Изменение цены контракта с неопределенным объемом
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение цены контракта с неопределенным объемом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2020 N 301-ЭС20-11305 по делу N А43-13136/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения в сумме переплаты за выполненные работы и штрафа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт выполнения работ и их объем подтверждены актом приемки, претензий к качеству и объему выполненных работ заказчик не предъявлял; стоимость работ зафиксирована в контракте, доказательства согласования сторонами условия об уменьшении цены контракта не представлены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Стоимость работ составляет 1 362 087 рублей 56 копеек и является твердой, изменению не подлежит, определяется на весь срок исполнения контракта.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения в сумме переплаты за выполненные работы и штрафа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт выполнения работ и их объем подтверждены актом приемки, претензий к качеству и объему выполненных работ заказчик не предъявлял; стоимость работ зафиксирована в контракте, доказательства согласования сторонами условия об уменьшении цены контракта не представлены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Стоимость работ составляет 1 362 087 рублей 56 копеек и является твердой, изменению не подлежит, определяется на весь срок исполнения контракта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика осуществления закупок с неопределенным объемом
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 5)<20> Решение АС Ростовской области по делу N А53-24446/2020. Апелляция и кассация оставили данное решение без изменений, а жалобы контрольного органа без удовлетворения.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 5)<20> Решение АС Ростовской области по делу N А53-24446/2020. Апелляция и кассация оставили данное решение без изменений, а жалобы контрольного органа без удовлетворения.
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)заказчик хочет увеличить количество поставляемого товара по п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (за исключением закупок с неопределенным объемом и случаев проведения электронного запроса котировок). Увеличение возможно в пределах разницы между НМЦК и ценой контракта, указанной в пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Цена единицы товара не должна превышать значение, полученное при делении цены контракта, предусмотренной данной нормой, на количество товара, указанное в извещении. Участник закупки вправе отказаться от увеличения количества товара, сформировав протокол разногласий (п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)заказчик хочет увеличить количество поставляемого товара по п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (за исключением закупок с неопределенным объемом и случаев проведения электронного запроса котировок). Увеличение возможно в пределах разницы между НМЦК и ценой контракта, указанной в пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Цена единицы товара не должна превышать значение, полученное при делении цены контракта, предусмотренной данной нормой, на количество товара, указанное в извещении. Участник закупки вправе отказаться от увеличения количества товара, сформировав протокол разногласий (п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
Нормативные акты
Решение Хабаровского УФАС России от 11.04.2025 N 84
Нарушение: ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.Как установлено Инспекцией Хабаровского УФАС России, в извещении об осуществлении закупки указано: максимальное значение цены контракта - 570 000, 85 рублей. При этом, из приложенных к извещению документов (обоснование цены, техническая часть и приложение к технической части, проект контракта, график выполнения работ) следует, что в извещении допущена техническая ошибка: установлен признак объекта закупки неопределенный объем закупаемых товаров, работ, услуг, что не позволяет изменить цену контракта при подаче ценового предложения, а также увеличить объем закупаемых товаров, работ, услуг.
Нарушение: ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.Как установлено Инспекцией Хабаровского УФАС России, в извещении об осуществлении закупки указано: максимальное значение цены контракта - 570 000, 85 рублей. При этом, из приложенных к извещению документов (обоснование цены, техническая часть и приложение к технической части, проект контракта, график выполнения работ) следует, что в извещении допущена техническая ошибка: установлен признак объекта закупки неопределенный объем закупаемых товаров, работ, услуг, что не позволяет изменить цену контракта при подаче ценового предложения, а также увеличить объем закупаемых товаров, работ, услуг.
Статья: Закупка медицинских товаров без указания фиксированного объема
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 10)Для закупки медицинских товаров наиболее актуально ограничение, связанное с отсутствием возможности проводить без объема закупки товаров, включенных в перечень товаров, в отношении которых установлены условия допуска Приказом Минфина России от 04.06.2018 (далее - Приказ N 126н). Это связано с тем, что в текущей редакции Приказ N 126н не допускает снижения на 15% суммы единичных расценок закупаемых товаров: снижению подлежит исключительно цена контракта. При этом максимальное значение цены контракта, исходя из положений ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, не может быть изменено. В результате до внесения изменений в Приказ N 126н заказчик не вправе проводить закупки товаров, включенных в приложение к указанному акту, с неопределенным объемом.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 10)Для закупки медицинских товаров наиболее актуально ограничение, связанное с отсутствием возможности проводить без объема закупки товаров, включенных в перечень товаров, в отношении которых установлены условия допуска Приказом Минфина России от 04.06.2018 (далее - Приказ N 126н). Это связано с тем, что в текущей редакции Приказ N 126н не допускает снижения на 15% суммы единичных расценок закупаемых товаров: снижению подлежит исключительно цена контракта. При этом максимальное значение цены контракта, исходя из положений ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, не может быть изменено. В результате до внесения изменений в Приказ N 126н заказчик не вправе проводить закупки товаров, включенных в приложение к указанному акту, с неопределенным объемом.
