Использование товарного знака в контекстной рекламе
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование товарного знака в контекстной рекламе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2025 N 20АП-2819/2025 по делу N А54-757/2023
Требование: О взыскании убытков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В рассматриваемом случае, подтвержденном фактом недобросовестной конкуренции являются действия ООО "Тэк-Системс", выразившиеся в незаконном использовании в текстовой части контекстной рекламы товарного знака "ризур", принадлежащего ООО "НПО РИЗУР" по свидетельству на товарный знак N 487601; N 485727 от 19.04.2013.
Требование: О взыскании убытков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В рассматриваемом случае, подтвержденном фактом недобросовестной конкуренции являются действия ООО "Тэк-Системс", выразившиеся в незаконном использовании в текстовой части контекстной рекламы товарного знака "ризур", принадлежащего ООО "НПО РИЗУР" по свидетельству на товарный знак N 487601; N 485727 от 19.04.2013.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 N 08АП-14797/2023 по делу N А46-17160/2023
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вопреки процессуальной позиции истца, одинаковое звучание используемого слова "ЕСТЬ РЕШЕНИЕ" с учетом смысловой направленности рекламной акции ответчика и в соответствии со всей информацией, содержащейся в рекламной акции, информативной нагрузки, которое несет в себе данное слово в соответствующем контексте, не может являться основанием для признания факта использование ответчиком товарного знака, принадлежащего истцу, в части слова "ЕСТЬ РЕШЕНИЕ".
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вопреки процессуальной позиции истца, одинаковое звучание используемого слова "ЕСТЬ РЕШЕНИЕ" с учетом смысловой направленности рекламной акции ответчика и в соответствии со всей информацией, содержащейся в рекламной акции, информативной нагрузки, которое несет в себе данное слово в соответствующем контексте, не может являться основанием для признания факта использование ответчиком товарного знака, принадлежащего истцу, в части слова "ЕСТЬ РЕШЕНИЕ".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Критерии разграничения рекламы и органичной интеграции
(Москвитин О.А., Марюхина М.Р.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)При этом рекламная информация не должна скрывать рекламный характер и создавать впечатление о размытии путем смешения с органичной интеграцией. Так, ФАС России в Постановлении от 25.03.2020 по делу N 08/04/14.3-12/2020 <11> подчеркивает явный рекламный характер алкогольной продукции и выделение его из контекста подачи материала, при этом необходимо учитывать, что в соответствии с договором "исполнитель по заданию клиента оказывает услуги по размещению органичной интеграции товарных знаков и знаков клиента, создаваемые в выпуске шоу". ФАС России проанализировала видеоматериал шоу на сайте YouTube.com: "В данном видеоролике на пятой минуте <...> стоит за барной стойкой, за ее спиной расположен стеллаж, на котором стоит множество бутылок с алкогольной продукцией под торговой маркой Jim Beam. Информация о бурбоне под торговой маркой Jim Beam, сообщаемая на канале <...> отвечает всем признакам рекламы и не может быть признана органичной интеграцией" <12>.
(Москвитин О.А., Марюхина М.Р.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)При этом рекламная информация не должна скрывать рекламный характер и создавать впечатление о размытии путем смешения с органичной интеграцией. Так, ФАС России в Постановлении от 25.03.2020 по делу N 08/04/14.3-12/2020 <11> подчеркивает явный рекламный характер алкогольной продукции и выделение его из контекста подачи материала, при этом необходимо учитывать, что в соответствии с договором "исполнитель по заданию клиента оказывает услуги по размещению органичной интеграции товарных знаков и знаков клиента, создаваемые в выпуске шоу". ФАС России проанализировала видеоматериал шоу на сайте YouTube.com: "В данном видеоролике на пятой минуте <...> стоит за барной стойкой, за ее спиной расположен стеллаж, на котором стоит множество бутылок с алкогольной продукцией под торговой маркой Jim Beam. Информация о бурбоне под торговой маркой Jim Beam, сообщаемая на канале <...> отвечает всем признакам рекламы и не может быть признана органичной интеграцией" <12>.
Статья: Исчерпание прав на товарный знак: возможности использования в предложении к продаже
(Зыков С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)<6> Орлова В., Алексеев М. Исчерпание исключительного права на товарный знак: можно ли использовать чужой товарный знак в своей рекламе? // Рецепт. 2012. N 4(84). С. 82 - 87.
