Изменение границ территориальных зон
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение границ территориальных зон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 33 "Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, по смыслу указанных норм, предложения о внесении изменений могут направляться при определенных частью 3 статьи 33 ГрК РФ условиях, а публичные слушания должны выявлять мнение заинтересованных правообладателей земельных участков, в данном случае, по вопросу изменения границ территориальных зон, градостроительных регламентов, которые органы местного самоуправления обязаны учитывать."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 33 "Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"В части 2 статьи 33 ГрК РФ предусмотрены основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в числе которых указано поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как изменить границы территориальных зон земельных участков
(КонсультантПлюс, 2025)1. Зачем может потребоваться изменение границ территориальных зон
(КонсультантПлюс, 2025)1. Зачем может потребоваться изменение границ территориальных зон
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования объекта капитального строительства (в том числе здания)
(КонсультантПлюс, 2025)Подробно ознакомиться с порядком изменения вида разрешенного использования земельного участка, внесения изменений в ПЗЗ, включая изменения границ территориальных зон, вы можете в отдельных материалах.
(КонсультантПлюс, 2025)Подробно ознакомиться с порядком изменения вида разрешенного использования земельного участка, внесения изменений в ПЗЗ, включая изменения границ территориальных зон, вы можете в отдельных материалах.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
(ред. от 31.07.2025)2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон;
Готовое решение: Как внести изменения в правила землепользования и застройки
(КонсультантПлюс, 2025)Далее в материале приведен общий порядок внесения изменений в ПЗЗ. Если вам нужно внести изменения в ПЗЗ по причине изменения границ территориальных зон или вида разрешенного использования земельного участка, рекомендуем воспользоваться отдельными материалами.
(КонсультантПлюс, 2025)Далее в материале приведен общий порядок внесения изменений в ПЗЗ. Если вам нужно внести изменения в ПЗЗ по причине изменения границ территориальных зон или вида разрешенного использования земельного участка, рекомендуем воспользоваться отдельными материалами.
Статья: Правовые проблемы изменения границ территории городских лесов
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Особенно остро эта проблема стоит применительно к ситуациям изменения границ городских лесов. С позиций градостроительного и земельного законодательства данные вопросы (включение территории в черту населенного пункта с отнесением к городским лесам; исключение территории из категории земель населенного пункта и городских лесов; изменение границ и градостроительного регламента территориальной зоны, включающей городские леса) относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления и решаются путем территориального планирования и градостроительного зонирования, т.е. путем корректировки генерального плана и/или правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. Данные выводы подкрепляются в том числе правовой позицией Минэкономразвития России <14>.
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Особенно остро эта проблема стоит применительно к ситуациям изменения границ городских лесов. С позиций градостроительного и земельного законодательства данные вопросы (включение территории в черту населенного пункта с отнесением к городским лесам; исключение территории из категории земель населенного пункта и городских лесов; изменение границ и градостроительного регламента территориальной зоны, включающей городские леса) относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления и решаются путем территориального планирования и градостроительного зонирования, т.е. путем корректировки генерального плана и/или правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. Данные выводы подкрепляются в том числе правовой позицией Минэкономразвития России <14>.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. п. 3, 8 ч. 1 ст. 32 Закона о регистрации недвижимости решения (акты) органов государственной власти и органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, а также об установлении или изменении границ населенного пункта, являются основанием для внесения сведений в ЕГРН.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. п. 3, 8 ч. 1 ст. 32 Закона о регистрации недвижимости решения (акты) органов государственной власти и органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, а также об установлении или изменении границ населенного пункта, являются основанием для внесения сведений в ЕГРН.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Одним из последствий включения земельного участка в состав территории общего пользования является изменение градостроительного регламента, что влечет ограничение прав собственника участка в его использовании в части, не соответствующей "новому" регламенту. Очевидно также, что указанные ограничения приведут к снижению рыночной стоимости земельного участка. По смыслу норм действующего законодательства убытки, связанные с уменьшением цены участка, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 59 "Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Вместе с тем у правообладателей земельных участков могут возникнуть сложности с возмещением указанных убытков, поскольку в ЗК РФ прямо не поименованы в качестве ограничений прав на землю особые условия использования земельных участков, связанные с изменением границ территориальной зоны и включением в ее состав частного земельного участка.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Одним из последствий включения земельного участка в состав территории общего пользования является изменение градостроительного регламента, что влечет ограничение прав собственника участка в его использовании в части, не соответствующей "новому" регламенту. Очевидно также, что указанные ограничения приведут к снижению рыночной стоимости земельного участка. По смыслу норм действующего законодательства убытки, связанные с уменьшением цены участка, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 59 "Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Вместе с тем у правообладателей земельных участков могут возникнуть сложности с возмещением указанных убытков, поскольку в ЗК РФ прямо не поименованы в качестве ограничений прав на землю особые условия использования земельных участков, связанные с изменением границ территориальной зоны и включением в ее состав частного земельного участка.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ч. 2 комментируемой статьи поступление предложений об изменении границ территориальных зон - одно из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования. Причиной такой постановки вопроса является необходимость изменения разрешенного использования земельного участка, что, в свою очередь, приводит к необходимости изменения границ территориальных зон, если, например, нужная зона является смежной.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ч. 2 комментируемой статьи поступление предложений об изменении границ территориальных зон - одно из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования. Причиной такой постановки вопроса является необходимость изменения разрешенного использования земельного участка, что, в свою очередь, приводит к необходимости изменения границ территориальных зон, если, например, нужная зона является смежной.