Статья: Майская госзакупочная революция: краткий обзор изменений в правилах контрактной системы
(Кузнецов К.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права", 2019, N 2)Для контракта, срок исполнения которого превышает год и цена которого составляет или превышает предельный размер, установленный Правительством Российской Федерации, в случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, при наличии в письменной форме обоснования изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации возможно изменение его объемов не более чем на 30% (напомним, что в общем случае законодательство устанавливает порог в 10%). Причем в указанный срок не включается срок получения положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
(Кузнецов К.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права", 2019, N 2)Для контракта, срок исполнения которого превышает год и цена которого составляет или превышает предельный размер, установленный Правительством Российской Федерации, в случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, при наличии в письменной форме обоснования изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации возможно изменение его объемов не более чем на 30% (напомним, что в общем случае законодательство устанавливает порог в 10%). Причем в указанный срок не включается срок получения положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
Вопрос: Об изменении объема работ (услуг), если в контракте не определена цена единицы работ (услуг).
(Письмо Минэкономразвития России от 23.09.2016 N Д28и-2529)Таким образом, изменять объем работ не более чем на десять процентов цены контракта, если в контракте не определена цена единицы работ, услуг, неправомерно.
(Письмо Минэкономразвития России от 23.09.2016 N Д28и-2529)Таким образом, изменять объем работ не более чем на десять процентов цены контракта, если в контракте не определена цена единицы работ, услуг, неправомерно.
Статья: Изменения в законодательстве о закупках в апреле 2020 года
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2020, N 5)1. Условия контракта, которые можно изменять (одно или несколько):
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2020, N 5)1. Условия контракта, которые можно изменять (одно или несколько):
Статья: Типовой контракт на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства: некоторые проблемы применения и возможные пути их решения
(Удалихин А.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 5)Второе основание изменения графика фактически предусматривает право заказчика на внесение изменений в проектную документацию. В подтверждение данного вывода п. 13.6 Типового контракта устанавливает, что заказчик в период действия контракта вправе требовать внесения изменений в условия контракта при внесении изменений в проектную документацию. Вместе с тем, как следует из п. 1.1 Типового контракта, проектная документация образует предмет контракта. Более того, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 сметная документация также является частью проектной документации. Таким образом, заказчик наделяется правом на внесение изменений в проектные решения и сметную документацию. Действительно, на практике часто возникают ситуации, когда при производстве работ выявляется потребность во внесении незначительных изменений в проектную документацию. Однако отсутствие жестких ограничений пределов осуществления заказчиком такого права создает основу для злоупотреблений, связанных с произвольным внесением заказчиком изменений в существенное условие контракта - в его предмет. Отметим, что п. 13.8 Типового контракта наделяет подрядчика встречным правом требовать увеличения цены контракта в случае внесения заказчиком изменений в проектную документацию, которые влекут увеличение объема работ и увеличение цены контракта до 10% и не меняют характера предусмотренных проектной документацией и контрактом работ. К сожалению, ни действующее законодательство, ни типовой контракт не определяют, что следует понимать под характером работ <10>. Кроме того, комментируемое условие также противоречит положениям ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
(Удалихин А.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 5)Второе основание изменения графика фактически предусматривает право заказчика на внесение изменений в проектную документацию. В подтверждение данного вывода п. 13.6 Типового контракта устанавливает, что заказчик в период действия контракта вправе требовать внесения изменений в условия контракта при внесении изменений в проектную документацию. Вместе с тем, как следует из п. 1.1 Типового контракта, проектная документация образует предмет контракта. Более того, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 сметная документация также является частью проектной документации. Таким образом, заказчик наделяется правом на внесение изменений в проектные решения и сметную документацию. Действительно, на практике часто возникают ситуации, когда при производстве работ выявляется потребность во внесении незначительных изменений в проектную документацию. Однако отсутствие жестких ограничений пределов осуществления заказчиком такого права создает основу для злоупотреблений, связанных с произвольным внесением заказчиком изменений в существенное условие контракта - в его предмет. Отметим, что п. 13.8 Типового контракта наделяет подрядчика встречным правом требовать увеличения цены контракта в случае внесения заказчиком изменений в проектную документацию, которые влекут увеличение объема работ и увеличение цены контракта до 10% и не меняют характера предусмотренных проектной документацией и контрактом работ. К сожалению, ни действующее законодательство, ни типовой контракт не определяют, что следует понимать под характером работ <10>. Кроме того, комментируемое условие также противоречит положениям ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (октябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в Извещении, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. В случае если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в Извещении, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. В случае если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.