Использование такси в личных целях
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование такси в личных целях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 N 04АП-2515/2020 по делу N А58-11841/2019
Требование: Об отмене определения о взыскании судебных расходов.
Решение: Определение оставлено без изменения.Факт прибытия в аэропорт из дома представителя или с иного местоположения, а не с рабочего адреса не свидетельствует об использовании представителем услуг такси в личных целях.
Требование: Об отмене определения о взыскании судебных расходов.
Решение: Определение оставлено без изменения.Факт прибытия в аэропорт из дома представителя или с иного местоположения, а не с рабочего адреса не свидетельствует об использовании представителем услуг такси в личных целях.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 N 04АП-2515/2020 по делу N А58-11841/2019
Требование: Об отмене определения о взыскании судебных расходов.
Решение: Определение оставлено без изменения.Факт прибытия в аэропорт из дома представителя или с иного местоположения, а не с рабочего адреса не свидетельствует об использовании представителем услуг такси в личных целях.
Требование: Об отмене определения о взыскании судебных расходов.
Решение: Определение оставлено без изменения.Факт прибытия в аэропорт из дома представителя или с иного местоположения, а не с рабочего адреса не свидетельствует об использовании представителем услуг такси в личных целях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о взыскании страхового возмещения по договору добровольного автострахования (по риску "каско") (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Доводы истца о том, что в момент наступления страхового случая автомобиль использовался в личных целях, в качестве такси для коммерческих целей не эксплуатировался, судом правильно были оценены критически, поскольку использование транспортного средства при наличии действующего разрешения и неизвещение страховщика о нем свидетельствуют о значительном нарушении условий договора страхования.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Доводы истца о том, что в момент наступления страхового случая автомобиль использовался в личных целях, в качестве такси для коммерческих целей не эксплуатировался, судом правильно были оценены критически, поскольку использование транспортного средства при наличии действующего разрешения и неизвещение страховщика о нем свидетельствуют о значительном нарушении условий договора страхования.
Статья: Спор о взыскании страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (по риску "ОСАГО") (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Ложными или неполными сведениями считаются представленные страхователем сведения, которые не соответствуют действительности или не содержат необходимой для заключения договора страхования информации, при надлежащем представлении которых договор не был бы заключен или был бы заключен на других условиях. Обязанность по представлению полных и достоверных сведений относится к информации, влияющей на размер страховой премии: технических характеристик, конструктивных особенностей, о собственнике, назначении и (или) цели использования транспортного средства и иных обязательных сведений, определяемых законодательством об ОСАГО (например, стаж вождения, использование легкового автомобиля в качестве такси, а не для личных семейных нужд и т.п.).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Ложными или неполными сведениями считаются представленные страхователем сведения, которые не соответствуют действительности или не содержат необходимой для заключения договора страхования информации, при надлежащем представлении которых договор не был бы заключен или был бы заключен на других условиях. Обязанность по представлению полных и достоверных сведений относится к информации, влияющей на размер страховой премии: технических характеристик, конструктивных особенностей, о собственнике, назначении и (или) цели использования транспортного средства и иных обязательных сведений, определяемых законодательством об ОСАГО (например, стаж вождения, использование легкового автомобиля в качестве такси, а не для личных семейных нужд и т.п.).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31
"О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"Ложными или неполными сведениями считаются представленные страхователем сведения, которые не соответствуют действительности или не содержат необходимой для заключения договора страхования информации, при надлежащем представлении которых договор не был бы заключен или был бы заключен на других условиях. Обязанность по представлению полных и достоверных сведений относится к информации, влияющей на размер страховой премии: технических характеристик, конструктивных особенностей, о собственнике, назначении и (или) цели использования транспортного средства и иных обязательных сведений, определяемых законодательством об ОСАГО (например, стаж вождения, использование легкового автомобиля в качестве такси, а не для личных семейных нужд и т.п.).
"О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"Ложными или неполными сведениями считаются представленные страхователем сведения, которые не соответствуют действительности или не содержат необходимой для заключения договора страхования информации, при надлежащем представлении которых договор не был бы заключен или был бы заключен на других условиях. Обязанность по представлению полных и достоверных сведений относится к информации, влияющей на размер страховой премии: технических характеристик, конструктивных особенностей, о собственнике, назначении и (или) цели использования транспортного средства и иных обязательных сведений, определяемых законодательством об ОСАГО (например, стаж вождения, использование легкового автомобиля в качестве такси, а не для личных семейных нужд и т.п.).