(Зыков С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)<6> Орлова В., Алексеев М. Исчерпание исключительного права на товарный знак: можно ли использовать чужой товарный знак в своей рекламе? // Рецепт. 2012. N 4(84). С. 82 - 87.
Статья: Споры о нарушении интеллектуальных прав в рекламной деятельности
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Вместе с тем на практике встречаются случаи довольно сложного разграничения правомерного и неправомерного использования средств индивидуализации - чаще товарного знака в составе аудиовизуального произведения. Например, в отношении словесного упоминания товарного знака, что по смыслу п. 2 ст. 1484 ГК РФ использованием товарного знака не является <3>. Такая же позиция усматривается и в случае включения обозначения, совпадающего с чужим товарным знаком, в контекстную рекламу, поскольку "такое упоминание является техническим параметром показа рекламы в поисковой системе" <4>. Неоднозначны подходы к решению вопроса о размещении чужого товарного знака в информационных целях, например, для указания на назначение товара или при интегрированной в аудиовизуальное произведение демонстрации товара с товарным знаком - представляется, что такое использование без согласия правообладателя на товарный знак не является нарушением в соответствии с положениями ст. 1477 ГК РФ и п. 9 ст. 2 Закона о рекламе.
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Вместе с тем на практике встречаются случаи довольно сложного разграничения правомерного и неправомерного использования средств индивидуализации - чаще товарного знака в составе аудиовизуального произведения. Например, в отношении словесного упоминания товарного знака, что по смыслу п. 2 ст. 1484 ГК РФ использованием товарного знака не является <3>. Такая же позиция усматривается и в случае включения обозначения, совпадающего с чужим товарным знаком, в контекстную рекламу, поскольку "такое упоминание является техническим параметром показа рекламы в поисковой системе" <4>. Неоднозначны подходы к решению вопроса о размещении чужого товарного знака в информационных целях, например, для указания на назначение товара или при интегрированной в аудиовизуальное произведение демонстрации товара с товарным знаком - представляется, что такое использование без согласия правообладателя на товарный знак не является нарушением в соответствии с положениями ст. 1477 ГК РФ и п. 9 ст. 2 Закона о рекламе.
Последние изменения: Правила размещения рекламы в Интернете
(КонсультантПлюс, 2025)не вправе использовать фирменное наименование и (или) товарный знак иной микрофинансовой организации в качестве ключевых слов при размещении контекстной рекламы (п. 1 ст. 7 Базового стандарта);
(КонсультантПлюс, 2025)не вправе использовать фирменное наименование и (или) товарный знак иной микрофинансовой организации в качестве ключевых слов при размещении контекстной рекламы (п. 1 ст. 7 Базового стандарта);
Статья: Особенности использования чужого товарного знака в рекламе на конкретном примере
(Ширяев В.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 10)Вообще из сформулированных в претензии требований не просматриваются притязания иностранной компании на то, что товарный знак российской компании схож с товарным знаком правообладателя до степени смешения. Поэтому не понятны ссылки в претензии на указанные статьи ГК РФ. Одновременное использование в рекламе чужого товарного знака и своего не является нарушением авторского права. В этом смысле нарушением авторского права и одновременно конкурентного (антимонопольного) права является использование в рекламе чужого товарного знака как своего (например, решение АС г. Москвы от 28 июня 2019 г. по делу N А40-147213/2018) <1>. В частности, чужие товарные знаки используют зачастую для рекламы в Интернете - чтобы выйти в топ рейтинга выдачи по запросам конкурентов. Например, одна компания использовала название другой в составе ключевой фразы для настройки контекстной рекламы в Яндексе. Она запускала объявления с фразой "Ремонтиста - Проверь цены своего сервиса!", которое появлялось по запросу "Ремонтиста". Это название другой компании, и оно оказалось товарным знаком. Правообладатель пошел в суд и отсудил за это почти миллион рублей компенсации <2>. Российская же компания по производству тест-полосок так не делает и не присваивает себе никаким образом товарный знак иностранной компании с целью продажи своей продукции под брендом иностранной компании.
