Исправительные первичные документы
Подборка наиболее важных документов по запросу Исправительные первичные документы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Отличие корректировочного от исправительного счета-фактуры
(КонсультантПлюс, 2026)В Справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 могут быть внесены исправления одновременно с аналогичными исправлениями в Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2. Исправления вносятся в первичные документы, если они содержат ошибочные данные. Поэтому, если вы ошибочно указали и затем исправили в первичных документах данные о стоимости и (или) объеме выполненных работ без изменения договорных условий (привели данные первичных документов в соответствие с договором), то нужно составить исправительный счет-фактуру. Аналогичный вывод содержится в Информации ФНС России от 05.02.2021.
(КонсультантПлюс, 2026)В Справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 могут быть внесены исправления одновременно с аналогичными исправлениями в Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2. Исправления вносятся в первичные документы, если они содержат ошибочные данные. Поэтому, если вы ошибочно указали и затем исправили в первичных документах данные о стоимости и (или) объеме выполненных работ без изменения договорных условий (привели данные первичных документов в соответствие с договором), то нужно составить исправительный счет-фактуру. Аналогичный вывод содержится в Информации ФНС России от 05.02.2021.
Готовое решение: Как исправить ошибки в налоговом учете по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2026)Ошибки в первичных документах исправляются непосредственно в них либо путем составления отдельного исправительного документа. Исправлять ошибки в налоговых регистрах можно корректурным способом, а также путем внесения дополнительных или сторнировочных записей.
(КонсультантПлюс, 2026)Ошибки в первичных документах исправляются непосредственно в них либо путем составления отдельного исправительного документа. Исправлять ошибки в налоговых регистрах можно корректурным способом, а также путем внесения дополнительных или сторнировочных записей.
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 250 "Внереализационные доходы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Однако бухгалтерские справки с исправительными бухгалтерскими проводками к пояснениям налогоплательщиком не приложены. Также не представлены бухгалтерские документы по другим счетам относительно расчета налоговой базы по налогу на прибыль (в том числе по счетам 10, 40, 60, 62, 76, 66, 67, 01, 02) и первичные документы.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Однако бухгалтерские справки с исправительными бухгалтерскими проводками к пояснениям налогоплательщиком не приложены. Также не представлены бухгалтерские документы по другим счетам относительно расчета налоговой базы по налогу на прибыль (в том числе по счетам 10, 40, 60, 62, 76, 66, 67, 01, 02) и первичные документы.
Нормативные акты
Указание Банка России от 29.12.2008 N 2161-У
(ред. от 22.09.2022)
"О порядке составления и оформления мемориального ордера"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2009 N 13232)Без первичного учетного документа составляются мемориальные ордера для осуществления бухгалтерской записи по переносу остатков с одного лицевого счета на соответствующий ему парный лицевой счет, а также для исправления бухгалтерских записей (мемориальный исправительный ордер) в соответствии с приложением к Положению Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2012 года N 25350, 15 октября 2012 года N 25670 ("Вестник Банка России" от 25 сентября 2012 года N 56-57, от 24 октября 2012 года N 62) (далее - Положение N 385-П).
(ред. от 22.09.2022)
"О порядке составления и оформления мемориального ордера"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2009 N 13232)Без первичного учетного документа составляются мемориальные ордера для осуществления бухгалтерской записи по переносу остатков с одного лицевого счета на соответствующий ему парный лицевой счет, а также для исправления бухгалтерских записей (мемориальный исправительный ордер) в соответствии с приложением к Положению Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2012 года N 25350, 15 октября 2012 года N 25670 ("Вестник Банка России" от 25 сентября 2012 года N 56-57, от 24 октября 2012 года N 62) (далее - Положение N 385-П).
Положение Банка России от 24.11.2022 N 809-П
(ред. от 26.03.2026)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)Корректирующие записи при устранении (прекращении) последствий действий по совершению сделок, которые осуществлены в ходе контрольных мероприятий, не являются исправительными бухгалтерскими записями.
