История конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу История конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Национальная конституция как историко-культурный артефакт
(Андреева Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9
(Андреева Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9
Статья: Проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина: региональный аспект (по материалам Северо-Кавказского федерального округа)
(Газимагомедова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Актуальность и специфика проблемы. Несмотря на принимаемые меры по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина вот уже на протяжении почти тридцатилетней истории Конституции Российской Федерации, вопросы их реализации и повышения эффективности правозащитной деятельности в стране остаются наиболее актуальными в теории и востребованными на практике. Хотя проблемы защиты прав и свобод граждан неоднократно были объектами и предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, многие из них и по сегодняшний день остаются дискуссионными.
(Газимагомедова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Актуальность и специфика проблемы. Несмотря на принимаемые меры по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина вот уже на протяжении почти тридцатилетней истории Конституции Российской Федерации, вопросы их реализации и повышения эффективности правозащитной деятельности в стране остаются наиболее актуальными в теории и востребованными на практике. Хотя проблемы защиты прав и свобод граждан неоднократно были объектами и предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, многие из них и по сегодняшний день остаются дискуссионными.
Статья: Концепция управления государством на основе конституции в дискурсе китайской правовой науки
(Сун Лэй)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Концепция нормативной конституции преимущественно делает ставку на ограничительную составляющую основного закона и игнорирует закрепление в конституции определенных полномочий за конкретными институтами. Концепция же позитивной конституции как раз особо подчеркивает ту роль в наделении и формулировании (собственно constitute) полномочий, которую играет Основной Закон. Во втором случае конституция воспринимается как конструктивная сила всей политической системы, ориентированная на обеспечение стабильности и предсказуемости политической деятельности. Конституция здесь предстает как символ отказа человечества действовать исходя из временных обстоятельств, повиноваться воле случая и уступать перегибам власти, как олицетворение лучших умственных устремлений человека <15>. Соответственно, Основной закон в первую очередь предполагает установление некоего порядка в противовес полной анархии. С этих позиций конституция отстаивает стабильность и безопасность - отправные точки в рассуждениях Томаса Гоббса в "Левиафане" о государстве и Основном законе. Как отмечал Джеймс Мэдисон, при организации правительства, в котором одни люди управляют другими, самая большая сложность связана с необходимостью обеспечения для правительства возможностей контроля граждан и самоконтроля собственными силами <16>. По мысли Мэдисона, на первом месте всегда должны стоять упорядоченность и стабильность государства. Нет смысла рассуждать о каких-либо непреходящих ценностях и возвышенных идеалах, если власти оказываются неспособны сформировать мирный строй и эффективно управлять государством. Верность этого предположения подтверждает история Конституции во Франции. Томас Гоббс и Джон Локк выступили с теорией политического соглашения, которое в конечном счете оформляет государство и правительство. Жан Жак Руссо довел эту концепцию до ее теоретического предела в виде концепции общественного договора <17>. И именно эта идея стала главным губителем политической системы современной им Великобритании <18>. Впрочем, мы не можем, конечно же, свести все причины Великой французской революции и последствий конституционного строя Франции к учению Руссо. Однако с определенной точки зрения все это свидетельствует в пользу важности конституции для формирования государственного строя.
(Сун Лэй)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Концепция нормативной конституции преимущественно делает ставку на ограничительную составляющую основного закона и игнорирует закрепление в конституции определенных полномочий за конкретными институтами. Концепция же позитивной конституции как раз особо подчеркивает ту роль в наделении и формулировании (собственно constitute) полномочий, которую играет Основной Закон. Во втором случае конституция воспринимается как конструктивная сила всей политической системы, ориентированная на обеспечение стабильности и предсказуемости политической деятельности. Конституция здесь предстает как символ отказа человечества действовать исходя из временных обстоятельств, повиноваться воле случая и уступать перегибам власти, как олицетворение лучших умственных устремлений человека <15>. Соответственно, Основной закон в первую очередь предполагает установление некоего порядка в противовес полной анархии. С этих позиций конституция отстаивает стабильность и безопасность - отправные точки в рассуждениях Томаса Гоббса в "Левиафане" о государстве и Основном законе. Как отмечал Джеймс Мэдисон, при организации правительства, в котором одни люди управляют другими, самая большая сложность связана с необходимостью обеспечения для правительства возможностей контроля граждан и самоконтроля собственными силами <16>. По мысли Мэдисона, на первом месте всегда должны стоять упорядоченность и стабильность государства. Нет смысла рассуждать о каких-либо непреходящих ценностях и возвышенных идеалах, если власти оказываются неспособны сформировать мирный строй и эффективно управлять государством. Верность этого предположения подтверждает история Конституции во Франции. Томас Гоббс и Джон Локк выступили с теорией политического соглашения, которое в конечном счете оформляет государство и правительство. Жан Жак Руссо довел эту концепцию до ее теоретического предела в виде концепции общественного договора <17>. И именно эта идея стала главным губителем политической системы современной им Великобритании <18>. Впрочем, мы не можем, конечно же, свести все причины Великой французской революции и последствий конституционного строя Франции к учению Руссо. Однако с определенной точки зрения все это свидетельствует в пользу важности конституции для формирования государственного строя.
Статья: Академическая научная школа административного права
(Кобзарь-Фролова М.Н., Гришковец А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Анализ архивных документов работы сектора и Института показал, что в разработке фундамента науки административного права по поручению А.Я. Вышинского самое активное и деятельное участие приняли С.С. Студеникин, А.А. Карп, В.Ф. Коток. Вместе с тем особых успехов в этом направлении добился именно Семен Севастьянович. В 1936 г. в журнале "Советское строительство" выходит его статья "К истории Конституции СССР" [15]. В дальнейшем издаются иные работы в целях развития основ науки административного права. С.С. Студеникин выступал с докладами на заседании сектора, на конференциях в Институте о полученных им результатах на пути к формированию фундамента науки административного права, однако долго не находил поддержки ни у коллег по сектору, ни у своего руководителя по диссертации А.Я. Вышинского. Семен Севастьянович продолжал много и упорно трудиться, о чем говорят результаты его дальнейшей научной деятельности, а в особенности научные труды, написанные в судьбоносный для развития юридической науки вообще и науки административного права в частности период конца 1930-х - начала 1940-х гг.
(Кобзарь-Фролова М.Н., Гришковец А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Анализ архивных документов работы сектора и Института показал, что в разработке фундамента науки административного права по поручению А.Я. Вышинского самое активное и деятельное участие приняли С.С. Студеникин, А.А. Карп, В.Ф. Коток. Вместе с тем особых успехов в этом направлении добился именно Семен Севастьянович. В 1936 г. в журнале "Советское строительство" выходит его статья "К истории Конституции СССР" [15]. В дальнейшем издаются иные работы в целях развития основ науки административного права. С.С. Студеникин выступал с докладами на заседании сектора, на конференциях в Институте о полученных им результатах на пути к формированию фундамента науки административного права, однако долго не находил поддержки ни у коллег по сектору, ни у своего руководителя по диссертации А.Я. Вышинского. Семен Севастьянович продолжал много и упорно трудиться, о чем говорят результаты его дальнейшей научной деятельности, а в особенности научные труды, написанные в судьбоносный для развития юридической науки вообще и науки административного права в частности период конца 1930-х - начала 1940-х гг.
Статья: Современное понимание конституции, или Почему конституция не основной закон государства
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Конституции в государственно-правовой истории России
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Конституции в государственно-правовой истории России