЗ, но не изменяет их, в ином случае смысл существования ПЗЗ и документов территориального планирования ставится под сомнение.
Готовое решение: Как изменить границы территориальных зон земельных участков
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как проводится подготовка проекта внесения изменений в ПЗЗ и его утверждение
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как проводится подготовка проекта внесения изменений в ПЗЗ и его утверждение
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования объекта капитального строительства (в том числе здания)
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы хотите изменить вид разрешенного использования на тот, который не предусмотрен градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в ПЗЗ. Например, может потребоваться изменить границы территориальных зон, от которых напрямую зависит вид разрешенного использования и земельного участка, и объекта капитального строительства (п. 1 ч. 6 ст. 30, ст. 33 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы хотите изменить вид разрешенного использования на тот, который не предусмотрен градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в ПЗЗ. Например, может потребоваться изменить границы территориальных зон, от которых напрямую зависит вид разрешенного использования и земельного участка, и объекта капитального строительства (п. 1 ч. 6 ст. 30, ст. 33 ГрК РФ).
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)В том же 2014 году в ГрК РФ введено императивное правило о том, что в городах федерального значения ПЗЗ утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных (т.е. не представительных) органов субъектов Федерации <5>, а с 2020 года субъекты Федерации получили право передавать полномочия по утверждению и изменению ПЗЗ от представительных органов местного самоуправления местным администрациям (если полномочия в целом не были переданы на региональный уровень) <6>. Тот же механизм закреплен и в отношении единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)В том же 2014 году в ГрК РФ введено императивное правило о том, что в городах федерального значения ПЗЗ утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных (т.е. не представительных) органов субъектов Федерации <5>, а с 2020 года субъекты Федерации получили право передавать полномочия по утверждению и изменению ПЗЗ от представительных органов местного самоуправления местным администрациям (если полномочия в целом не были переданы на региональный уровень) <6>. Тот же механизм закреплен и в отношении единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования.
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы хотите изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в правила землепользования и застройки (ст. 33 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы хотите изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в правила землепользования и застройки (ст. 33 ГрК РФ).
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В этом случае изменение вида разрешенного использования осуществляется в порядке, установленном законодательством, посредством принятия нормативного акта о внесении изменений в ПЗЗ (ст. ст. 31, 32, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В этом случае изменение вида разрешенного использования осуществляется в порядке, установленном законодательством, посредством принятия нормативного акта о внесении изменений в ПЗЗ (ст. ст. 31, 32, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ).
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по земельным спорам
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Рассматриваемое Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ касается правовых последствий изменения правил землепользования и застройки в период возведения объекта капитального строительства. При этом возникает ситуация, когда функциональное использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости не соответствует положениям измененного градостроительного регламента территориальной зоны в границах населенного пункта.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Рассматриваемое Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ касается правовых последствий изменения правил землепользования и застройки в период возведения объекта капитального строительства. При этом возникает ситуация, когда функциональное использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости не соответствует положениям измененного градостроительного регламента территориальной зоны в границах населенного пункта.
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)Во-вторых, несмотря на упоминание в составе документов территориального планирования всех уровней (материалов по обоснованию схем территориального планирования, генеральных планов) карт, отображающих ЗОУИТ, как отмечают специалисты, эта часть документов актуализируется гораздо реже, чем их утверждаемая часть <10>, что не всегда может гарантировать реализацию публичного, общественного интереса в сохранении объектов культурного наследия. По сути, первым (в иерархии градостроительных документов) документом, где отображаются ЗОУИТ, являются правила землепользования и застройки, точнее - карта градостроительного зонирования; также возможно создание отдельной карты ЗОУИТ (см. ч. 5 ст. 30 ГрК РФ) или утверждение единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа в части соответствующей карты. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными в границах ЗОУИТ, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся (ч. 3 ст. 31 ГрК РФ). Градостроительное законодательство также предусматривает процедуру по изменению правил землепользования и застройки в целях отображения границ таких зон, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон (см. ч. 8 - 10 ст. 33 ГрК РФ).
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)Во-вторых, несмотря на упоминание в составе документов территориального планирования всех уровней (материалов по обоснованию схем территориального планирования, генеральных планов) карт, отображающих ЗОУИТ, как отмечают специалисты, эта часть документов актуализируется гораздо реже, чем их утверждаемая часть <10>, что не всегда может гарантировать реализацию публичного, общественного интереса в сохранении объектов культурного наследия. По сути, первым (в иерархии градостроительных документов) документом, где отображаются ЗОУИТ, являются правила землепользования и застройки, точнее - карта градостроительного зонирования; также возможно создание отдельной карты ЗОУИТ (см. ч. 5 ст. 30 ГрК РФ) или утверждение единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа в части соответствующей карты. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными в границах ЗОУИТ, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся (ч. 3 ст. 31 ГрК РФ). Градостроительное законодательство также предусматривает процедуру по изменению правил землепользования и застройки в целях отображения границ таких зон, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон (см. ч. 8 - 10 ст. 33 ГрК РФ).