(Ширяев В.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 10)Вообще из сформулированных в претензии требований не просматриваются притязания иностранной компании на то, что товарный знак российской компании схож с товарным знаком правообладателя до степени смешения. Поэтому не понятны ссылки в претензии на указанные статьи ГК РФ. Одновременное использование в рекламе чужого товарного знака и своего не является нарушением авторского права. В этом смысле нарушением авторского права и одновременно конкурентного (антимонопольного) права является использование в рекламе чужого товарного знака как своего (например, решение АС г. Москвы от 28 июня 2019 г. по делу N А40-147213/2018) <1>. В частности, чужие товарные знаки используют зачастую для рекламы в Интернете - чтобы выйти в топ рейтинга выдачи по запросам конкурентов. Например, одна компания использовала название другой в составе ключевой фразы для настройки контекстной рекламы в Яндексе. Она запускала объявления с фразой "Ремонтиста - Проверь цены своего сервиса!", которое появлялось по запросу "Ремонтиста". Это название другой компании, и оно оказалось товарным знаком. Правообладатель пошел в суд и отсудил за это почти миллион рублей компенсации <2>. Российская же компания по производству тест-полосок так не делает и не присваивает себе никаким образом товарный знак иностранной компании с целью продажи своей продукции под брендом иностранной компании.
Готовое решение: При каких условиях можно использовать товарный знак в рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)Также в судебной практике встречается позиция, что словесное упоминание чужого товарного знака (например, в качестве ключевых слов в контекстной рекламе), если оно не вызывает смешения, не является его использованием по смыслу ст. 1484 ГК РФ, а значит, само по себе не нарушает исключительное право на товарный знак (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16.08.2021 N С01-768/2020). Вместе с тем использование чужого товарного знака в контекстной рекламе в качестве ключевых слов может рассматриваться с учетом целей такого использования как акт недобросовестной конкуренции (п. 172 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10).
(КонсультантПлюс, 2025)Также в судебной практике встречается позиция, что словесное упоминание чужого товарного знака (например, в качестве ключевых слов в контекстной рекламе), если оно не вызывает смешения, не является его использованием по смыслу ст. 1484 ГК РФ, а значит, само по себе не нарушает исключительное право на товарный знак (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16.08.2021 N С01-768/2020). Вместе с тем использование чужого товарного знака в контекстной рекламе в качестве ключевых слов может рассматриваться с учетом целей такого использования как акт недобросовестной конкуренции (п. 172 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10).
Статья: Использование чужого товарного знака в рекламе: мнение ФАС и судебная практика
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2022 N С01-2068/2022 по делу N А56-71344/2020 истец обратился в суд с требованием о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, о признании действий ответчиков по размещению контекстной рекламы с использованием товарного знака актом недобросовестной конкуренции и запрете ответчикам использовать товарный знак при продаже товара, в том числе в сети Интернет.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2022 N С01-2068/2022 по делу N А56-71344/2020 истец обратился в суд с требованием о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, о признании действий ответчиков по размещению контекстной рекламы с использованием товарного знака актом недобросовестной конкуренции и запрете ответчикам использовать товарный знак при продаже товара, в том числе в сети Интернет.
Вопрос: Может ли правообладатель комбинированного товарного знака использовать для нанесения на товар только часть зарегистрированного товарного знака, например, без изображения, только текст?
(Консультация эксперта, 2025)Правообладатель товарного знака обладает исключительным правом использовать его любыми не запрещенными законом способами, что прямо указано в п. 1 ст. 1484 ГК РФ. В частности, он вправе размещать знак на товарах, упаковке, этикетках, использовать в рекламе и документации (п. 2 ст. 1484 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Правообладатель товарного знака обладает исключительным правом использовать его любыми не запрещенными законом способами, что прямо указано в п. 1 ст. 1484 ГК РФ. В частности, он вправе размещать знак на товарах, упаковке, этикетках, использовать в рекламе и документации (п. 2 ст. 1484 ГК РФ).
Статья: О правовом регулировании товарного знака
(Шеншин В.М.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Проблематика правовой квалификации использования товарных знаков в ключевых словах относится к сфере поисковой интернет-рекламы, при которой рекламное объявление демонстрируется в соответствии с содержанием, выбранной аудиторией, местом, временем или иным контекстом интернет-страниц. Контекстная реклама представляет собой вид размещения интернет-рекламы, в основе которой лежит принцип соответствия появления рекламного материала в зависимости от содержания просматриваемой пользователем интернет-страницы <7>.
(Шеншин В.М.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Проблематика правовой квалификации использования товарных знаков в ключевых словах относится к сфере поисковой интернет-рекламы, при которой рекламное объявление демонстрируется в соответствии с содержанием, выбранной аудиторией, местом, временем или иным контекстом интернет-страниц. Контекстная реклама представляет собой вид размещения интернет-рекламы, в основе которой лежит принцип соответствия появления рекламного материала в зависимости от содержания просматриваемой пользователем интернет-страницы <7>.