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)
(ред. от 26.04.2017)Поскольку С. имеет статус индивидуального предпринимателя и предоставляет транспортные услуги на собственном транспортном средстве в качестве такси, собственником транспортного средства в соответствии с паспортом транспортного средства является индивидуальный предприниматель, суд пришел к выводу о том, что поврежденное транспортное средство использовалось для осуществления предпринимательской деятельности в рамках тех видов деятельности, которые предусмотрены в ЕГРИП, а не для личных, бытовых, семейных нужд. Оказывает транспортные услуги на своем транспортном средстве как таксист.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)
(ред. от 26.04.2017)Поскольку С. имеет статус индивидуального предпринимателя и предоставляет транспортные услуги на собственном транспортном средстве в качестве такси, собственником транспортного средства в соответствии с паспортом транспортного средства является индивидуальный предприниматель, суд пришел к выводу о том, что поврежденное транспортное средство использовалось для осуществления предпринимательской деятельности в рамках тех видов деятельности, которые предусмотрены в ЕГРИП, а не для личных, бытовых, семейных нужд. Оказывает транспортные услуги на своем транспортном средстве как таксист.
Ситуация: Как часто нужно проходить техосмотр?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу легковые автомобили и мотоциклы, которые принадлежат физическим лицам и используются исключительно в личных целях, не связанных, в частности, с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием их в служебных целях, не подлежат техосмотру (ч. 7 ст. 15 Закона N 170-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу легковые автомобили и мотоциклы, которые принадлежат физическим лицам и используются исключительно в личных целях, не связанных, в частности, с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием их в служебных целях, не подлежат техосмотру (ч. 7 ст. 15 Закона N 170-ФЗ).
Статья: Информационные обязанности как проявление принципа добросовестности в договорах страхования и перестрахования в праве Англии и России
(Драгунова Т.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 6)<53> Применительно к ОСАГО российский законодатель признал, что критерием существенности подлежащей раскрытию информации является ее влияние на размер премии. Такой же подход развивается и в судебной практике. В Определении от 17.12.2021 N 304-ЭС21-23628 ВС РФ подтвердил позицию нижестоящих судов, состоящую в следующем. Суды пришли к выводу, что информация об использовании транспортных средств, указанных в спорных полисах ОСАГО, при осуществлении пассажирских перевозок относится к существенной, так как непосредственно влияет на вероятность наступления страхового случая, а значит, на размер страховой премии. В п. 6 Постановления Пленума от 08.11.2022 N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Постановление N 31) Верховный Суд РФ подтвердил, что относит к существенной с точки зрения ст. 944 ГК РФ и п. 1.15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила N 431-П), информацию, влияющую на размер страховой премии: технические характеристики, конструктивные особенности, информацию о собственнике, назначении и (или) цели использования транспортного средства и иные обязательные сведения, определяемые законодательством об ОСАГО (например, стаж вождения, использование легкового автомобиля в качестве такси, а не для личных семейных нужд, и т.п.).
(Драгунова Т.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 6)<53> Применительно к ОСАГО российский законодатель признал, что критерием существенности подлежащей раскрытию информации является ее влияние на размер премии. Такой же подход развивается и в судебной практике. В Определении от 17.12.2021 N 304-ЭС21-23628 ВС РФ подтвердил позицию нижестоящих судов, состоящую в следующем. Суды пришли к выводу, что информация об использовании транспортных средств, указанных в спорных полисах ОСАГО, при осуществлении пассажирских перевозок относится к существенной, так как непосредственно влияет на вероятность наступления страхового случая, а значит, на размер страховой премии. В п. 6 Постановления Пленума от 08.11.2022 N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Постановление N 31) Верховный Суд РФ подтвердил, что относит к существенной с точки зрения ст. 944 ГК РФ и п. 1.15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила N 431-П), информацию, влияющую на размер страховой премии: технические характеристики, конструктивные особенности, информацию о собственнике, назначении и (или) цели использования транспортного средства и иные обязательные сведения, определяемые законодательством об ОСАГО (например, стаж вождения, использование легкового автомобиля в качестве такси, а не для личных семейных нужд, и т.п.).