(ред. от 26.03.2026)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)Корректирующие записи при устранении (прекращении) последствий действий по совершению сделок, которые осуществлены в ходе контрольных мероприятий, не являются исправительными бухгалтерскими записями.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)Исправление в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, должно сопровождаться надписью "Исправлено" и содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении первичного учетного документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра бухгалтерского учета), в котором произведено исправление, с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)Исправление в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, должно сопровождаться надписью "Исправлено" и содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении первичного учетного документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра бухгалтерского учета), в котором произведено исправление, с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Вопрос: Работник осужден к исправительным работам по основному месту работы. Нужно ли каким-то особым образом отмечать это время в табеле учета рабочего времени?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Табель учета рабочего времени может заполняться по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, либо по форме, самостоятельно разработанной работодателем с соблюдением требований к оформлению первичных документов в соответствии с положениями законодательства о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете") (Письмо Роструда от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Табель учета рабочего времени может заполняться по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, либо по форме, самостоятельно разработанной работодателем с соблюдением требований к оформлению первичных документов в соответствии с положениями законодательства о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете") (Письмо Роструда от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1).
"Учетная политика 2025: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)г) исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Требования к исполнению корректурного способа внесения исправлений установлены ФСБУ 27/2021. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается;
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)г) исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Требования к исполнению корректурного способа внесения исправлений установлены ФСБУ 27/2021. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается;
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)г) исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Требования к исполнению корректурного способа внесения исправлений установлены ФСБУ 27/2021. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается;
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)г) исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Требования к исполнению корректурного способа внесения исправлений установлены ФСБУ 27/2021. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается;
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)Исправление в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, должно сопровождаться надписью "Исправлено" и содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении первичного учетного документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра бухгалтерского учета), в котором произведено исправление, с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)Исправление в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, должно сопровождаться надписью "Исправлено" и содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении первичного учетного документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра бухгалтерского учета), в котором произведено исправление, с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Готовое решение: Как учреждению отражать в бухгалтерском (бюджетном) учете корректировочные счета-фактуры
(КонсультантПлюс, 2026)Корректировочный счет-фактура выставляется при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. В противном случае составляется исправительный счет-фактура.
(КонсультантПлюс, 2026)Корректировочный счет-фактура выставляется при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. В противном случае составляется исправительный счет-фактура.
"Учетная политика 2026: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2026)г) исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Требования к исполнению корректурного способа внесения исправлений установлены ФСБУ 27/2021. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается;
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2026)г) исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Требования к исполнению корректурного способа внесения исправлений установлены ФСБУ 27/2021. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается;
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)г) исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Требования к исполнению корректурного способа внесения исправлений установлены ФСБУ 27/2021. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается;
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)г) исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Требования к исполнению корректурного способа внесения исправлений установлены ФСБУ 27/2021. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается;
Готовое решение: Какие особенности в приеме на работу осужденного к исправительным работам
(КонсультантПлюс, 2026)Если применяете унифицированную форму N Т-1, соблюдайте общие правила заполнения. В частности, при заключении срочного трудового договора в строке "условия приема на работу, характер работы" укажите основание срочности трудового договора так, как оно прописано в договоре. А в строке "по" укажите срок договора. Например: "окончание срока исправительных работ", если принимаете на такой срок (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
(КонсультантПлюс, 2026)Если применяете унифицированную форму N Т-1, соблюдайте общие правила заполнения. В частности, при заключении срочного трудового договора в строке "условия приема на работу, характер работы" укажите основание срочности трудового договора так, как оно прописано в договоре. А в строке "по" укажите срок договора. Например: "окончание срока исправительных работ", если принимаете на такой срок (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Однако бухгалтерские справки с исправительными бухгалтерскими проводками к пояснениям налогоплательщиком не приложены. Также не представлены бухгалтерские документы по другим счетам относительно расчета налоговой базы по налогу на прибыль (в том числе по счетам 10, 40, 60, 62, 76, 66, 67, 01, 02) и первичные документы.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Однако бухгалтерские справки с исправительными бухгалтерскими проводками к пояснениям налогоплательщиком не приложены. Также не представлены бухгалтерские документы по другим счетам относительно расчета налоговой базы по налогу на прибыль (в том числе по счетам 10, 40, 60, 62, 76, 66, 67, 01, 02) и первичные документы.