Ситуация: Как провести межевание земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу не является препятствием для государственного кадастрового учета выявленное при уточнении границ земельного участка (государственном кадастровом учете в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка) пересечение границ земельного участка с границами населенных пунктов (территориальных зон), сведения о которых содержатся в ЕГРН, если более 50% площади указанного участка находится в границах или за границами населенного пункта (территориальной зоны). В этом случае орган регистрации прав в установленном порядке одновременно с государственным кадастровым учетом внесет в реестр границ ЕГРН изменения описания местоположения границ населенного пункта (территориальной зоны) (ч. 2.2 - 2.4 ст. 43 Закона N 218-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу не является препятствием для государственного кадастрового учета выявленное при уточнении границ земельного участка (государственном кадастровом учете в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка) пересечение границ земельного участка с границами населенных пунктов (территориальных зон), сведения о которых содержатся в ЕГРН, если более 50% площади указанного участка находится в границах или за границами населенного пункта (территориальной зоны). В этом случае орган регистрации прав в установленном порядке одновременно с государственным кадастровым учетом внесет в реестр границ ЕГРН изменения описания местоположения границ населенного пункта (территориальной зоны) (ч. 2.2 - 2.4 ст. 43 Закона N 218-ФЗ).
Статья: Правовые меры обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при комплексном развитии территорий
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Согласно Стандарту КРТ "мастер-план служит концептуальной основой для разработки предложений по изменению границ территориальных зон и градостроительных регламентов ПЗЗ" <19>. Фактически по своему содержанию мастер-планы совмещают в себе функции генеральных планов и ПЗЗ, что инициирует обсуждение проблемы реформирования территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе путем включения градостроительных регламентов непосредственно в состав генплана с упразднением ПЗЗ или же через замену генплана на мастер-планы <20>.
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Согласно Стандарту КРТ "мастер-план служит концептуальной основой для разработки предложений по изменению границ территориальных зон и градостроительных регламентов ПЗЗ" <19>. Фактически по своему содержанию мастер-планы совмещают в себе функции генеральных планов и ПЗЗ, что инициирует обсуждение проблемы реформирования территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе путем включения градостроительных регламентов непосредственно в состав генплана с упразднением ПЗЗ или же через замену генплана на мастер-планы <20>.
Статья: Категория "общее пользование" в земельном законодательстве
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Очевидно, что указанные ограничения приведут к снижению рыночной стоимости земельного участка. По смыслу норм действующего законодательства убытки, связанные с уменьшением цены участка, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 года N 59 "Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Вместе с тем у правообладателей земельных участков могут возникнуть сложности с возмещением указанных убытков, поскольку в ЗК РФ прямо не поименованы в качестве ограничений прав на землю особые условия использования земельных участков, связанные с изменением границ территориальной зоны и включением в ее состав частного земельного участка.
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Очевидно, что указанные ограничения приведут к снижению рыночной стоимости земельного участка. По смыслу норм действующего законодательства убытки, связанные с уменьшением цены участка, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 года N 59 "Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Вместе с тем у правообладателей земельных участков могут возникнуть сложности с возмещением указанных убытков, поскольку в ЗК РФ прямо не поименованы в качестве ограничений прав на землю особые условия использования земельных участков, связанные с изменением границ территориальной зоны и включением в ее состав частного земельного участка.
Статья: "Безответственное" изменение вида использования земельного участка. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 01.10.2020 N 310-ЭС20-8733 и Постановлению КС РФ от 16.10.2020 N 42-П
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)В силу ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона N 218-ФЗ в реестр границ как составную часть ЕГРН среди прочего вносятся следующие сведения о территориальных зонах: перечень всех ВРИ земельных участков, установленных градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, расположенного на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории применительно к территориальной зоне, в отношении которой они приняты.
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)В силу ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона N 218-ФЗ в реестр границ как составную часть ЕГРН среди прочего вносятся следующие сведения о территориальных зонах: перечень всех ВРИ земельных участков, установленных градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, расположенного на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории применительно к территориальной зоне, в отношении которой они приняты.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)3) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон (указание на установление или изменение границ территориальных зон введено Законом 2016 г. N 361-ФЗ);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)3) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон (указание на установление или изменение границ территориальных зон введено Законом 2016 г. N 361-ФЗ);