Статья: К вопросу о разграничении кражи и присвоения найденного
(Макаров А.В., Страмилова Т.П., Куприянова А.В., Федурина Ю.О.)
("Российский следователь", 2021, N 7)И в том и в другом случае имущество (планшетный персональный компьютер и сотовый телефон) было потеряно потерпевшими, то есть временно выбыло из владения собственника, причем потерпевшие утратили имущество в салонах автомашин службы такси, в чем были уверены, и предпринимали активные попытки вернуть имущество. В обоих случаях имущество обладало признаками, позволяющими идентифицировать владельца, однако П. и К. этого не сделали, равно как и не сообщили в службу такси о найденном ими имуществе. И в том и в другом случае имущество, несмотря на то что владельцы прямо заявили об обстоятельствах потери, не было им передано и в дальнейшем активно использовалось в личных целях.
(Макаров А.В., Страмилова Т.П., Куприянова А.В., Федурина Ю.О.)
("Российский следователь", 2021, N 7)И в том и в другом случае имущество (планшетный персональный компьютер и сотовый телефон) было потеряно потерпевшими, то есть временно выбыло из владения собственника, причем потерпевшие утратили имущество в салонах автомашин службы такси, в чем были уверены, и предпринимали активные попытки вернуть имущество. В обоих случаях имущество обладало признаками, позволяющими идентифицировать владельца, однако П. и К. этого не сделали, равно как и не сообщили в службу такси о найденном ими имуществе. И в том и в другом случае имущество, несмотря на то что владельцы прямо заявили об обстоятельствах потери, не было им передано и в дальнейшем активно использовалось в личных целях.
Статья: Ответственность в сфере перевозок легковым такси
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Например, другой судья Девятого арбитражного апелляционного суда пришел к противоположному, более традиционному решению <45>. Он отметил, что, несмотря на заключенные договоры аренды транспортного средства (один из которых вместе с актом передачи транспортного средства, по мнению суда, был составлен фиктивно), транспортное средство использовалось арендатором-водителем, не являющимся плательщиком НПД ни в дату заключения договора, ни в дату совершения ДТП, причем использовалось не для его личных целей, а по поручению собственника транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, т.е. в качестве такси. При этом в протоколе ДПС водитель был определен как сотрудник ООО - собственника транспортного средства, основным видом деятельности которого является деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Судья пришел к выводу, что при таких обстоятельствах арендатор-водитель не может считаться владельцем источника повышенной опасности и, соответственно, нести ответственность за причиненный в ДТП вред. Стоит подчеркнуть, что в обоих случаях речь шла о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП имуществу третьих лиц, и что гражданская ответственность владельцев транспортных средств в момент совершения ДТП застрахована на была.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Например, другой судья Девятого арбитражного апелляционного суда пришел к противоположному, более традиционному решению <45>. Он отметил, что, несмотря на заключенные договоры аренды транспортного средства (один из которых вместе с актом передачи транспортного средства, по мнению суда, был составлен фиктивно), транспортное средство использовалось арендатором-водителем, не являющимся плательщиком НПД ни в дату заключения договора, ни в дату совершения ДТП, причем использовалось не для его личных целей, а по поручению собственника транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, т.е. в качестве такси. При этом в протоколе ДПС водитель был определен как сотрудник ООО - собственника транспортного средства, основным видом деятельности которого является деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Судья пришел к выводу, что при таких обстоятельствах арендатор-водитель не может считаться владельцем источника повышенной опасности и, соответственно, нести ответственность за причиненный в ДТП вред. Стоит подчеркнуть, что в обоих случаях речь шла о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП имуществу третьих лиц, и что гражданская ответственность владельцев транспортных средств в момент совершения ДТП застрахована на была.
Ситуация: Сколько действует диагностическая карта, в том числе после продажи автомобиля?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственники легковых автомобилей, используемых исключительно в личных целях, не связанных с деятельностью, в частности, с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием их в служебных целях, не обязаны проходить техосмотр, а следовательно, и получать диагностическую карту на такой легковой автомобиль за некоторым исключением (ч. 7 ст. 15 Закона N 170-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственники легковых автомобилей, используемых исключительно в личных целях, не связанных с деятельностью, в частности, с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием их в служебных целях, не обязаны проходить техосмотр, а следовательно, и получать диагностическую карту на такой легковой автомобиль за некоторым исключением (ч. 7 ст. 15 Закона N 170-ФЗ).