Изменение границ лицензии на право пользования недрами
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение границ лицензии на право пользования недрами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Участки недр, предоставляемые в пользование" Закона РФ "О недрах""При этом статья 12 Закона о недрах как до, так и после внесенных изменений, включает в содержание лицензии на право пользования недрами описание границ участка недр, предоставленного в пользование с учетом статьи 7 Закона о недрах, содержащей положения о горном отводе, а также сроки подготовки проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Предоставление проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, являющейся составной частью лицензии, законодатель счел достаточным для формирования пакета документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов"."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Основные права и обязанности пользователя недр" Закона РФ "О недрах""Вместе с тем, общество не обеспечило своевременное внесение изменений в лицензию на пользование недрами, горноотводный акт от 09.10.2015 N 346 в установленном порядке не приобщен к лицензии в качестве ее неотъемлемой составной части, что является нарушением требований статьи 7, пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах. Лицензия не предоставляет актуальную информацию по статусу границ участка недр."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как отражаются в бухгалтерском учете расходы на получение лицензии на пользование недрами, в том числе с целью добычи полезных ископаемых?
(Консультация эксперта, 2025)Внесение изменений в лицензию на пользование недрами осуществляется по основаниям, предусмотренным Законом N 2395-1, в частности, таким как возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых право пользования недрами было предоставлено; изменение границ участка недр, предоставленного в пользование. Такие изменения в лицензию, по сути, предоставляют новые условия пользования недрами (ч. 5 ст. 12.1 Закона N 2395-1, п. 8 Порядка внесения изменений в лицензии на пользование недрами, утв. Приказом Минприроды России N 752 и Роснедр N 11 от 14.10.2021 (далее - Порядок N 752/11)).
(Консультация эксперта, 2025)Внесение изменений в лицензию на пользование недрами осуществляется по основаниям, предусмотренным Законом N 2395-1, в частности, таким как возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых право пользования недрами было предоставлено; изменение границ участка недр, предоставленного в пользование. Такие изменения в лицензию, по сути, предоставляют новые условия пользования недрами (ч. 5 ст. 12.1 Закона N 2395-1, п. 8 Порядка внесения изменений в лицензии на пользование недрами, утв. Приказом Минприроды России N 752 и Роснедр N 11 от 14.10.2021 (далее - Порядок N 752/11)).
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в порядке, определенном Правительством при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, а также при внесении изменений в лицензию в части установления возможности добычи попутных полезных ископаемых.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в порядке, определенном Правительством при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, а также при внесении изменений в лицензию в части установления возможности добычи попутных полезных ископаемых.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Окончательный размер разового платежа за пользование недрами устанавливается по результатам аукциона или в соответствии с частью восьмой статьи 13.1 настоящего Закона. Разовый платеж за пользование недрами на участке недр, который предоставляется в пользование без проведения аукциона на право пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемого на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участка недр, устанавливается лицензией на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке. При изменении границ участка недр, предоставленного в пользование, а также при внесении в лицензию на пользование недрами изменений в части установления возможности добычи попутных полезных ископаемых или добычи полезных ископаемых из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, пользователем недр уплачивается разовый платеж за пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Окончательный размер разового платежа за пользование недрами устанавливается по результатам аукциона или в соответствии с частью восьмой статьи 13.1 настоящего Закона. Разовый платеж за пользование недрами на участке недр, который предоставляется в пользование без проведения аукциона на право пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемого на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участка недр, устанавливается лицензией на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке. При изменении границ участка недр, предоставленного в пользование, а также при внесении в лицензию на пользование недрами изменений в части установления возможности добычи попутных полезных ископаемых или добычи полезных ископаемых из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, пользователем недр уплачивается разовый платеж за пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2024 года"Оспоренные законоположения признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде таким лицом в связи с самовольным - до перевода этого участка в иную категорию земель - снятием и перемещением плодородного слоя почвы на этом участке с указанной целью на основании полученной им лицензии на пользование недрами в границах этого участка объем причиненного экологического вреда и способ его возмещения подлежат определению с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом состоявшегося на момент принятия решения суда изменения категории земель на этом участке, обусловленного указанной лицензией.
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Учитывая отмеченное, представляется целесообразным закрепить в Законе о недрах возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для пользования недрами в целях образования ООГО, после получения лицензии на пользование недрами. В пользу внесения соответствующих изменений в действующее законодательство следует отметить, что при образовании ООГО целевое назначение и границы проведения работ по пользованию недрами исчерпывающим образом определяются в лицензии (в отличие от иных видов пользования недрами, при которых такая информация определяется также в проектной и (или) горноотводной документации).
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Учитывая отмеченное, представляется целесообразным закрепить в Законе о недрах возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для пользования недрами в целях образования ООГО, после получения лицензии на пользование недрами. В пользу внесения соответствующих изменений в действующее законодательство следует отметить, что при образовании ООГО целевое назначение и границы проведения работ по пользованию недрами исчерпывающим образом определяются в лицензии (в отличие от иных видов пользования недрами, при которых такая информация определяется также в проектной и (или) горноотводной документации).
Статья: Участок недр: особая недвижимая вещь или исключенный из оборота объект публичной собственности?
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)Согласно Положению об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование <15> (далее - Положение), границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. Верхняя и нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, абсолютными отметками или привязываются к определенному геологическому объекту (п. 4). Таким образом, при выдаче лицензии границы участка недр устанавливаются путем контура, соединяющего географические точки на поверхности земли, и проведения вертикальных плоскостей по линиям этих границ. Конкретизация участка недр, предоставленного в пользование, производится путем указания "верхней и нижней границы в контуре полезного ископаемого". А это значит, что при выдаче лицензии, но до оформления горноотводного акта участок недр будет сформирован как объемная фигура, имеющая основание в виде плоскости, образованной контуром, соединяющим географические точки на земельном участке, и высотой, представляющей собой расстояние от нижней до верхней границы участка недр. При этом следует признать, что границами участка недр являются границы, описанные в лицензии, а не в горном отводе. На это обстоятельство указывает Письмо Роснедр от 2 декабря 2014 года N ЕШ-01-29/13650 "О границах горных отводов", согласно которому "в случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается. Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка".
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)Согласно Положению об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование <15> (далее - Положение), границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. Верхняя и нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, абсолютными отметками или привязываются к определенному геологическому объекту (п. 4). Таким образом, при выдаче лицензии границы участка недр устанавливаются путем контура, соединяющего географические точки на поверхности земли, и проведения вертикальных плоскостей по линиям этих границ. Конкретизация участка недр, предоставленного в пользование, производится путем указания "верхней и нижней границы в контуре полезного ископаемого". А это значит, что при выдаче лицензии, но до оформления горноотводного акта участок недр будет сформирован как объемная фигура, имеющая основание в виде плоскости, образованной контуром, соединяющим географические точки на земельном участке, и высотой, представляющей собой расстояние от нижней до верхней границы участка недр. При этом следует признать, что границами участка недр являются границы, описанные в лицензии, а не в горном отводе. На это обстоятельство указывает Письмо Роснедр от 2 декабря 2014 года N ЕШ-01-29/13650 "О границах горных отводов", согласно которому "в случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается. Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка".
Вопрос: В случаях внесения изменений в лицензию на пользование участком недр по основанию "изменение наименования юридического лица - пользователя недр" необходимо ли переоформлять горноотводную документацию? Если необходимо, то какие документы необходимо прикладывать к заявлению о переоформлении горноотводной документации?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2022)В случае переоформления лицензии на пользование недрами (без изменения границ горного отвода) к заявлению о переоформлении горноотводной документации как в бумажном, так и в электронном виде прилагаются составленные в соответствии с Требованиями к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений к горноотводному акту и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 г. N 508, план горного отвода, план границ горного отвода, разрезы участка недр, ведомости координат угловых точек горного отвода (в географической и прямоугольной системах), а также копия лицензии на пользование недрами. При этом с учетом абзаца 2 пункта 14 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по оформлению документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29 июля 2019 г. N 293, проект горного отвода может не прикладываться.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2022)В случае переоформления лицензии на пользование недрами (без изменения границ горного отвода) к заявлению о переоформлении горноотводной документации как в бумажном, так и в электронном виде прилагаются составленные в соответствии с Требованиями к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений к горноотводному акту и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 г. N 508, план горного отвода, план границ горного отвода, разрезы участка недр, ведомости координат угловых точек горного отвода (в географической и прямоугольной системах), а также копия лицензии на пользование недрами. При этом с учетом абзаца 2 пункта 14 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по оформлению документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29 июля 2019 г. N 293, проект горного отвода может не прикладываться.
Статья: Судейский активизм и судебная сдержанность в теории эволютивного подхода к праву
(Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)Ожидания общества от правосудия заключаются в первую очередь в беспристрастности, последовательности, предсказуемости, справедливости, рациональности и легитимности. Но это только часть разумных ожиданий, поскольку они носят очевидный для правосудия характер. Общество вправе искать ответы в контексте вызовов эпохи, не задумываясь, является ли это плодом активизма или суду следовало проявить сдержанность. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 6 декабря 2024 г. N 56-П по делу о проверке конституционности п. 1 и 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ и п. 1 и 3 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в качестве аргумента сослался на свое Постановление от 2 июня 2015 г. N 12-П, согласно которому основная задача России как гаранта экологического благополучия и как социального государства, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), - достижение баланса частных и публичных интересов в экологической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частно-, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств. Конституционный Суд посчитал, что положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона "Об охране окружающей среды" не противоречат Конституции РФ, поскольку при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде правообладателем земельного участка согласно хозяйственному назначению в связи с самовольным - до перевода этого участка в иную категорию земель - снятием и перемещением им плодородного слоя почвы на этом участке с целью подготовки к добыче полезных ископаемых на основании полученной лицензии на пользование недрами в границах этого участка объем причиненного экологического вреда и способ его возмещения подлежат определению с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом состоявшегося на момент принятия решения суда изменения категории земель на этом участке, обусловленного указанной лицензией.
(Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)Ожидания общества от правосудия заключаются в первую очередь в беспристрастности, последовательности, предсказуемости, справедливости, рациональности и легитимности. Но это только часть разумных ожиданий, поскольку они носят очевидный для правосудия характер. Общество вправе искать ответы в контексте вызовов эпохи, не задумываясь, является ли это плодом активизма или суду следовало проявить сдержанность. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 6 декабря 2024 г. N 56-П по делу о проверке конституционности п. 1 и 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ и п. 1 и 3 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в качестве аргумента сослался на свое Постановление от 2 июня 2015 г. N 12-П, согласно которому основная задача России как гаранта экологического благополучия и как социального государства, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), - достижение баланса частных и публичных интересов в экологической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частно-, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств. Конституционный Суд посчитал, что положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона "Об охране окружающей среды" не противоречат Конституции РФ, поскольку при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде правообладателем земельного участка согласно хозяйственному назначению в связи с самовольным - до перевода этого участка в иную категорию земель - снятием и перемещением им плодородного слоя почвы на этом участке с целью подготовки к добыче полезных ископаемых на основании полученной лицензии на пользование недрами в границах этого участка объем причиненного экологического вреда и способ его возмещения подлежат определению с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом состоявшегося на момент принятия решения суда изменения категории земель на этом участке, обусловленного указанной лицензией.
Вопрос: Как оформить горный отвод?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Документация подлежит переоформлению при необходимости внесения изменений в уточненные границы горного отвода, а также в случаях изменения срока пользования участком недр, установленного в лицензии на пользование недрами, переоформления лицензии на пользование недрами, выявления технических ошибок в лицензии на пользование недрами и (или) в документации (п. 17 Правил N 1465).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Документация подлежит переоформлению при необходимости внесения изменений в уточненные границы горного отвода, а также в случаях изменения срока пользования участком недр, установленного в лицензии на пользование недрами, переоформления лицензии на пользование недрами, выявления технических ошибок в лицензии на пользование недрами и (или) в документации (п. 17 Правил N 1465).
Вопрос: Каков порядок исчисления и уплаты разовых платежей за пользование недрами?
(Консультация эксперта, 2025)при внесении изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 5 ст. 12.1 Закона N 2395-1, если полезные ископаемые за границами участка недр поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых по результатам работ, проведенных за счет собственных (привлеченных) средств пользователя недр;
(Консультация эксперта, 2025)при внесении изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 5 ст. 12.1 Закона N 2395-1, если полезные ископаемые за границами участка недр поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых по результатам работ, проведенных за счет собственных (привлеченных) средств пользователя недр;
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Признаны не противоречащими Конституции России п. 1 и 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 и 3 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они предполагают, что при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с самовольным - до перевода этого участка в иную категорию земель - снятием и перемещением им плодородного слоя почвы на этом участке с целью подготовки к добыче полезных ископаемых на основании полученной им лицензии на пользование недрами в границах этого участка объем причиненного экологического вреда и способ его возмещения подлежат определению с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом состоявшегося на момент принятия решения суда изменения категории земель на этом участке, обусловленного указанной лицензией.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Признаны не противоречащими Конституции России п. 1 и 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 и 3 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они предполагают, что при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с самовольным - до перевода этого участка в иную категорию земель - снятием и перемещением им плодородного слоя почвы на этом участке с целью подготовки к добыче полезных ископаемых на основании полученной им лицензии на пользование недрами в границах этого участка объем причиненного экологического вреда и способ его возмещения подлежат определению с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом состоявшегося на момент принятия решения суда изменения категории земель на этом участке, обусловленного указанной лицензией.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)21.8. В ч. 21.8 комментируемой статьи говорится о случаях, когда земельные участки были образованы в границах зоны размещения линейного объекта, предусмотренной проектом планировки территории. При этом, если для получения разрешения на строительство линейного объекта была представлена проектная документация, разработанная на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории, в таких случаях сохраняется действие ранее выданного разрешения на строительство такого объекта. Соответственно, внесение изменений в такое разрешение не требуется.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)21.8. В ч. 21.8 комментируемой статьи говорится о случаях, когда земельные участки были образованы в границах зоны размещения линейного объекта, предусмотренной проектом планировки территории. При этом, если для получения разрешения на строительство линейного объекта была представлена проектная документация, разработанная на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории, в таких случаях сохраняется действие ранее выданного разрешения на строительство такого объекта. Соответственно, внесение изменений в такое разрешение не требуется.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Косвенным подтверждением того, что при определении границ и местоположения земельного участка решающее значение имеют не границы горного отвода, может служить изменение формулировки ст. 12 Закона о недрах.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Косвенным подтверждением того, что при определении границ и местоположения земельного участка решающее значение имеют не границы горного отвода, может служить изменение формулировки ст. 12 Закона о недрах.
Статья: Понятие недвижимости в Гражданском кодексе России (история, современность и перспективы развития)
(Козырь О.М., Сенчищев В.И.)
("Закон", 2025, N 1)<9> См.: Федеральный закон от 03.03.1995 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах".
(Козырь О.М., Сенчищев В.И.)
("Закон", 2025, N 1)<9> См.: Федеральный закон от 03.03.1995 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах".